Методическая разработка: «Программа воспитания по профилактике асоциальных процессов « Мы вместе!»»
методическая разработка

Сяткина Елена Александровна

Цели программы:

  1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня правонарушений среди учащихся, подбор методик и технологий  психолого-педагогического сопровождения учащихся.
  4. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у детей и “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);
  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
  5. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам,  спортивные секции.
  6. Развивать  систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время.
  7. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы.
  8. Своевременно  обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты

  1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
  2. Коррекция  негативных поведенческих проявлений несовершеннолетних через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.
  3. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
  4. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
  5. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы позитивными средствами.
  6. Создание  условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
  7. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.

Участники программы:

Учащиеся начальных классов из «группы риска», требующие повышенного педагогического внимания, проблемные семьи.

Члены администрации школы, классный  руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники, родители, классный коллектив.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my_vmeste.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация

Сергиево-Посадского муниципального  района Московской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка:

«Программа воспитания по профилактике асоциальных процессов

« Мы вместе!»»

Разработала  учитель начальных классов

Сяткина Елена Александровна

2018 г.

Программа воспитания по профилактике асоциальных процессов

« Мы вместе!»

        Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но всё чаще поведение младших школьников вызывает тревогу и озабоченность общества. Всё чаще приходится наблюдать за грубостью, агрессивным поведением, лживостью, сквернословием, неуважением к старшим, воровством, хулиганством, безнадзорностью и даже курением  и употреблением алкоголя со стороны школьников младшего звена. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным.

     Младшие школьники целиком зависят от своей семьи, считают ее оплотом безопасности и защиты. Отсюда большая чувствительность детей этого возраста к нарушению безопасного их окружения. Поэтому дошкольники порой так тяжело входят в новую роль ученика. Ситуации насилия, когда заставляют делать то, что не хочется (сидеть, когда хочется бегать; быть серьезным, когда хочется смеяться и т.д.). Такие ситуации тяжело переживаются детьми этой возрастной группы. Отсюда проблема дезадаптация школьной жизни у первоклассников.

          Младшие школьники имеют повышенный уровень эмоционального восприятия, малозначительное замечание может вызвать обиду. Отсюда могут возникнуть трудности детей в общении со сверстниками, учителями, родителями.

          Также у младших школьников могут быть трудности, связанные с освоением школьной программы, трудности бытового плана, т.к. у детей этого возраста нет еще ни учебных, ни трудовых навыков.

              Кроме того, у младших школьников возникают трудности, связанные с неблагополучием в семье или в неполной семье (пьянство родителей которое влечет отсутствие контроля за детьми, а как следствие - ребенок становится ненужным в семье и ищет защиты и понимания в сомнительных компаниях. Из-за частых стрессовых состояний меняется отношение к школе, учебе, учителям, становятся частыми прогулы, которые влекут отрицательные оценки и т.д.)

         Школьников, у которых  возникают подобные  проблемы, принято называть трудными детьми. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. В начале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины, а затем грубость, пропуски занятий, хулиганство и т. д. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей.

Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле — непознанных.

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения. Дети копировали и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего в младшем школьном возрасте они еще не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т. е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей. Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой, читая морали невозможно. Доказано, что чаще всего правонарушителями становятся дети, которые растут и воспитываются  в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяют  должного внимания ребенку, балуют, покрывают недостойные поступки, где царят грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. Словом, как говорят педагоги и психологи, трудные дети — это чаще всего дети «трудных» родителей.

Причины асоциального поведения школьников

  • возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей;
  • пересмотр норм поведения, их упрощение, потребительского характер отношений;
  • рассогласование между тем, что ребенок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе;
  • непонимания моральных норм или  нежелания с ними считаться;
  • педагогическая запущенность;
  • снижение уровня мотивации к обучению;
  • систематические учебные неуспехи;
  • сложные отношения со сверстниками;
  • неблагополучие семейных отношений;
  • асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т. п.);
  • безразличие к воспитанию ребенка (отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность), или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых;
  • сверхзанятость родителей;
  • отклонения психического и физического состояния здоровья;
  • возрастные кризисы;
  • отсутствие условий для самовыражения, занятости полезными видами деятельности;
  • замедленные темпы умственного, социального и морального развития;

Большую часть времени  ребёнок проводит в школе, и система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности трудного ребёнка, помощи ему в самоутверждении, и на обеспечение сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребёнка: учителей, классного руководителя, администрации и родителей. А так же взаимодействие образовательного учреждения со всеми социальными учреждениями и службами района.

Цели программы:

  1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня правонарушений среди учащихся, подбор методик и технологий  психолого-педагогического сопровождения учащихся.
  4. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у детей и “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);
  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
  5. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам,  спортивные секции.
  6. Развивать  систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время.
  7. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы.
  8. Своевременно  обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты

  1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
  2. Коррекция  негативных поведенческих проявлений несовершеннолетних через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.
  3. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
  4. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
  5. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы позитивными средствами.
  6. Создание  условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
  7. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.

Участники программы:

Учащиеся начальных классов из «группы риска», требующие повышенного педагогического внимания, проблемные семьи.

Члены администрации школы, классный  руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники, родители, классный коллектив.

Основные формы работы с учащимися:

Диагностическая работа:

Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;

Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

Изучение  микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

Консультативная работа:

Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;

Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей;

Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с детьми.

Просветительская работа:

Индивидуальные, групповые  тематические беседы с учащимися;

Тематические беседы с родителями;

Проблемные педагогические консилиумы.

Коррекционно – развивающая работа

Корекционно –групповые развивающие занятия с детьми по результатам диагностических исследований.

Социальное партнёрство:

- школьный психолог;

- социальный педагог;

 - инспектор по делам несовершеннолетних;

- шефство;

- культурно-досуговый центр;

 - военно-патриотический клуб;

- туристическо-краеведческая организация;

-  библиотека;

 - педагоги дополнительного образования.

 

Диагностическая работа:

Изучение особенностей познавательной сферы младшего школьника

Оценка внимания, диагностика интеллекта, определение уровня интеллекта.

Изучение особенностей развития личности младшего школьника:

Изучение тревожности, изучение типа темперамента, определение акцентуаций характера,  

диагностика агрессивности и конфликтности, диагностика импульсивности, изучение «совестливости, анкетирование.

Изучение микроклимата семьи:

Изучение детско – родительских отношений, анкета для родителей.

Виды просветительской  и коррекционно – развивающей  работы

Участники

Основные мероприятия

Работа с учащимися

Беседы с учащимися «Тревога дома и в школе», «Моё свободное время», «О детской дружбе и выборе друзей», «Необдуманный поступок и его последствия», «О милосердии, о  прощении»,

Просветительская линейка по ЗОЖ: «Я здоров и потому успешен», «В спорткомплекс — всей семьей», «Здоровое питание»,

Сюжетно-ролевые игры «Опасная ситуация и выход из неё», «Заманчиво, но противоправно», «Учимся говорить – Нет!»

Занятие  - игра « Не бойся чувствовать», «Как я умею преодолевать трудности», «Мой выбор: как поступить?», «Хочу спросить»

Встречи с интересными людьми. Встреча с инспекторами МЧС и ГИБДД; встреча с врачом скорой помощи; экскурсия в пожарную часть;

Поэтический вечер «В кругу друзей», встреча с мастерами спорта.

Конкурсы рисунков, социальных реклам: «Безопасная дорога», «Поможем бездомным животным», «Здоровье во имя будущего», «Мир равных возможностей», «Моя семья – мое богатство».

Проекты: « Доброе дело – радость в душе»,  «Мы разные, но мы вместе», «Моя семья –мои семь Я», «Мир без войны», «Поклон ветеранам», ««Наше культурное наследие», «Наш дом – Россия» ,«Дорогою добра».

Акции: «Сбереги дерево», «Твори добро», «Помоги птицам!», «Поздравление ветерану», «Чистый посёлок», «Акция-утилизация», «Нет вредным привычкам!»

Дискуссии:

Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»

Веселые старты, спортивные соревнования, походы

Посещение и демонстрация театрализованных постановок, концертов

Поездки, экскурсии.

Игры:

Интеллектуально-познавательная игры.

Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей»

Игра «Школа безопасности»

Классные часы:

«Ответственность и безответственность», «Толерантность и мы»,  Моё и чужое, «Знакомство с правилами поведения учащихся в школе классе, на переменах», «Один дома» , «Моё свободное время», «Я - гражданин России»,  «Государство, права и обязанности гражданина», «О детской дружбе и выборе друзей», «Необычные приключения с мальчишками», «Необдуманный поступок и его последствия», « О милосердии, о  прощении. Христианские заповеди».

Совместные праздники, викторины,  конкурсы с учащимися более старших классов «Юные инспекторы движения»,  «Украшения для ёлочки», «Вместе весело шагать…»

Тренинги. (Приложение 1)

Упражнения на  развитие коммуникативных навыков : «Представь свое имя», ««Остров», Ладошка», «Мои сильные и слабые стороны», «Хромая обезьяна», «Уши-нос», «Посидите, как сидите», «Нож и масло».

Упражнения  с основами правовых знаний : «Автобус», «Самые добрые руки»,  «Сказка за сказкой».

Упражнения по формированию позитивныx жизненныx целей: «Дружеская рука», «Узкий мост», «Спутанные цепочки», «Гусеница»,  «Строим город».

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений:

«Внимание, контроль, понимание».

Лектории:

«Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом»,

«Мальчики и девочки. Почему они разные?»,  « Поведение родителей – пример для подражания»,  «Воспитание сознательной дисциплины», «Наказание и поощрение в семье», «Взаимоотношения в семье», «Поощрения и наказания в воспитании ребенка», «Трудности воспитания: ребёнок и агрессия»,  «О детской дружбе», «Проблема толерантности в семейном воспитании»

Семейные праздники:

«Наша родословная», «Наши семейные традиции»,«Дни Именинников», «День Матери»,  «Папа может»,  «Посиделки у самовара», «Новогодний огонёк»

Тренинги.

Работа с педагогами

Круглый стол: «Трудный ребенок – помоги ему учиться жить».

Беседа – диспут: « Работа над ошибками».

Подбор детей для коррекционно-развивающих занятий

 Для занятий берутся дети, вызывающие беспокойство учителей. Используются также данные обследований детей. Для контроля результатов обследование проводится до и после окончания цикла занятий. Для занятий отбираются трудные дети.

Цикл занятий предполагает работу одновременно с детьми, испытывающими различные трудности поведения. Взаимодействие детей с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения.

Организация и содержание коррекционной работы

 Занятия проводятся в группе из 4-10 детей. Продолжительность одного занятия 45-60 минут. Число занятий - 10. В зависимости от организационных возможностей занятия проводятся с различной частотой. Лучше проводить  их ежедневно, но можно через день и даже по 1 разу в неделю.

 Более частые занятия приводят к более явным результатам, интенсифицируя внутреннюю психологическую работу. Кроме того, меньше вероятность того, что кто-то из детей заболеет и пропустит часть цикла. Встречаться с детьми лучше не в классной комнате, а в помещении, позволяющем проводить игровые занятия.

Социальное партнёрство.

Социальное партнёрство влияет  на эффективность и качество воспитания, поскольку предоставляет много возможностей всем участникам от

приобретения нового опыта до формирования нравственной культуры.

Обучающиеся получают возможность :

- получать новый опыт за пределами классной комнаты,

- осваивать разные социальные роли,

- развивать навык самоанализа, креативность, открытость всему новому,

 - узнавать информацию от специалистов-професионалов,

- расширять опыт взаимодействия с ровесниками и взрослыми.

Родители получают возможность участвовать в процессе воспитания, помогая детям, делится своим опытом в тех областях, которые востребованы практикой.

Формы совместной активности с организациями-партнёрами:

- проектная деятельность;

- проведение конкурсов;

- мастер-классы;

- олимпиады;

-экскурсии;

- походы;

- концерты;

- волонтёрство и др.

Приложение 1.

                         УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ»

Цель: Развитие ответственности за других членов группы.

Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ведущий убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается еще часть газет, «остров» становится совсем маленьким. Ведущий уменьшает «остров», насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на материк — рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Заметки для ведущего: В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бросить ему «спасательный круг» — подстелить кусок газеты. В обсуждении необходимо обязательно спросить ребят, почему они не спасали, а специально выбросили с острова этого участника. Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, они поступили бы также? Этот вопрос должен «повиснуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребята окажутся наедине с этим вопросом.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКА»

Цель: Повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положительные качества.

Содержание: На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества.

Заметки для ведущего: Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объявить всем, что если они не могут найти положительное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КАЧЕСТВА»

Цель: Формирование навыков адекватной самооценки.

Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой — слабые. Желающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и слабых черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяснить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сделать, можно найти всегда.

Заметки для ведущего: Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ведущий должен помочь им.

