Статья
статья
Предварительный просмотр:
Инновационные образовательные технологии
в организации работы ГПД
Резюкова Татьяна Николаевна
Воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ гимназия № 49
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Образовательная деятельность школы выстраивается в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС .
Актуальность представляемого педагогического опыта заключается в системном применении инновационных воспитательных технологий на основе деятельностного подхода.
Целью педагогического опыта является обеспечение успешности социальной адаптированности учащихся начальной школы, заключающееся в положительной динамике нравственного развития учащихся, повышении их социальной активности.
Эффективными методами организации и проведения воспитательных мероприятий являются следующие
- метод проектов,
- кейс-технологии (метод конкретных ситуаций),
- коллективное творческое дело (КТД),
- групповая проблемная работа,
- информационно-коммуникационные технологии.
Выбор данных методов обусловлен возрастно-психологическими, личностными особенностями учащихся, особенностями контингента воспитанников ГПД , а также тем, что именно практическая деятельность способствует лучшему пониманию и присвоению приобретаемых знаний и социального опыта, трансформации их в практические навыки.
Мониторинг эффективности используемых воспитательных технологий позволяет также отследить уровень развития личностных и метапредметных компетенций учащихся.
Метод проектов (проектная технология) учитывает принцип личностно-ориентированного образования, способствует развитию инициативности детей, формирует культуру умственного труда, компетенции в исследовательской деятельности, самостоятельной осознанной работе над проектом. В результате создается реальный социальный «продукт», имеющий для участников проекта практическое значение.
Целью использования данного метода в форме социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества (на уровне микросоциума, образовательного учреждения, муниципального образования), включение их в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы. Примером такой работы служит проект группы учащихся ГПД «Мы –друзья природы» .
Метод конкретных ситуаций (кейс-технология) основан на использовании в воспитательном процессе специально смоделированной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие учащихся.
2. Осознание многозначности жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Приобретение навыков безопасного нравственного поведения в любой ситуации.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Данный метод является оптимальным для использования в работе с учащимися младших классов, так как позволяет в безопасной среде смоделировать и прожить определенные, в том числе, критические ситуации, отработать навыки поведения и действий в них. В календарно- тематическом планировании этот метод осуществляется в мероприятиях по общекультурному направлению-блок «Я и мои друзья» и цикле бесед по ОБЖ.
Коллективное творческое дело
Коллективно-творческое дело - это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат».
КТД – это дела и цели самих детей, направленные на объединение коллективных усилий в совместном творчестве.
Результатом КТД является позитивная деятельностная активность школьников, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
- Совместное решение о проведении дела;
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка;
- Проведение дела;
- Коллективный анализ;
- Результат
Данная технология реализуется в рамках трудового и творческого направлений плана работы ГПД : лепка, мозаика, изготовление поздравительных открыток, стнегазет.
Групповая проблемная работа предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблема с указанием параметров и условий решения может быть предъявлена воспитанникам педагогом, другими участниками образовательного процесса или найдена ими самостоятельно.
Групповая проблемная работа используется в любом виде деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии
Посредством данной технологии осуществляется процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера. Данный метод работы включает составление и использование презентаций, как самими учащимися, так и педагогом, в процессе проведения мероприятий.
Примером применения данной технологогии являются презентации, виртуальные экскурсии по городу, знакомство с его достопримечательностями, использование медиа ресурсов в различных мероприятиях,в том числе по ЗОЖ.
Использование в работе современных технологий помогает воспитателю формировать компетенции учащихся.
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
Планируемые личностные результаты:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-учиться адекватно воспринимать предложения воспитателя, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-уметь выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
- различать способ и результат действия.
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием литературы;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить сравнения и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения зад
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной;
- учитывать разные мнения стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- учитывать разные мнения интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...