Модель работы с одарёнными детьми или Как найти талант?
статья (1, 2, 3, 4 класс)
На заседании МО была выбрана методическая тема «Создание модели работы с одарёнными детьми в начальной школе».
В наше время большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных условиях. Поэтому проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_raboty_s_odarennymi.docx | 212.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель работы с одарёнными детьми
На 2015-2016 учебный год на заседании МО была выбрана методическая тема «Создание модели работы с одарёнными детьми в начальной школе».
В наше время большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных условиях. Поэтому проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков,
Однако анализ современного состояния работы позволяет выявить ряд проблем:
- отсутствие диагностики выявления одарённых детей
- отсутствие системы поддержки и сопровождения одарённых детей
- отсутствие программы работы с одарёнными детьми
- отсутствие методического сопровождения
и противоречий:
- между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одарённых детей
- между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей
Для решения этих проблем МО поставило перед собой
цель: создание модели работы с одарёнными детьми в начальной школе и определило
задачи по её реализации:
- изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей
- разработать программу развития одарённых детей
- разработать методическое сопровождение одарённых детей
- повышать компетентность педагогов в вопросах работы с одарёнными детьми
- обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми
Педагоги планируют использовать в своей работе следующие методы:
- Теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
- Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
- Статистический (обработка полученных данных).
Ожидаемые результаты работы
- создание системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости
- создание и пополнение базы данных одарённых детей
- организация исследовательской деятельности учащихся, совершенствование работы научного сообщества учащихся
- участие школьников в районных, городских, всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах
- создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов
- создание нормативной и методической базы
- повышение квалификации педагогических кадров
- организация психолого-педагогического просвещения родителей
Оценка результативности
№ | Критерии | Показатели |
1 | Самооценка личности | Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера |
2 | Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе | Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. |
3 | Конкурентоспособность одарённых учащихся | Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. |
- Отвечая на вопрос: «Как выявляете талантливых детей?», педагоги отметили следующие способы:
- наблюдение за развитием ребёнка
- отслеживание его интересов
- успешное выполнение заданий повышенной сложности
- изучение психологических особенностей, памяти, речи, мышления, воображения
- проведение диагностических работ
- Какие методы или инструментарии используете?
В урочной деятельности:
- работа в парах, в малых группах
- разноуровневые задания
- индивидуальные задания повышенной сложности
- творческие задания
- дискуссия
- игры
- занимательные опыты
- интересные нестандартные задачи
Во внеурочной деятельности:
- кружки
- исследовательская работа
- предметные олимпиады
- различные конкурсы и викторины
- словесные игры и забавы
- проекты
- индивидуальные творческие задания
- Создана ли база данных талантливых детей?
Большинство педагогов отметили, что знают таких детей в лицо, но единой базы в школе нет, что дети привлекаются к работе по мере необходимости (например, подготовиться к научно-практической конференции или предметной олимпиаде), нет систематической работы с такими детьми.
- Можете ли представить мониторинг и динамику исследования детей?
Достижения детей отображаются в портфолио. Объективную оценку могут давать диагностические работы.
- Как вы мотивируете учащихся? Какие создаёте возможности раскрытия таланта?
- Моральная поддержка (удивление, восхищение, похвала)
- поддержка детской любознательности, интереса к новым знаниям, фактам
- привлечение к участию в различных проектах
- создание проблемной ситуации и нахождение выхода из неё
- Как Вы представляете карту индивидуального сопровождения ребёнка? Какие в ней должны быть пункты?
- Портрет ребёнка: описание семьи, жилищно-бытовых условий; характеристика ребёнка, данная классным руководителем и психологом; рекомендации медицинского работника; тип (направление) одарённости; интересы (какие кружки, секции посещает во внеурочное время)
- Цель и задачи работы с одарённым ребёнком
- Учёт личных достижений (участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательская работа, проекты и т.п.)
- Анализ проведённой работы и постановка новой цели
- По нашему мнению, одарённый ребёнок - это ученик, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности; ученик с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях
- проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы
- предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы
- свободно высказывает своё мнение
- обладает богатой фантазией, воображением
- обладает хорошо развитым чувством юмора
- чувствителен к красоте
- стремится к самовыражению, творческому отношению к жизни
- своими знаниями охотно делится с другими
- всегда находит выход из любой сложившейся ситуации
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА
«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ или КАК НАЙТИ ТАЛАНТ?»
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Проект долгосрочный, рассчитан на 3 года работы и создан на основе опыта работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста (7-10 лет). Цель проекта: создание условий для активной реализации способностей школьников, обладающих лидерскими, творческими, художественно- исполнительскими способностями на новом инновационном уровне.
Задачи: создание условий, обеспечивающих выявление и активную реализацию каждого одарённого ребёнка в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями; совершенствование интеллектуального воспитания детей; развитие у детей способности максимально реализовывать себя в деятельности, чувства творческого самовыражения; привлечение внимания к миру науки и искусства. Главная задача педагога – создавать удобные, безопасные и стимулирующие условия для развития каждого одарённого ребёнка.
Деятельность по проекту строится на Рабочей концепции одаренности в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» (авторы: канд. психол. наук Ю.Д. Бабаева, доктор психол. наук, проф. Д.Б. Богоявленская, доктор психол. наук, член-корр. РАН, проф. А.В. Брушлинский, и др.), в которой одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. В процессе реализации проекта развивается инициативность, творчество, изобретательность, формируется вдумчивое отношение к практической работе. Благодаря продолжительной деятельности происходит не только выявление одаренного ребенка, но и его обучение, воспитание, как человека грамотного и любящего учиться, где учитель должен расширять кругозор и любознательность уч-ся, формировать потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
По доминирующим направлениям деятельности проект: практико-ориентированный и творческий. Проект представляет собой комплекс интеллектуально-творческих мероприятии.
В разработке и реализации проекта используются следующие технологии: уровневой дифференциации, развивающего обучения, творческого развития, обучения в сотрудничестве, формирования художественного образа, информационные технологии, межгрупповой диалог. Формы работы по проекту: выявление одаренных детей, психолого-педагогический мониторинг, театрализованные выступления, проведение творческих конкурсов и викторин, проведение спортивных игр. Основные методы: эвристический и алгоритмический. Методы контроля: исходное, текущее, итоговое диагностирование, наблюдение за исполнением заданий, изучение результатов.
План работы по проекту: выявление одарённых детей, проведение наблюдений, фиксирование творческих достижений детей, выполнение диагностики «Социометрия» (определение лидеров), определение уровня творческого развития, оценка индивидуальных качеств; разработка плана мероприятий, исполнение плана.
Возникшие препятствия по реализации проекта: недостаток в научном консультировании; недостаток ресурсного обеспечения (оборудование, финансирование).
Для определения общей результативности проектной деятельности использовалась методика отслеживания стимулирования саморазвития ребёнка в досуговой деятельности (Авторы: Н. В. Кленова, В. Ф. Ломова, А. В. Меренков). Велись наблюдения за 21 участниками проекта (яркими одарёнными детьми), заносились наблюдения в индивидуальные карточки. Диагностика развития творческой активности младших школьников велась по рабочим тетрадям (альбом с замаскированными изображениями в 2 частях) С. В. Максимовой. В результате работы по проекту, 98% участников (на начало работы – 76%) достигли наилучших результатов. Было проведено исследование по изучению креативности (методика П. Торренса). Наблюдалось увеличение детей со средним и высоким уровнем с 38% до 85%. Результат реализации проекта не только личные достижения детей, но пакет рекомендаций, мультимедийные презентации, цифровая видеопродукция, фотоотчеты. В проектное творчество дети внесли новые элементы: инновационные игры с залом, театрализованные викторины.
РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Деятельность учителя направлена на совершенствование профессиональной психолого-педагогической компетенции и совершенствование образовательного процесса через реализацию творческих учебных проектов. Данная работа обеспечивает преемственность между начальным и средним общим образованием внутри сфер обучения и воспитания детей. Деятельность осуществляется на основе алгоритма работы творческой лаборатории. Работа учителя состоит из 4 основных направлений: диагностика, тренинг способностей, исследовательская практика, мониторинг деятельности детей. Диагностика проводится по методике «Карта одаренности». В неё входит - инструкция, обработка результатов, рекомендации. Тренинг исследовательских способностей проходит на уроках по предметам, на занятиях в КОЦ и ДМШ, специальных внеклассных занятиях-спецкурсах. В исследовательскую практику входят индивидуальные консультации и индивидуальный план исследовательских работ и проектов. Мониторинг – подготовка к защите, рецензирование и оценка собственных работ, защита своей работы. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, деловые игры, дискуссии, создание и защита детских мастер-классов, публичные выступления.
ЦЕЛИ: 1.Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных и перспективных детей, а также создание среды способствующей формированию творческих способностей в области науки и искусства; 2.Воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации средствами различных творческих технологий; 3.Формирование в интеллектуально-одаренных детях способности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
ЗАДАЧИ: 1.Обеспечение условия развития личности одаренного ребенка через творческую созидательную деятельность; 2.Создание системы работы с одаренными детьми через организацию деятельности учителя, специалистов ЦДОД и ДМШ, информационно-методического и программного обеспечения; 3.Психолого-педагогическая поддержка и диагностика одаренных детей; 4.Предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня; 5.Обучение детей специальным знаниям для проведения исследовательской работы, ее защиты, разработки и реализации проектов; 6.Формирование основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения, умения самостоятельно исследовать, проводить эксперименты, выполнять проекты; 7.Развитие личностных качеств, становление у учащихся творческого потенциала
Приоритетные направления:
освоение приемов фантазирования и творчества, преодоление психологической инерции, стремление к новизне. Возможно проведение творческих конкурсов, игр, позволяющих оценить эффективность обучения. Выход учащихся, обладающих высоким уровнем мышления, интеллекта, имеющих нестандартное логическое мышление на Республиканский, Всероссийский и Международный уровень интеллектуального общения. Диагностика условий обучения и развития одаренных детей. Создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
РЕАЛИЗАЦИЯ: 1.Выявление и развитие творческих способностей. 2.Развитие основных когнитивных процессов мышления. 3.Развитие речи детей, увеличение словарного запаса, умение связно говорить, составлять рассказы, воспитание звуковой культуры речи. 4.Овладение навыками математических операций, развитие пространственного воображения. 5.Ознакомление с окружающим миром (флорой и фауной, природными явлениями, транспортом, профессиями, мировой культурой и историей, художественными произведениями, живописью и музыкой). 6.Развитие моторики. 7.Развитие сенсорных возможностей, психической саморегуляции.
Прогнозируемый результат личности мотивированной к творческой деятельности: ЗНАНИЯ: 1.Умение анализировать и решать различного вида логические задачи; 2.Сформированность основ мыслительной деятельности; 3.Владение навыками самоанализа. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 1.Сформированность положительной мотивации учения; 2.Проявление познавательной инициативы, выходящей за пределы обязательных заданий; 3.Умение работать со справочной литературой для решения творческой задачи и удовлетворение познавательного интереса. ЗДОРОВЬЕ И КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: 1.Сознательное отношение к своему здоровью и осознание важности главного ресурса – организма человека; 2.Умение строить отношения со взрослыми, сверстниками; 3.Использование нравственных знаний.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Отличительные особенности одаренных детей: 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность 3.Испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей: 1.Дети с небывало высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки, искусства; 3.Учащиеся, не достигающие по каким-то причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Принципы работы с одаренными детьми: 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора уч-ся дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ. 5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с уч-ся. 6.Принцип создания условий для совместной работы уч-ся при минимальной роли учителя. I.Рекомендации психолога для педагога и направления работы с одаренными детьми:
1.Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности. 2.Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях). 3.Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений. 4.Оказание внимания на развитие моральных качеств личности (скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком-либо). 5.В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям.
II.РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.
2. Родители должны очень внимательно относится к своему ребенку, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
3. Создавать условия для развития способностей ребенка. Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого необходимо организовать посещение ребёнка в различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.
4. Как можно больше времени проводить с ребенком — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем – все это создаст благоприятные условия для развития одаренности.
5. Особое внимание уделять школьному обучению своего ребенка.
6. Учитывать личностные приоритеты ребенка, сферу его интересов.
7. Постоянно оказывать детям психологическую поддержку.
8. Не ограничивайте самостоятельность ребенка (чрезмерная опека родителей не нужна).
9.Обращать больше внимания на содержание деятельности, а не на нее оценку.
10.Нельзя постоянно хвалить ребенка. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
11. Одна из основных характеристик одаренных детей— независимость. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Поддержите его!
12.Не допускайте попустительской позиции отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков. Необходимо формировать и эффективные навыки социального поведения, которые часто у одаренных детей отсутствуют, поэтому и возникают проблемы в общении со сверстниками.
13. Помнить, что многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. 14.Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
1) уверенность, которая основывается на сознании самоценности;
2) понимание достоинств и недостатков в себе самом;
3) интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
4) уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию;
5) привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
6) умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.
III.Рекомендации для учителей
1.Характер взаимодействия учителя и учеников:
- Помощь, поддержка
- Отсутствие директивных отношений
2. Учителя способствуют оптимальному развитию учеников, а для этого, в процессе специальной подготовки формируются следующие особенности мировоззрения учителей:
- Представления о других: окружающие дружелюбны, они имеют хорошие намерения, они способны самостоятельно решать свои проблемы, им присуще чувство собственного достоинства. Окружающие – творческие личности, они являются источником позитивных эмоций.
- Представление о себе: я связан с другими, а не отчуждён от них, я очень компетентен, я заслуживаю доверие моих учеников, я несу ответственность за все свои действия. Меня очень любят, я привлекателен как человек. Я ценю и уважаю чувство собственного достоинства моих учеников. Я готов оказывать всемирную поддержку и помощь развитию способностей и таланта моих учеников.
3. Поведение и деятельность учителей, работающих с одарёнными детьми, должны отвечать следующим требованиям:
- Учитель разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы.
- Учитель создаёт тёплую эмоционально безопасную атмосферу в классе.
- Учитель всегда учитывает обратную связь.
- Учитель использует различные стратегии обучения.
- Учитель уважает личность ученика и способствует формированию положительной его самооценки.
- Учитель уважает ценности ученика.
- Учитель всемирно поощряет творческие особенности и работу воображения.
- Учитель стимулирует, в первую очередь, развитие умственных процессов высшего уровня у учащихся.
4.Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.
Учитель должен:
1. Быть доброжелательным и чутким.
2. Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.
3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
4. Иметь широкий круг интересов и умений.
5. Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование.
6. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.
7. Иметь живой и активный характер.
8. Обладать чувством юмора.
9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
10. Иметь творческое, личное мировоззрение.
11. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
12. Иметь специальную подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Из опыта работы с одаренными детьми.
Важнейшей проблемой учителя начальных классов является выявление, сохранение и развитие одарённости детей.
У одарённых детей уже на первой ступени обучения чётко проявляется потребность исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, воспитать у него жажду знаний, стремления к открытиям, активному умственному труду, развитию внутреннего потенциала.
Развитие способностей, а затем одарённости в детях происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Цель, которую я ставлю в работе с одарёнными детьми – это создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей одарённых детей в начальной школе.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Вся работа условно включает 4 этапа:
Организационный этап
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. В этом мне помогли курсы повышения квалификации, я познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
Этап предварительного поиска
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Надо собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. С этой целью с родителями первоклассников можно провести исследовательские методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др. диагностики
Этап оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. На этом этапе надо организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Надо помочь каждому ребенку реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Формы работы, которые применяем в школе:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; конкурсы
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссии; беседы
- игры, состязания, турниры
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-творческие занятия;
-индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.
Информационно-техническое оснащение школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Урочную и внеурочную деятельность надо строить таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта.
Этап заключительного отбора - статистика побед в различных интеллектуальных и творческих конкурсах. В конце учебного года проводим родительские собрания и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Предполагаемые результаты:
· увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
· создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
· использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
· количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы);
· создание индивидуальных образовательных программ;
· обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.
Средние результаты оценивания учащихся родителями, классным руководителем по Методике экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)
1.Цыганков Александр
2. Олейник Евгений
3.Маматкасымова Назерке
4. Иванова Татьяна
5. Швецова Анна
6.Жамбалова Чимита
7.Махницкий Богдан
8.Лаврентьева Валерия
9.Егорова Мария
10.Белоусов Родион
Аналитическая справка
Было проведено анкетирование родителей и учителей для выявления одаренностей детей в разных сферах деятельности (по Методике экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)). В анкетировании участвовали родители, учитель.
Результат анкетирования показал, что 70% опрошенных учащихся имеют показатели выше среднего (4,5 и выше) в одной и более сферах деятельности.
№ | Сфера деятельности | ФИ |
1 | Интеллектуальная | Цыганков А., Олейник Е., Маматкасымова Н., Жамбалова Ч., Лаврентьева В. |
2 | Сфера академических достижений | Лаврентьева В., Белоусов Р. |
3 | Творчество | Олейник Е., Швецова А., Жамбалова Ч., Белоусов Р. |
4 | Литературная | Жамбалова Ч., Маматкасымова Н., Лаврентьева В. |
5 | Артистическая | Иванова Т., Егорова М. |
6 | Музыкальная | Швецова А., Жамбалова Ч., Белоусов Р. |
7 | Техническая | Цыганков А., Иванова Т. |
8 | Двигательная | Цыганков А., Олейник Е., Жамбалова Ч., Лаврентьева В. |
9 | Сфера художеств. достижений | Олейник Е., Маматкасымова Н., Жамбалова Ч., Лаврентьева В. |
10 | Общение и лидерство | Цыганков А., Олейник Е., Швецова А., Жамбалова Ч., Белоусов Р. |
Анализ показывает, что у большого количества детей имеются природные способности, которые нужно развивать и поддерживать.
Результаты участия учащихся в мероприятиях различных уровней
2014-15 г. г.
№ | Название конкурса | Кол. |
1 | Дистанционная олимпиада по математике на портале Видеоуроки.нет | 5 |
2 | Дистанционная олимпиада по русскому языку на портале Видеоуроки.нет | 5 |
3 | Дистанционная олимпиада по литературному чтению на портале Видеоуроки.нет | 2 |
4 | Дистанционная олимпиада по окружающему миру на портале Видеоуроки.нет | 1 |
5 | Международная игра-конкурс по информатике «Инфознайка 2014» | 3 |
6 | Конкурс «Зимние интеллектуальные игры 2014» | 4 |
7 | Всероссийский конкурс «Я энциклопедия» Русский язык | 2 |
8 | Всероссийский конкурс «Я энциклопедия» Математика | 3 |
9 | Всероссийский конкурс «Я энциклопедия» Информатика | 1 |
10 | Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню защитника Отечества «Доблесть, мужество, отвага», номинация «Рисунок к празднику» | 2 |
11 | Всероссийский творческий конкурс, посвященный Международному женскому дню «Праздник весны и цветов», номинация «Подарок к празднику» | 2 |
12 | Всероссийский творческий конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Этих дней не смолкнет слава», номинация «Праздничная открытка» | 1 |
13 | Всероссийская занимательная викторина «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского, номинация «Всезнайка» | 4 |
14 | Всероссийская занимательная викторина Всероссийской занимательной викторины «Весна-красна», номинация «Знаток природы» | 1 |
15 | Всероссийская занимательная викторина «Загадки космоса», номинация «Юный эрудит» | 3 |
16 | Всероссийская занимательная викторина «Азбука безопасности», номинация «Юный эрудит» | 2 |
17 | Всероссийская занимательная фотовикторина «ГОРОДА МИРА», номинация «Юный эрудит» | 1 |
18 | Всероссийский творческий конкурс «Пластилиновая картина», номинация «Декоративно-прикладное творчество» | 3 |
19 | Всероссийский творческий фотоконкурс «Помогаем маме», номинация «Фотография» | 1 |
20 | Всероссийская познавательная викторина «МОЯ СТРАНА - РОССИЯ», номинация «Юный эрудит» | 2 |
21 | Всероссийская занимательная викторина «Новогодний фейерверк», номинация «Всезнайка» | 1 |
ИТОГИ | 49 |
2015-16 ш. г.
№ | Название конкурса | Кол. |
1 | Международная занимательная викторина «Мир стихов Агнии Барто», номинация «Знаток стихотворений» | 6 |
2 | Международной занимательной викторины «Сказочные кошки», номинация «Всезнайка» | 3 |
3 | Международная познавательная викторина «Музыкальные инструменты», номинация «Юный эрудит» | 5 |
4 | Международная занимательная викторина ко Дню славянской письменности «Народная мудрость», номинация «Юный эрудит» | 3 |
5 | Международная занимательная викторина «Основы безопасности жизнедеятельности», номинация «Юный эрудит» | 3 |
6 | Международная занимательная викторина «Осенний день», номинация «Знаток природы» | 5 |
7 | Международной занимательной викторины «Мы помним, мы гордимся», номинация «Юный эрудит» | 1 |
8 | Международная познавательная викторина «Россия – Родина моя», номинация «Юный эрудит» | 5 |
9 | Международная занимательная викторина «Русские народные сказки», номинация «Знаток сказок» | 3 |
10 | Международная занимательная викторина по правилам дорожного движения «Светофор», номинация «Юный эрудит» | 2 |
11 | Международная занимательная викторина «Угадай сказочного персонажа», номинация «Знаток сказок» | 2 |
12 | Международная занимательная викторина «Сказки Шарля Перро», номинация «Знаток сказок» | 2 |
13 | Международная занимательная викторина «Спорт и мы», номинация «Всезнайка» | 3 |
ИТОГИ | 38 |
2017-18 г. г.
№ | Название конкурса | Кол. |
1 | Всероссийская занимательная викторина «Сказочные волки», номинация «Всезнайка» | 1 |
2 | Всероссийская интеллектуальная викторина, посвященной символу 2018 года «Собака – верный друг», номинация «Юный эрудит» | 3 |
3 | Всероссийская олимпиада для учащихся 1-4 классов по ПДД «Воспитанный пешеход» | 4 |
4 | Всероссийская олимпиада для учащихся 1-4 классов по литературному чтению «Мудрые басни Крылова» | 2 |
5 | Всероссийская олимпиада по математике для 1-4 классов «Математический эрудит» | 6 |
6 | Всероссийская олимпиада по окружающему миру для 1-4 классов «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» | 1 |
7 | Всероссийская олимпиада по русскому языку для 1-4 классов «ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО» | 4 |
8 | Всероссийская олимпиада для 1-4 классов к Международному дню родного языка «Знай и люби русский язык» | 3 |
9 | Всероссийская он-лайн олимпиада портала «Учи.ру» по русскому языку «Заврики» | 4 |
10 | Всероссийская он-лайн олимпиада портала «Учи.ру» по математике «Заврики» | 1 |
11 | III международная он-лайн олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным» | 6 |
12 | Он-лайн Чемпионат по устному счету «Арифмометр» | 8 |
ИТОГИ | 43 |
Публикации в электронных СМИ работ учащихся | |||
1 | Социальная сеть работников образования «Наша сеть», проект для одаренных детей «Алые паруса», публикация творческой работы-презентации к уроку окружающего мира «Животные и растения тропических лесов», апрель 2017г. | Цыганков Александр | Свидетельство о публикации |
2 | Социальная сеть работников образования «Наша сеть», проект для одаренных детей «Алые паруса», публикация творческой работы-презентации к уроку окружающего мира «Что такое саванны и где они находятся», апрель 2017 г. | Олейник Евгений | Свидетельство о публикации |
3 | Социальная сеть работников образования «Наша сеть», проект для одаренных детей «Алые паруса», публикация творческой работы «И орган чувств, и средство общения», февраль 2018 г. | Федорова Марианна | Свидетельство о публикации |
4 | Социальная сеть работников образования «Наша сеть», проект для одаренных детей «Алые паруса», публикация творческой работы по литературному чтению «Дружеский чат. Сравнительный анализ сказок К. Коллоди и А. Толстого», октябрь 2017 г. | Цыганков Александр | Свидетельство о публикации |
5 | Социальная сеть работников образования «Наша сеть», проект для одаренных детей «Алые паруса», публикация творческой работы по литературному чтению «С любовью к малой Родине», май 2018 г. | Иванова Татьяна | Свидетельство о публикации |
6 | Социальная сеть работников образования «Наша сеть», проект для одаренных детей «Алые паруса», публикация творческой работы по математике «История действия сложения от древних времен и до наших дней», апрель 2018 г. | Цыганков Александр | Свидетельство о публикации |
ИТОГИ | 6 чел. | ||
Участие учащихся в НПК | |||
1 | Районный конкурс исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», работа «Действие И», апрель 2018 г. | Цыганков Александр | Диплом участника |
2 | Международный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «К вершинам успеха» на портале АРТ-ТАЛАНТ, работа «Многоликое действие сложения», январь-март 2018 г. | Цыганков Александр | Диплом 2 место |
ИТОГИ | 2 чел. |
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля …Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».
Р.Д.Стернберг, Е.Григоренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...
Модель работы с одарёнными детьми
Дополнительная образовательная программа «Кенгурёнок» предназначена для детей, проявляющих повышенный интерес к математике.Курс построен на занимательных математических задачах, играх на развити...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
"Модель работы с одарёнными детьми" - выступление на семинаре.
Предлагаю вашему внимаеию презентацию "Модель работы с одарёнными детьми"....
Модель работы с одарёнными детьми
Предлагаю вашему вниманию статью "Модель работы с одарёнными детьми". Работа будет интересна учителям начальных классов....
Модель работы с одарёнными детьми
В наше время большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить...
Модель работы с одарёнными детьми или Как найти талант?
В наше время большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить...