Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе".
материал на тему
Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 218.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе.
Подготовила
учитель начальных классов: А.М.Ибятова
Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ - это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности наших ребят.
Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса..
Основа любознательности и исследование чего-то нового, у ребенка закладывается еще в раннем детстве и при правильной организации учебной деятельности, плодотворно прорастает и дает свои удивительные плоды в начальной школе.
Уникальность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - математики, русского языка, чтения, живого мира, устной речи, а сейчас время требует от нас и прочных знаний ИКТ, так как учитель начальных классов закладывает прочную основу компьютерной грамотности и сформировать УУД у современного ученика. Это не простая задача, тем более еcли речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в нашей школе, учителя начальных классов подходят творчески, сочетая здоровьесберегающие технологии с деятельностными подходами в воспитании и к преподаванию предметов.
Хочу рассказать о формировании познавательного интереса на уроках живого мира в начальной школе.
Еще в свое время заметил В.А.Сухомлинский «Ребенок только в том случае полюбит школу, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше».
Поэтому невозможно организовать учебный процесс младшего школьника не используя элементы игровой деятельности, а в современной школе большую помощь учителю оказывает умение использовать занимательный материал с элементами ИКТ, что благотворно влияет на развитие всех психических процессов ребенка в учебно-воспитательном процессе.
На уроках живого мира начиная с первого класса, мне как учителю, ИКТ помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.
Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, поэтому, необходимо четко планировал, где, как и с какой целью, сколько времени, следует привлечь средства занимательности на уроке.
На уроках живого мира, чаще всего использую такой занимательный материал: познавательные викторины, опросы, экологические сказки, кроссворды , сообщения.
На каждом уроке обязательно пятиминутка «В мире интересного», несколько учащихся самостоятельно находят интересные вопросы по темам для своих одноклассников. Ребята на следующий урок дают ответ в виде сообщения .
Например, по теме «Домашние животные»
Вопрос: Как отличить дикого животного от домашнего ?(собака-волк)
Такие задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, где учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить, изучать интересные научные факты и доносят их до аудитории.
Большой интерес на уроках живого мира вызывает экологические сказки придуманные самими учениками. Разговор между растениями, насекомыми, птицами, зверями.
Например по теме: «Комнатные растения», ребята сочиняли сказку «Кактус и Роза», где цветы были наделены человеческими качествами.
Один из примеров: Разговор удивительно красивой розы и скромного неприхотливого Кактуса.
Как то ночью я вышел на кухню, попить воды. Вдруг слышу, чей-то разговор. Я прислушался.
- Я, Роза, давай знакомиться.
А ты кто?
Я, Кактус.
Роза была такая нежная, все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и восхищались ее ароматом и красотой.
-У тебя столько друзей, Роза.
Тобой любуются влюбленные, дарят тебя друг другу. Ты приносишь всем радость.
А я, такой некрасивый, незаметный и совсем одинок.
Что ты! Что ты!- закричала Роза.
Люди тебя тоже очень любят.
Ты комнатный, живешь на светлом подоконнике, они ухаживают за тобой.
А ты благодаришь людей за их заботу, не замечая ничего.
Помогаешь очищать воздух в квартире и поглощать вредные излучения.
Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие растения являются комнатными и какую пользу приносят человеку, какие звери зимой спят, какие — запасают корм, какие — ведут активный образ жизни.
В формировании учебно-познавательного интереса велика роль также познавательных викторин. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, умеет ли он думать. Например: «Сто вопросов о природе»; «Это интересно»; «Природная тропа»
Несколько фрагментов из познавательных викторин.
«Не уставай удивляться»
1.-Дышит ли цыпленок в яйце?
Да, через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить или замазать клеем, то цыпленок задохнется.
2.Зачем кузнечику сабля?
Сабля есть только у самки – это яйцеклад.
3.Все ли зайцы зимой становятся белыми?
Нет, русак не меняет шубку, он всегда серый.
Такого рода мероприятия, как познавательные викторины, организуют ребенка к самостоятельной, познавательной активности.
«Самые – самые!!!»
- Самое быстрое животное ? (гепард)
- Самое длинная шишка ? (ель)
- Самый большой гриб ? (дождевик)
- Самое большое животно ? (медведь)
- Самое опасное животное ? (росомаха)
В своей работе, я часто использую загадки. Они характеризуют главные признаки предметов или явлений. Таким образом, помогают детям легче усвоить учебный материал.
Предлагаю загадки по теме: «Времена года».
1.На первую ступеньку
Встал парень молодой ,
К двенадцатой ступеньки
Пришёл старик седой. (год)
2.Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг-друга не обходят (месяцы)
3.Приходит по луже,
Уходит по стуже (Осень)
4.Птицы прилетели,
Растаяли снега.
И под звон капели
К нам спешит …(весна)
5. Если бабочки лтают
Все на солнце загорают,
И гуляют до рассвета
Значит вновь вернулось…(лето)
Предлагаю кроссворд по теме «Птицы»
1. Маленькая птичка,
На полях, лугах живет.
«Пип - пилю» поёт!
Всех спать зовет (жаворонок)
2.Он по рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пестрая спецовка (дятел)
3.Живет в лесу,
ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
а он людей боится (филин)
4.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
5. Угадайте, что за птичка,
Темненькая невеличка?
Беленькая с животика,
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)
Эти задания способствуют повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают у них интерес, помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах.
Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения.
В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- повышение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение учащихся в интересную для них форму работы.
Как показывает опыт, реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:
- у детей развивается умение работать с информацией;
- формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;
Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно самостоятельно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"
«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-274284-1580540755.jpg)
ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/13/picture-518143-1623601935.jpg)
Активизация и развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики с применением современных педагогических технологий
«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. » (Б. Паскаль)Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения шк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-1072801-1540190423.jpg)
Проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования познавательного интереса и основа усвоения учебного материала обучающимися в начальной школе»
Материалы (пояснительная записка и презентация) на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2018" - проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-1414149-1657109413.jpg)
Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...
Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/17/picture-1548560-1734449448.jpg)
Материалы МО доклад на тему: Формирование учебно-познавательной компетентности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
формирование учебно-познавательной компетентности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности....