Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе".
материал на тему

Ибятова Айгуль Мидехатовна

Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого  мира в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx218.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное  общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа  №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья»  

Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого  мира в начальной школе.

            Подготовила        

                                                                      учитель начальных классов:    А.М.Ибятова

        Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ - это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности наших ребят.

        Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса..

        Основа любознательности и исследование чего-то нового, у ребенка закладывается еще в раннем детстве и при правильной организации учебной деятельности, плодотворно прорастает и дает свои удивительные плоды в начальной школе.

        Уникальность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - математики, русского языка, чтения, живого мира, устной речи, а сейчас время требует от нас и прочных знаний ИКТ, так как учитель начальных классов закладывает прочную основу компьютерной грамотности и сформировать УУД у современного ученика. Это не простая задача, тем более еcли речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в нашей школе, учителя начальных классов подходят творчески, сочетая здоровьесберегающие технологии с деятельностными подходами в воспитании и к преподаванию предметов.

         Хочу рассказать о формировании познавательного интереса на уроках живого  мира в начальной школе.

        Еще в свое время заметил В.А.Сухомлинский «Ребенок только в том случае полюбит школу, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше».

        Поэтому невозможно организовать учебный процесс младшего школьника не используя элементы игровой деятельности, а в современной школе большую помощь учителю оказывает умение использовать занимательный материал с элементами ИКТ, что благотворно влияет на развитие всех психических процессов ребенка в учебно-воспитательном процессе.

        На уроках живого мира начиная с первого класса, мне как учителю, ИКТ помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.

        Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, поэтому, необходимо четко планировал, где, как и с какой целью, сколько времени, следует привлечь средства занимательности на уроке.

        На уроках живого мира, чаще всего использую такой занимательный материал: познавательные викторины, опросы, экологические сказки, кроссворды , сообщения.

        На каждом уроке обязательно пятиминутка «В мире интересного», несколько учащихся самостоятельно находят интересные вопросы по темам для своих одноклассников. Ребята на следующий урок дают ответ в виде сообщения .

        Например, по теме «Домашние животные»

Вопрос: Как отличить дикого животного от домашнего ?(собака-волк)

        Такие задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, где учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить, изучать интересные научные факты и доносят их до аудитории.

        Большой интерес на уроках живого мира вызывает экологические сказки придуманные самими учениками. Разговор между растениями, насекомыми, птицами, зверями.

        Например по теме: «Комнатные растения», ребята сочиняли сказку «Кактус и Роза», где цветы были наделены человеческими качествами.

Один из примеров: Разговор удивительно красивой розы и скромного неприхотливого Кактуса.

Как то ночью я вышел на кухню, попить воды. Вдруг слышу, чей-то разговор. Я прислушался.

- Я, Роза, давай знакомиться.

А ты кто?

Я, Кактус.

        Роза была такая нежная, все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и восхищались ее ароматом и красотой.

-У тебя столько друзей, Роза.

Тобой любуются влюбленные, дарят тебя друг другу. Ты приносишь всем радость.

А я, такой некрасивый, незаметный и совсем одинок.

Что ты! Что ты!- закричала Роза.

Люди тебя тоже очень любят.

Ты комнатный, живешь на светлом подоконнике, они ухаживают за тобой.

А ты благодаришь людей за их заботу, не замечая ничего.

Помогаешь очищать воздух в квартире и поглощать вредные излучения.

        Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие растения являются комнатными и какую пользу приносят человеку, какие звери зимой спят, какие — запасают корм, какие — ведут активный образ жизни.

        В формировании учебно-познавательного интереса велика роль также познавательных викторин. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, умеет ли он думать. Например: «Сто вопросов о природе»; «Это интересно»; «Природная тропа»

Несколько фрагментов из познавательных викторин.

«Не уставай удивляться»

1.-Дышит ли цыпленок в яйце?

3194_

Да, через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить или замазать клеем, то цыпленок задохнется.

2.Зачем кузнечику сабля?

hello_html_mbd085b8.jpg

Сабля есть только у самки – это яйцеклад.

3.Все ли зайцы зимой становятся белыми?

zayac_rusak

Нет, русак не меняет шубку, он всегда серый.

Такого рода мероприятия, как познавательные викторины, организуют ребенка к самостоятельной, познавательной активности.

 «Самые – самые!!!»

- Самое быстрое животное ? (гепард)

- Самое длинная шишка ? (ель)

- Самый большой гриб ? (дождевик)

- Самое большое животно ? (медведь)

- Самое опасное животное  ? (росомаха)

В своей работе, я часто использую загадки. Они характеризуют главные признаки предметов или явлений. Таким образом, помогают детям легче усвоить учебный материал.

        Предлагаю загадки по теме: «Времена года».

1.На первую ступеньку

Встал парень молодой ,

К двенадцатой ступеньки  

Пришёл старик седой.  (год)

2.Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг-друга не обходят (месяцы)

3.Приходит по луже,

Уходит по стуже (Осень)

4.Птицы прилетели,

Растаяли снега.

И под звон капели

К нам спешит …(весна)

5. Если бабочки лтают

Все на солнце загорают,

И гуляют до рассвета

Значит вновь вернулось…(лето)

Предлагаю кроссворд по теме «Птицы»

hello_html_m485ce0f0.png1160288

1. Маленькая птичка,
На полях, лугах живет.
«Пип - пилю» поёт!
Всех спать зовет  (жаворонок)

2.Он по рабочему одет – 
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пестрая спецовка  (дятел)

3.Живет в лесу,

ухает, как разбойник,
Люди его боятся, 
а он людей боится  (филин)

4.Спинкою зеленовата, 
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка 
И полоска шарфика (синица)

5. Угадайте, что за птичка,
Темненькая невеличка?
Беленькая с животика,
Хвост раздвинут в два хвоста.  (ласточка)

        Эти задания способствуют повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают у них интерес, помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах.

        Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения.

В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:

  • привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  • повышение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  • включение учащихся в интересную для них форму работы.

        Как показывает опыт, реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:

- у детей развивается умение работать с информацией;

- формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

- повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;

        Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно самостоятельно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"

«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...

ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель....

Активизация и развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики с применением современных педагогических технологий

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. » (Б. Паскаль)Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения шк...

Проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования познавательного интереса и основа усвоения учебного материала обучающимися в начальной школе»

Материалы (пояснительная записка и презентация) на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2018" - проект «Визуализация образовательного процесса, как  фактор формирования ...

Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...

Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....

Материалы МО доклад на тему: Формирование учебно-познавательной компетентности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

формирование учебно-познавательной компетентности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности....