Группа продленного дня
статья

Пашкевич Елена Анатольевна

В последние годы тема групп продленного дня становится предметом пристального внимания, споров и пять заявляет о себе, как о педагогически значимой воспитательной системе. В обществе начинает осознаваться известная аксиома: школа - модель общества, каково общество - такова и школа. И система продленного дня, работающая в различных формах уже более 40 лет, развивалась как прямое продолжение учебно-воспитательного процесса во второй половине дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_prodlennogo_dnya_v_shkole.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Группа продленного дня в школе

Подготовила:

Пашкевич Елена Анатольевна

В последние годы тема групп продленного дня становится предметом пристального внимания, споров и пять заявляет о себе, как о педагогически значимой воспитательной системе. В обществе начинает осознаваться известная аксиома: школа - модель общества, каково общество - такова и школа. И система продленного дня, работающая в различных формах уже более 40 лет, развивалась как прямое продолжение учебно-воспитательного процесса во второй половине дня.

Младшие школьники часто имеют склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведения. Оказалась почти разрушена система бесплатного детского творчества: кружки и студии, спортивные и любительские объединения. Школа часто не в силах удержать подростков, но младших школьников можно увлечь, удержать от прямых и агрессивных асоциальных влияний. Вот почему необходим продленный день. Интересные занятия в кругу ровесников для ребенка после уроков помогают и оберегают младших школьников от вредного влияния.

Современная школа, при всех издержках и трудностях, строится как развивающая, личностно ориентированная школа. И это еще один важный аргумент в пользу режима продленного дня.

Главные направления воспитательной деятельности групп продленного дня

  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ .
  • РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
  • ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ
  • ПРИРОДА - НАШ ДОМ

Основные формы работы групп продленного дня

Самоподготовка

Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня - самоподготовка. Дома маленький ученик подчас оказывается один на один с домашним заданием, должен сам планировать его по времени, сам себя побуждать к деятельности, контролировать. Осознание ответственности за домашнюю работу - сложное психологическое и нравственное состояние для младшего школьника.

В режиме продленного дня выделяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется непосредственно воспитателем группы. Самоподготовка призвана выполнять несколько функций:

Образовательную: систематизация и закрепление знаний,

Развивающую: развитие внимания, памяти, мышления, речи,

Воспитательную: воспитание мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля.

На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку: систематичность, добровольность, поддержание порядка.

Младшие школьники многократно повторяют действия, и в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.

Прогулки

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Прогулка способствует восстановлению работоспособности ребенка, а также помогает расширить кругозор детей.

Спортивная прогулка – дает возможность детям играть в спортивные игры, соответствующие времени года и школьным возможностям.

Прогулка-наблюдение - наблюдение младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира в сквере или в парке.

Прогулка-задание - содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы.

Прогулка-экскурсия – дает возможность познакомить ребят с историей своего города, района, музеями и выставками.

Прогулка-творчество – помогает вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность в общении с природой.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт в его детской жизни, который не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора.

Кружки

Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. Театральный, шахматный, кружки "Умелые руки", мягкой игрушки, занимательной математики или грамматики, юных натуралистов, юных художников - это неполный перечень возможностей для ребят из групп продленного дня.

Клубная деятельность

Помимо кружков возможна организация и более результативной, более сложной в методическом отношении формы внеклассной воспитательной работы — клуба.

Клуб предоставляет младшим школьникам насыщенное и разнообразное взаимодействие, позволяет удовлетворять широкие многогранные интересы детей.

Работа в клубе организуется в форме праздников, вечеров игр и развлечений, проведения коллективных творческих дел. Возможности общих познавательных интересов школьников в клубе значительно расширяется, стираются границы между детьми с различным уровнем успеваемости, что ведет к обогащению взаимоотношений.

Заключение

Таким образом, мы можем констатировать, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Но также очень важно отметить и серьезные проблемы, осложняющие качественную работу групп продленного дня - это проблему организации предметно-пространственной среды: наличие специально приспособленных для работы группы помещений, проблему кадрового и программного обеспечения.

Необходимо создать правильное воспитательное пространство ГПД – это и среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

А главная задача педагога - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Список использованной литературы

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1985

Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 1991.

Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.

Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 2004

Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня – Волгоград, Учитель,2005.

Болховитин С.М., Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня - "Начальная школа", 2008, № 2

Шашкова В.Ф. В группе продленного дня - "Начальная школа", 2004, № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....

Статья воспитателя группы продленного дня Подольской Натальи Леонидовны "Отдых в группе продленного дня"

Учитель обязан заботиться не только о качественно выполненном домашнем задании, но и  о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически...