Формирование навыков ЗОЖ у младших школьников
методическая разработка (4 класс)
Об использование активных форм и методов работы в обучении учащихся здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЦЕНТР ДЕТСТВА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни
у младших школьников»
Воспитатель:
Колесник Л.С.
28.10.2019
г. Новый Уренгой
«Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников»
Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Проблема здоровья у всех на слуху. Почему?
Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, — всё это было и осталось. Но в современных условиях прежний стиль преподавания оказался ещё более дезадаптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм.
Таким образом, перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль. В нашей школе проходило КТД «Сам себе я помогу» о правилах гигиены органов слуха.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Использование активных форм и методов работы в обучении учащихся здоровому образу жизни
Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя.
В.А. Сухомлинский
1. Неразрывная связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы.
Недостаточно просто дать знания, например, рассказать об опасности грозы. Важно сформировать у ребят навык безопасного поведения во время грозы. А это сделать на одном занятии нельзя.
Я использовала формы работы
1) Сезонные экскурсии.
Во время экскурсий обращала внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. О предупреждении несчастных случаев (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).
Во время экскурсий старались задействовать все органы чувств. Зрение помогало оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание — прикоснуться к дереву, к листьям.
2) Целевые прогулки: «Почему плачут берёзы?» «Цветы весны — отрада для души», «Где зелень, там и здоровье».
3) Занятия-путешествия «Путешествие на планету Здоровья».
4) Праздники здоровья. «Витаминный калейдоскоп».
6) Занятия в форме интервью «Азбука питания».
7) Анкетирование, тестирование.
В работе наиболее часто использовала такие методы как наблюдение, практическая деятельность, парная и групповая работа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, решение ситуационных задач.
При проведении мероприятий обучающиеся знакомились с различным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере которых учились отличать поведение, полезное для здоровья.
В результате, у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, причём не только накапливались сведения о здоровье, но и формировались умения применять свои знания в жизни:
- предупреждать простудные заболевания,
- правильно вести себя в природе,
- знать лекарственные и ядовитые растения,
- организовывать свой распорядок дня,
- одеваться в соответствии с погодой.
Дети подводились к мысли, что самое важное в жизни – здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова «Никто не позаботится о твоём здоровье лучше, чем ты сам».
2. Питание и здоровье.
Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
Гиппократ
Один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного и рационального питания.
Основная цель «Разговоры о правильном питании» - уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи; предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Хлеб — всему голова». В конце изучения раздела проводила занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-тестирования, КТД.
Для того, чтоб детям было интересно, на мероприятиях появлялись разные персонажи (Поварёнкин, Сковородкин, Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Персонажи рассказывали детям о важности присутствия полезных продуктов в организме, задавали вопросы, давали советы, задания, оценивали знания детей.
При проведении данных мероприятий воспитанники получили знания:
- о значении питания для роста и развития организма, для здоровья; о том, что пища должна быть разнообразной;
- о питательных и целебных свойствах наиболее распространенных продуктов;
- о пользе свежих овощей и фруктов для здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ.
Ребята научились:
- различать полезную и не очень полезную пищу, выбирать для питания полезную пищу;
- ограничивать себя в употреблении неполезных для здоровья продуктов, жирной пищи, сладостей, солений, пищи богатой холестерином и т.д.;
- выполнять гигиенические правила приёма пищи;
- выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом.
3. Забота о своём здоровье.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача,
который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ.
Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Для реализации этих задач проводились тематические классные часы.
На классных часах ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека.
Постоянными персонажами, предстающими на занятиях в разных сюжетах, были Доктор Сердце и Больное Сердце. С их помощью ребята знакомились и усваивали такие непростые понятия, как «токсикомания», «алкоголизм», «курение», «переедание», «гиподинамия» и т. д.
При изучении динамики выбора основных компонентов здорового образа жизни было выявлено, что понимают ученики под здоровым образом жизни. Участвовали в анкетировании 14 учеников 4-го класса.
Все ученики отметили вред курения для здоровья, 91,3% - вред алкоголя, 87% - необходимость занятий спортом для укрепления здоровья, 61% -- важность правильного питания, 26% -- соблюдение режима дня, 13%--вред наркотиков.
Данные показатели указывают на то, что ученики в 4 классе в понятие здорового образа жизни вкладывают нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.
Основными компонентами здорового образа жизни ученики в этом возрасте выбирают отказ от курения, алкоголя, необходимость занятий спортом, правильную организацию питания.
При анализе тестирования по теме «Человек и его здоровье» были получены следующие результаты (участвовало 14 учеников):
- на вопрос Кто должен заботиться о твоём здоровье? ребята ответили так:
58,3% - сам
41,7% - родители
- Где вы учитесь быть здоровыми?
60,7%– в школе
29,3% -дома
10% - у друзей, знакомых, из книг
- Умеешь ли ты заботиться о своём здоровье?
75% - да
25% - частично
- Выполняешь ли ты режим дня?
45,8%- да
50% - не всегда
4% (1 ученик) не выполняю
- Курить — здоровью вредить
75% не надо начинать курить
25% курение особенно вредно для детей
- Организация учебного труда
54% читают и пишут при хорошем освещении
13% делают перерыв через час
16,6% дают отдых глазам
8,3% читают и пишут без перерыва
Такое тестирование мне помогло определить, в каком направлении необходимо больше работать.
1.2. Совершенствование оздоровительной работы.
Формирование здорового образа жизни в семье
Чтобы воспитать хорошего человека,
надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку
уроки здоровья, мудрости, любви и труда.
Древневосточная мудрость
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
1) Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой»,
Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, пожарной охраны, психолога, социолога):
- Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
- Физическое воспитание детей в семье.
- Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
- Основы здорового питания.
- Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
- Профилактика вредных привычек.
- Формирование у детей навыков личной гигиены.
- Лето — «кузница здоровья».
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Заключение
Здоровье — мудрых гонорар.
П. Беранже
В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
- образ жизни – 50%
- окружающая среда- 20%
- наследственность- 20%
- развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Правильная организация оздоровительной работы, а именно:
- строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, прогулок, каникул);
- обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
- использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
- совместные усилия учителя, воспитателя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволит изменить негативную динамику на позитивную.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, спортчасы в группе продленного дня, и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Список литературы
- Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. - 100с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье/ И. И. Брехман — М.: ФиС, 1990. – 217 с.
- Вайнер Э.Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. — М.: Флинта: Наука, 2005.
- Дорошкевич М. П. Основы валеологии и школьной гигиены / М. П. Дорошкевич. – М., 2003. - 238 с.
- Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. – М. : Март, 2005. - 527 с.
- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.- №3.- С.52-87.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа.-2005.- № 11. - С.75.
- Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе/ К. Петров // Воспитание школьников.-2005, -№2.- С.19-22.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2002.- 121с.
- Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования /Т.М. Чурекова, Н.Г. Блинова, А.В. Сапего // Валеология.-2004, - №4. - С.67-70.
- Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л.Л. Шевченко // Начальная школа.-2006,- № 8. - С.89.
- Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни/ В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 79 – 79.
Электронные ресурсы
26. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. [Электронный ресурс] / М.Павлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Формироване навыка чтения у младших школьников
Информация для родителей начальной школы....
«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».
Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...
Формирование навыка чтения у младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Методика формирования навыка чтения у младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"
В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....