Открытое занятие по внеурочной деятельности «Игры народов мира»
план-конспект занятия (1 класс)

Макогон Ирина Анатольевна

Конспект занятия внеурочной деятельности в 1 классе "Подвижные игры народов России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Игры народов мира»

 

Автор: Макогон Ирина Анатольевна, учитель начальных классов

Класс: 1 класс

Тема занятия: «Подвижные игры народов России»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с народными играми России.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • актуализировать знания о культуре русского народа;
  • проанализировать, как игры помогают приобщаться к занятию физкультурой;
  • проконтролировать степень усвоения правил игры

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к народной культуре;
  • воспитывать гражданско-патриотическое сознание учащихся, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический,

Формы организации обучения: групповая, фронтальная.

Виды деятельности на уроке:

1.Игровая деятельность.

2.Слушание и исполнение музыки

3.Музыкально-ритмические движения

4.Импровизация

Средства обучения:

игры русского народа, аудиозаписи,

Формирование универсальных учебных действий:

Планируемые результаты:

Предметные:

  • представлять физическую культуру, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр.

Метапредметные:

  • характеризовать действия, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками, сохранять сдержанность и рассудительность.

Личностные:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении цели.

Ход урока.

I Орг. момент.

- Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на занятии, таких подтянутых, спортивных учеников.

- Ответьте мне на вопрос, что больше всего любят дети? (играть)

- Сегодня мы будем много играть, но сначала давайте посмотрим, что я вам принесла на занятие.  

( дети подходят к карте России)

II Основная  часть.

- Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)

Чтение детьми, заранее выученного, стихотворения «Что мы Родиной зовём?».

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тихий вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим, синим

Флаг России над Кремлём!

Учитель: Ребята, а как называют людей, которые живут в России? (Россияне).

 Хотите узнать, в какие игры играют люди других национальностей, проживающих в России?

Ответы детей: ДА

Учитель: Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов необъятной России.

Повторяем с детьми правила игр:

- Играем честно и сообща.

- Играем не ради корысти, а ради удовольствия.

- Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.

Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны: в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Самолет гудит,

Самолет летит.

На полянку прилетел,

Лететь дальше не хотел.

Мы с вами оказались на самом севере нашей страны.

Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки.

Раз в год народы  Севера собираются вместе на праздник оленеводов,

чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах.  

Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.

Начинается праздник бегом оленьих упряжек.

Устроим и мы забеги на оленьих упряжках.

«Вестовые» (якутская народная игра)

На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми — вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:

1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.
3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

Вот такой веселый праздник проводится у жителей  Севера каждый год. А  нам пора продолжить наше путешествие.

Физкультминутка «Самолет»

На юге нашей страны тоже живет много народностей: кумыки, осетины,  лезгины,  даргинцы.

Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.

А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. Поиграем  в народные игры жителей этих мест.

«Подними платок» (Явлукъну гётер. Квербац/борхе)

Ход игры: Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Спасибо нашим друзьям  за такую замечательную  игру, но нам пора продолжать наше путешествие.

Физкультминутка «Самолет»

Теперь мы с вами оказались в центре нашей страны. Здесь живет народ — татары.

Главный город татар - Казань. Это большой и красивый город. Татары говорят на татарском языке. «Здравствуйте» на татарском языке звучит как «исенмэсез». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.

«Жмурки» (татарская народная  игра)

Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков.

В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не по­дойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.

Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1. Все дети могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момен­та, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке».

2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим.

 

- И как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке -  всех нас объединяет такая замечательная страна – Россия. Всех детей может объединить русские игры и хоровод

«Золотые ворота  — круговые» (русская народная игра)

В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих (см. игру «Золотые ворота).

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше.

Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.

Правила:

1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойманными.

2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.

Вот теперь вы знаете, какие интересные игры бывают у народов нашей родины.

III.  Итоги урока.

-Что нового вы узнали ?

- Что  нужно делать, чтобы в игру было интересно играть?

IV. Рефлексия.

- Если вам было интересно, помашите руками над головой, если вы недовольны, присядьте на присядки.

-Я предлагаю вам взять смайлика и встать у той игры, которая вам больше понравилась. А мы тогда в следующий раз в неё дольше поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры  у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерски...