Внеклассное мероприятие "Азбука нравственности"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
« Азбука нравственности»
Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.
Задачи:
- знать о категориях добра и зла;
- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;
- воспитывать культуру общения друг с другом.
Форма проведения: поисковые, дискуссионные.
Ход занятия
1.Организационная часть. .Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я рада приветствовать вас на воспитательском часе «Азбука нравственности». Если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает с азбуки, букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности. Цель нашей встречи: какие нормы поведения в коллективе, обществе, правила общения друг с другом нужно знать, также знать категории добра и зла.
- Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности? 4. Выберите те качества характера, которые присущи вам.
-Какая я Личность?
- творческая
-милосердная
- справедливая
- честная
- целеустремленная
- вежливая
- умная
- доброжелательная
- доверчивая
- трудолюбивая
- спокойная
- злая
- мечтательная
-слабая
- терпеливая
- расчетливая
- агрессивная
- Это качества личности определяющие поведение.
- Что такое “Нравственность” . Как вы понимаете значение слова нравственность? Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека.
- Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!
- Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.
- Что такое поведение? Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.
- Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Сейчас, представьте перед вами зеркало - подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают.
Народная мудрость гласит: Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда
- Как вы думаете что такое “совесть”? Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.
- Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?
1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?
- а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
- б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
- в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
- г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
- д. Или...
2. Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?
- а. Добросовестно выполните поручение;
- б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
- в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
- г. Найдете повод для отказа;
- д. Или...
3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
- а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
- б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
- в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
- г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
- д. Или ...
4.В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?
- а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
- б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
- в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
- г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
- д. Или ...
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
- а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
- б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
- в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
- г. Сделаете вид, что вас это не касается;
- д. Или ...
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?
- а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
- б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
- в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
- г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
- Вот мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.
- Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.
Вспомним зиму. Представте снежинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому что вы такие добрые сердечные ребята.
- И в завершении классного часа послушаем маленький рассказ “Осколки доброты” неизвестного автора: Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
-Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
-Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
- Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.
- Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
- Ребята, кто скажет, что такое добро?
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «Добро это - все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
- Вы согласны с этим высказыванием?
- Как вы его понимаете? (Конечно, же солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)
Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- Добро помни, а зло забывай.
- Добрые дела красят человека.
- Делай добро и жди добра.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Добрые дела дороже богатства.
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.
- Ребята, как вы думаете: А легко ли быть по - настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.
- А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка. улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)
Золотое правило нравственности:
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не сверши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
Итог занятия: вот такие элементарные правилами поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы.
Используемая литература:
- Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
- Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
- Конвенция о правах ребенка. 1989.
- Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
- Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
Внеклассное занятие.Урок нравственности «Сад доброты»
Урок нравственности «Сад доброты»...
Программа внеклассного кружка "Уроки нравственности"
Внеурочная деятельность. 600 игр по нравственности. Насыщенный, интересный материал....
Внеклассное мероприятие. Духовно-нравственное воспитание.
Игра. "Путешествие постране МОЯ СЕМЬЯ"...
Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.
Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...