 

                    УПРАЖНЕНИЕ «ХРОМАЯ ОБЕЗЬЯНА»

Цель: Снижение эмоционального напряжения.

Содержание: Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, ее ужимки, походку. Затем ведущий говорит, что он запрещает думать об этой обезьяне в течение двух минут, и засекает время. Засмеявшиеся выходят в середину круга. В конце концов все участники оказываются там и вместе весело смеются.

Заметки для ведущего: В группе могут оказаться «провокаторы». Поэтому следует предупредить ребят, что изображать хромую обезьяну не нужно, важно просто не думать о ней.

                              УПРАЖНЕНИЕ «УШИ - НОС»

Цель: Развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

Содержание: Ведущий рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить ребятам вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах. Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.

Участники разбиваются на пары, один будет Пятачком, второй — Кроликом. Кролик кричит и обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Его задача — не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

После выполнения задания следует обсуждение: какие чувства испытывали партнеры в ролях? Трудно ли было выполнить задание и почему? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика?

Заметки для ведущего: Ребята разбиваются на пары по собственному желанию, если кто-то оказался без пары, его партнером становится ведущий. Если никто не хочет вставать в пару с изгоем, его партнером также должен быть ведущий.

  УПРАЖНЕНИЕ «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.

Заметки для ведущего: Это упражнение очень смешное, не нужно останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе с ребятами.

                          УПРАЖНЕНИЕ «НОЖ И МАСЛО»

Цель: Развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.

Содержание: Участники встают в два ряда друг против друга, поднимают правую руку и ритмично одновременно передвигают ее вверх-вниз, как нож. Каждый по очереди должен пройти через этот строй. Закончивший путь встает в конец строя, а стоящий в начале — проходит через шеренгу. Далее обсуждается, как было легче избежать удара — продумав свой путь или бросившись бежать не думая? Подростков необходимо вывести на осознание необходимости планирования действий в сложных ситуациях.

Следует предупредить ребят, что нельзя наносить удары, нужно просто поднимать и опускать руку. Кто будет замечен в специальном нанесении боли проходящему через строй, выводится из шеренги.

 УПРАЖНЕНИЕ «АВТОБУС»

Цель: Моделирование ситуации возникновения конфликта.

Содержание: Стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают сиденья, а часть «едут» стоя. «Автобус» делает повороты, подпрыгивает на неровностях, а «пассажиры» толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство. Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует плату за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров.
По окончании следует обсудить с подростками: как они себя чувствовали, когда их вовлекали в ссору? Хотелось ли им участвовать в ней или нет?

Заметки для ведущего:  Необходимо предупредить ребят, что это игра и потому обижаться по-настоящему не стоит. Подчеркивается, что нельзя делать больно специально.

УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЕ ДОБРЫЕ РУКИ»

Цель: Получение опыта заботливого и ласкового отношения родителей, обращение к собственным переживаниям.

Содержание: Выбирается желающий, он закрывает глаза, выставляет полусогнутые руки с открытыми ладонями. Остальные подростки по очереди подходят к нему и прикасаются к его рукам. Водящий определяет самые добрые руки и их обладателя. Если угадал, водящий встает в круг, а его место занимает владелец самых добрых рук. По окончании упражнения подросткам предлагается вспомнить самые добрые руки, которые они встречали в своей жизни. Очень важно, чтобы они осознали, что самые добрые и заботливые руки — у их родителей или взрослых, с которыми они живут.
Заметки для ведущего Некоторые подростки, подвергавшиеся насилию или жестокому обращению в семье, отвергают утверждение, что самые добрые руки — это руки родителей. Они могут говорить об этом прямо и могут скрывать. Таких ребят сразу видно в группе: они обычно особо агрессивны, циничны, не принимают позиции взрослых или замкнуты, трудно идут на контакт. В этом упражнении эти ребята выделяются из всей группы. К ним необходим особый подход, главное — растопить лед неприятия взрослых. В таких случаях необходима индивидуальная работа психолога с ребенком и работа социального педагога с его семьей.

УПРАЖНЕНИЕ «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

Цель: Формирование представлений о необходимости законов.
Содержание: Ведущий предлагает подросткам сочинить сказку про тридевятое царство-государство, в котором жили-были король и его народ. Группа делится на две подгруппы. Каждой дается свое задание. Первая группа пишет сказку про царство, где существуют законы и король следит за их исполнением. Вторая подгруппа сочиняет сказку про жизнь в царстве-государстве без законов. На творчество отводится 15 минут.
Каждая подгруппа зачитывает свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
- В какой стране народу жилось лучше?
- Нужно ли контролировать исполнение законов?
- Нужны ли законы вообще?
Заметки для ведущего: Не нужно останавливать ребят в выражении их фантазии. Пусть придумывают, это развивает способность к анализу своих чувств и поступков, способность к анализу своих чувств и поступков.

                             УПРАЖНЕНИЕ «ДРУЖЕСКАЯ РУКА»

Цель: Формирование доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Все участники садятся спинами в кругу, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто больше всех нравится. Ведущий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так, чтобы другие не знали, кто к ним подходит. Задача: не открывать глаза. Важно терпение.

По окончании следует спросить каждого участника: трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ли? Был ли терпеливым? Приятно или неприятно было чувствовать чужие руки у себя на плечах? В конечном итоге нужно вывести участников на осознание того, что, когда мы испытываем по отношению к человеку негативные чувства, любое его действие мы будем воспринимать негативно, даже если протягивается дружеская рука. Но ведь этот человек подходил к вам с добрыми намерениями. Зачем же отторгать его дружелюбный настрой? Вот это стоит обсудить.

УПРАЖНЕНИЕ «УЗКИЙ МОСТ»

Цель: Развитие навыков понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях.

Содержание: ведущий на полу чертит две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, обозначая таким образом мост. Выбираются два участника, которые идут навстречу друг другу с разных сторон мота. Можно задать дополнительное условие: они торопятся. Ведущий обращает внимание участников, что они должны сами выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли вежливо разойтись или столкнут друг друга?

В обсуждении участники делятся, как им удалось договориться. О ком они думали в первую очередь, когда нужно было сделать выбор: о себе или о партнере? Всегда ли нужно уступать на «узком мосту».

УПРАЖНЕНИЕ «СПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ»

Цель: Осознание групповой принадлежности и развитие навыков принятия группового решения.

Содержание: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. По команде ведущего все начинают движение в центр круга, делая плавательные движения правой рукой. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух партнеров. Участники открывают глаза, их задача – распутаться, не разжимая рук. Разрешается изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: круг, несколько кругов и пары.

По окончании ребята высказываются, как они находили варианты распутывания узлов: методом проб и ошибок, пытались сначала прогнозировать исход действий, кто-то один руководил распутыванием или решили все вместе?

УПРАЖНЕНИЕ «ГУСЕНИЦА»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Участники выстраиваются в ряд и кладут руки на плечи стоящему впереди. Между спиной и животом двух участников зажимается надутый воздушный шарик. Запрещается дотрагиваться до шарика руками, только самый первый держит свой шарик на вытянутых руках: это голова гусеницы. А теперь гусеница отправляется в путь и сворачивает в стороны по команде ведущего. Интересно, сколько времени гусеница останется целой?

Это очень веселая игра, которая дает возможность участникам эмоционально расслабиться.

Заметка для ведущего Ведущему стоит поиграть в эту игру вместе с ребятами, это разрушает межличностные барьеры.

 УПРАЖНЕНИЕ «СТРОИМ ГОРОД»

Цель: Актуализация жизненных целей.

Содержание: Упражнение проводится под музыку для создания творческого настроя. Участникам всем вместе предлагается нарисовать город, в котором им хотелось бы жить. Каждое строение этого города должно носить название их мечты. Пусть в этом городе будут дворцы и парки, стадионы и зоны отдыха – все, что можно придумать и изобразить. Нужно дать название городу. Этот город они должны строить все вместе и каждый для себя. Важно идти к намеченной цели и не бояться трудностей в пути.

Заметки для ведущего: Чтобы каждый имел возможность отобразить свою мечту, ребята должны подходить к ватману по очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Методическая разработка сценария Концерта вокального ансамбля Ореховой С.Г. "Вместе дружно мы поём"

Данный сценарий ,является  примером, как можно организовать подбор репертуара для начинающих обучающихся и для более старших воспитанников театрального отделения музыкальной секции. Пример возмож...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...

Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"

Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников...

Рецензия на методическую разработку "Программа по профилактике буллинга для учащихся 1-4 классов "Навстречу друг другу" 2021-2022 уч. год

Цель программы - формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся; повышение информированности обучающихся о возможных рисках и ...

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию

В данной работе рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотическ...