"Внеурочная деятельность в школе"
статья
С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание и значение отводится внеурочной деятельности. Возникает новая актуальность, как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внеурочная деятельность»
«Не для школы, для жизни учимся»
Все мы с вами знаем, что ребенок развивается через игру, учебу, экскурсии, кружки или спортивные мероприятия… И каждый из нас понимает, что главная задача школы заключается в том, чтобы помочь молодому поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Для этого необходимо усиление воспитательного потенциала школы, чтобы раскрыть способности ученика, воспитать порядочной, патриотичной личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Поэтому важно уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в различных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.
С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание и значение отводится внеурочной деятельности. Возникает новая актуальность, как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Внеурочная деятельность сегодня понимается преимущественно как, работа организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), кружковая занятость, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям раскрыть у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Ведущая фигура при реализации любой модели введения внеурочной деятельности в образовательном учреждении принадлежит классному руководителю.
Особенностью организации внеурочной деятельности является то, что вся работа по формированию и развитию творческой личности концентрируется вокруг ключевых воспитательных дел. Чем разнообразнее виды и направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.
Виды и направления тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Их разнообразие увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества. Зачастую школьники демонстрируют те способности, которые остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий: спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические, научно-познавательные, военно-патриотические, проектные деятельности. При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать соответствие возрастных особенностей обучающихся.
Эффективным методом работы по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов. Он направлен на достижение конкретных целей, конечный результат. При работе над выбором тем проектов могут быть получены личностные результаты. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой русского языка, позволяет школьникам понять, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа; что нужно уважительно относиться к родному языку; сохранять потребность в чистоте русского языка.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, не только подготовил и выступил на конференции по теме «Нефть в Иркутской области», но и приобрел некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность, представляет нефть. Эффект — это последствие результата. Например, приобретенное знание, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности в данной теме, расширение его мировоззрения.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов приобретение детьми социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.
Второй уровень результатов получение учеником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно здесь приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников формируется коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентность и социокультурная идентичность.
Итак, внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь это достижение личностных и метапредметных результатов.
Вывод:
В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются личностные и метапредметные результаты. По словам Герберта Спенсера анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования — это не знания, а действия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы ...
Видео.Внеурочная деятельность в школе.Лекция Ирины Логвиновой
Внеурочная деятельность в школе -для продолжения задач,которые были задуманы на урокеЛекция Ирины Логвиновой...
внеурочная деятельность в школе
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня...
Анкета для родителей "Удовлетворенность внеурочной деятельностью в школе"
Эта анкета поможет узнать об отношении родителей к внеурочной деятельноти в школе...
Анкета для родителей "Удовлетворенность внеурочной деятельностью в школе"
Эта анкета поможет узнать об отношении родителей к внеурочной деятельноти в школе...
Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...