Cтатья Экологическое воспитание младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье описано понятие "Экологическое воспитание", роль экологического воспитания в развитии личности младших школьников, приведены критерии оценки воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание младших школьников.
Значение экологического воспитания в развитии личности младших школьников.
В настоящее время экологическое образование школьников становится важным направлением в педагогической практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьём, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды - всё это создаёт угрозу существования самой жизни на Земле. Человек - единственный на планете зоологический вид, пытающийся нарушить законы экологии.
Что же такое экология? Термин «экология» был введён в широкое пользование последователем учения Чарлза Дарвина Эрнестом Геккелем в 1886 году, который определил его как «общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». В переводе с греческого слово «экология» обозначает «знание о доме», что однозначно отражает содержание данного термина: дом - окружающий нас мир, знание же его устройства - это наука, изучающая взаимоотношения организмов, их сообществ со средой обитания . Экология основывается на ряде принципиальных положений: единство системы «природа - общество - человек». Только в конце XX века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле.
В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе - начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего звена очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, с лёгкостью откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают . Современный психологи - педагогического исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического воспитания. Что же такое экологическое воспитание? Каковы его цели и задачи?
Под экологическим воспитанием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
В современные программы включено значительное число понятий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника.
Двадцатые годы XX века привнесли в экологическое направление новый деятельностный аспект: формирование отношений к реальной действительности (в том числе природной среде) должно протекать в процессе деятельности по охране природы. На становление экологического образования существенное влияние оказал учреждённый в 1971 году ГРИНПИС - самое крупное экологическое объединение, занимающееся проблемой охраны природы. Оно имеет своих представителей в тридцати странах мира. В 1990 году при ГРИНПИСЕ возникла детская экологическая организация - Гринтим, объединившая сотни детей 10 - 14 лет во многих странах мира, которые помогают взрослым, проводят исследования, собирают информацию, устраивают пресс-конференции, выпускают газеты. 22 апреля стал Международным днём Земли .
Роль экологического воспитания учащихся в педагогическом процессе начальной школы.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Начальная школа является важным местом в системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам.
В педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников признавалась живая природа. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о её ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в её многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.
Чрезвычайно важна для реализации и патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, её богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину. Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать. Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей её полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Сущ ность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
Важнейший компонент экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные её виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Таким образом, роль экологического воспитания учащихся в педагогическом процессе начальной школы весьма велика. Ведь экологическое воспитание в значительной мере связано с познавательной деятельностью младших школьников, потому что именно в этом возрасте проявляется стремление к познанию себя и мира, что окружает, потребность в самостоятельности принятия решений.
Чтобы понять, насколько эффективно проводится работа по экологическому воспитанию среди младших школьников, необходимо производить контроль всех участников воспитательного процесса. Для этого можно использовать следующие материалы.
Анкеты для администрации.
- В каких нормативно-методических документах вашего ОУ отражены вопросы формирования ценностного отношения к Земле (любовь к природе, бережное отношение к её богатствам)? Укажите названия этих документов и их разработчиков.
- Какие основные материально-технические средства используются в организации воспитательного процесса по формированию ценностного отношения к Земле? Укажите (кратко), где они используются.
- Какие помещения и иные объекты школьной и пришкольной территории используются в организации воспитательного процесса по формированию ценностного отношения к Земле? Укажите (кратко), что в них происходит.
- Используете ли Вы в воспитательной работе ресурсы сторонних организаций при формировании ценностного отношения к Земле. Укажите эти организации и формы взаимодействия с ними.
- Какие информационные ресурсы используются в организации воспитательного процесса? Укажите (кратко) каким образом они используются.
- Интернет
- Интернет (локальная сеть)
- Школьное телевидение
- Школьное радио
- Школьная газета
- Иное (укажите , что именно)________________________________
- Перечислите компоненты внутришкольной системы повышения квалификации педагогов в сфере воспитания по вопросам формирования ценностного отношения к Земле, которые были задействованы в прошлом учебном году? Приведите несколько примеров.
- Педагогические советы (Назовите темы и формы проведения)
- Заседания методических объединений/ кафедр (Укажите их название, назовите темы и формы проведения)
- Обучающие семинары на базе вашего ОУ (Назовите темы и формы проведения)
- Научно-практические конференции, круглые столы и т.п., проведённые на базе вашего ОУ (Назовите темы конференций и формы работы их участников)
- Индивидуальная и групповая исследовательская работа педагогов по воспитательной проблематике … (Укажите темы исследовательских работ)
- Другое (укажите, что именно)
- Какие способы стимулирования и поощрения педагогов, обеспечивающих процесс воспитания по формированию ценностного отношения к Земле, использовались Вами в прошлом учебном году? Перечислите.
- Какие общешкольные события (дела, акции, мероприятия, конкурсы и т.п.), имеющие экологическую направленность, проводятся в Вашем ОУ. Укажите названия и ответственных. Каким образом происходил анализ события?
- Были проведены впервые
№ | Название | Ответственные | Кто проводил? | Как происходил анализ? |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
- Проводятся второй год подряд
№ | Название | Ответственные | Кто проводил? | Как происходил анализ? |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
- Проводятся три и более года подряд
№ | Название | Ответственные | Кто проводил? | Как происходил анализ? |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
- Какие формы взаимодействия с родителями обучающихся проводятся в Вашем ОУ для формирования ценностного отношения к Земле. Укажите форму взаимодействия и ответственного.
Критерии оценки качества воспитательного процесса для администрации:
А)Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Показатели данного критерия:
-разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении;
- использование в воспитательном процессе материально-технических ресурсов образовательного учреждения;
- взаимодействие со сторонними организациями с использованием их ресурсов в воспитательном процессе ОУ
- использование в воспитательном процессе информационных ресурсов образовательного учреждения.
Б) Организация работы с педагогами, осуществляющим и процесс воспитания в образовательном учреждении.
Показатели данного критерия:
- наличие и состояние внутришкольной системы повышения квалификации педагогов сфере воспитания;
- наличие и состояние внутришкольной системы стимулов и поощрений для педагогов, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении
В) Организация общешкольных событий воспитательной направленности.
Показатели данного критерия:
-традиционность общешкольных событий воспитательной направленности;
- совместность подготовки субъектами образовательного процесса общешкольных событий воспитательной направленности;
- совместность рефлексии субъектами образовательного процесса общешкольных событий воспитательной направленности.
Анкета для педагогов
Мы просим Вас ответить на вопросы и заполнить анкету.
Для нас очень важно Ваше мнение.
- Выделите виды учебной и внеучебной деятельности школьников, которые Вы регулярно используете в своей воспитательной работе по формированию ценностного отношения к Земле.
- Учебно-позновательная деятельность
- Внеучебная познавательная деятельность
- Трудовая деятельность
- Игровая деятельность
- Досугово-развлекательная деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Проблемно-ценностное общение
Количество выбранных ответов к их общему числу.
- Какие педагогические цели по формированию ценностного отношения к Земле Вы преследуете, организуя учебную и внеучебную деятельность обучающихся?
- Какие формы организации учебной и внеучебной деятельности школьников Вы обычно используете в своей работе по формированию ценностного отношения к Земле?
- С помощью, каких методов Вы осуществляете формирование ценностное отношение к Земле в своей педагогической деятельности?
- Какие методы, на Ваш взгляд, формируют сознательное отношение у детей в изучении ценностного отношения к Земле? (указать по степени значимости)
- Какие формы взаимодействия с родителями школьника Вы обычно используете в своей работе по формированию ценностного отношения к Земле:
- Индивидуальная консультация
- Родительское собрание
- Проведение открытых уроков для родителей
- Совместная подготовка и проведение внутриклассных дел и событий
Критериями оценки качества воспитательного процесса по формированию ценностного отношения к Земле у педагога может быть:
А) Реализация воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности школьников.
Показателями этого критерия будут:
- грамотность постановки воспитательных целей и их соответствие используемым формам и реализуемому содержанию учебной и внеучебной деятельности;
- адекватность используемых форм учебной и внеучебной деятельности специфике целей и объекта воспитания;
- актуальность и разнообразие реализуемого содержания учебной и внеучебной деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.
Б) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников.
Показателями этого критерия будут:
-ориентированность практических действий педагога на поддержку воспитательных усилий родителей (лиц, их заменяющих) школьников;
- привлечение педагогом к решению вопросов воспитания школьников их родителей (лиц, их заменяющих);
- адекватность используемых педагогом форм взаимодействия с семьей задаче повышения эффективности воспитательного влияния на школьника.
Пункт 1. Выделите те виды учебной и внеучебной деятельности школьников, которые Вы регулярно используете в своей воспитательной работе по формированию базовой ценности Земля | |
0 баллов | - в воспитательной работе классный руководитель регулярно использует или только учебную деятельность (в анкете – учебно-познавательную), или только внеучебную деятельность (в анкете – любой из всех остальных видов деятельности школьников), то есть в его работе отсутствует опора на взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности школьников. |
1 балл | - в своей воспитательной работе классный руководитель регулярно использует и учебную, и внеучебную деятельность школьников.[1] |
Пункт 2. Какие педагогические цели Вы преследуете, организуя учебную и внеучебную деятельность школьников при формировании ценностного отношения к Земле? | |
0 баллов | - формулировки целей отсутствуют, или описаны невнятно, или описаны как исключительно учебные цели или цели организации детского досуга; - цели организации учебной и внеучебной деятельности школьников формулируются как воспитательные цели, но ориентация педагога на эти цели не подтверждается наблюдениями за его повседневной профессиональной деятельностью, ее воспитательная направленность не находит отражения в реальных действиях педагога; - цели организации учебной и внеучебной деятельности школьников формулируются преимущественно как воспитательные цели, но они не соответствуют используемым педагогом формам организации учебной и внеучебной деятельности школьников. |
1 балл | - цели организации учебной и внеучебной деятельности школьников формулируются преимущественно как воспитательные цели, формулировки целей четки и понятны, но они не соответствуют возрастным особенностям школьников, с которыми работает педагог; - цели организации учебной и внеучебной деятельности школьников формулируются преимущественно как воспитательные цели, формулировки целей четки и понятны, но при этом они не соответствуют воспитательному потенциалу данного вида деятельности. |
0 баллов | - цели организации учебной и внеучебной деятельности школьников формулируются преимущественно как воспитательные цели, сами формулировки четки и понятны, соответствуют возрастным особенностям школьников, соответствуют воспитательному потенциалу данного вида деятельности, связаны с получением школьником новых социальных знаний, развитием его позитивных отношений к базовым общественным ценностям, накоплением опыта самостоятельного социального действия. |
Пункт 3. Какие формы организации учебной и внеучебной деятельности школьников Вы обычно используете в своей работе по формированию ценностного отношения к Земле? | |
0 баллов | - отсутствуют указания на формы организации учебной и внеучебной деятельности школьников; - отсутствуют примеры использования этих форм; - упомянутые формы и примеры их использования не соответствуют действительности, то есть не подтверждаются наблюдениями за повседневной профессиональной деятельностью этого педагога. |
4 балла | - в подавляющем большинстве случаев педагог использует такие формы организации учебной и внеучебной деятельности школьников, которые ориентированы лишь на приобретение детьми новых социальных знаний (при этом эксперт может опираться на приведенную в Приложении таблицу «Воспитательный потенциал форм учебной и внеучебной деятельности»); - проведение учебной и внеучебных занятий осуществляется преимущественно силами самих педагогов, школьники недостаточно привлекаются к планированию, подготовке, проведению и анализу учебных и внеучебных дел (при этом мера достаточности определяется экспертом исходя из возрастных или иных особенностей школьников, от которых может зависеть их способность брать на себя ответственность в организации тех или иных учебных и внеучебных дел); - учебные и внеучебные дела организуются школьниками и педагогами совместно, но адресная их направленность неширока, они проводятся преимущественно для самих себя. |
8 баллов | - педагог использует такие формы организации учебной и внеучебной деятельности школьников, которые позволяют школьникам приобретать новые социальные знания, развивать свои позитивные отношения к базовым общественным ценностям, накапливать опыт самостоятельного социального действия (при этом эксперт может опираться на приведенную в Приложении таблицу «Воспитательный потенциал форм учебной и внеучебной деятельности»); - педагог использует такие формы организации учебной и внеучебной деятельности школьников, которые предполагают планирование, подготовку, проведение и анализ учебных и внеучебных дел школьниками самостоятельно или совместно с педагогами; - совместно организуемые школьниками и педагогами учебные и внеучебные дела имеют широкую адресную направленность: для самих себя, для сверстников, для малышей, для учителей, для родителей, для представителей окружающего школу социума. |
Если суммирование баллов дает:
- 0-3 балла, это может свидетельствовать о недопустимом качестве реализации классным руководителем воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности;
- 4-7 баллов, это может свидетельствовать о допустимом качестве реализации классным руководителем воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности;
- 8-11 баллов, это может свидетельствовать об оптимальном качестве реализации классным руководителем воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности.
Технология оценки удовлетворённости родителей результатами воспитательной работы школы.
- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Как вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?
- Высокий
- Средний
- Низкий
- Выражает ли Ваш ребёнок желание принимать участие в совместной деятельности, формирующей ценностное отношение к Земле?
- Участвует охотно
- Не выражает желания
- Не участвует
- Какую совместную деятельность, формирующую ценностное отношения к Земле Вы осуществляете в семье?
- Беседы с ребенком о природе
- Подкормка птиц
- Отдых на природе
- Наблюдение за природными объектами
- Чтение художественной литературы природоведческого содержания
- Другие формы___
- Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Какую информацию Вы хотели бы получить от ОУ по экологическому воспитанию школьников
- Как проводить наблюдения за погодой
- как содержать животных, растения
- какие давать знания
- как знакомить с правилами поведения в природе
- какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми
- другое (укажите, что именно)
- Как Вы оцениваете работу ОУ по формированию ценностного отношения к Земле у школьников?
- Низкий
- Средний
- Высокий
- Считаете ли Вы достаточным количество мероприятий, организованных ОУ по вопросам экологического воспитания?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Укажите, в каких организованных ОУ мероприятиях, направленных на формирование ценностного отношения к Земле, Вы принимали участи совместно с ребёнком.
- Поддерживаете ли Вы проводимую в ОУ работу по формированию ценностного отношения к Земле у обучающихся?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Какие ещё мероприятия вы могли бы предложить ОУ провести на формирование ценностного отношения к Земле?
Критерий: удовлетворённость родителей сформированностью ценностного отношения ребёнка к Земле. | |
Показатель: оценка родителями сформированности знаний ребёнка о данной ценности | |
Показатель : оценка родителями сформированности ценностного отношения ребёнка к Земле (природе) | |
Показатель: оценка родителями организацией воспитательного процесса по формированию данной ценности в ОУ | |
Технологии организации и оценки качества воспитательного процесса личности .
- Ответь на вопросы:
- Что такое экология? ____________________________________________
- Назови экологические проблемы твоего региона (города)_____________
- Назови глобальные экологические проблемы нашей планеты__________
- Назови правила бережного отношения к природе____________________
- Зачем нужна Красная книга?_____________________________________
- Какие международные природоохранные организации ты знаешь? ____
- Почему нужно перерабатывать мусор?_____________________________
- Наносит ли вред экологии сельское хозяйство?______________________
- Какую пользу приносят растения?_________________________________
- Можно ли поджигать сухую траву на лугах весной?__________________
- Что такое экологическое равновесие?______________________________
- Зачем нужны очистные сооружения?______________________________
2. Прочитай утверждения. Отметь в таблице то утверждение, которое лучше всего отражает твоё отношение к данному утверждению.[2]
- Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
- Человек – царь природы, а потому он может делать с ней все, что захочет.
- Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
- Торговля редкими животными – вполне нормальное занятие, ведь людям надо зарабатывать деньги.
- Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен делать только тот, кто намусорил.
- Не случится ничего страшного, если после мытья рук я случайно забуду закрыть кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
- Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Несомненно, да (очень сильное согласие) (+4) | |||||||
Да, конечно (сильное согласие)( +3) | |||||||
В общем, да (среднее согласие) (+2) | |||||||
Скорее да, чем нет (слабое согласие)( +1) | |||||||
Ни да , ни нет ( 0) | |||||||
Скорее нет, чем да (слабое несогласие (-1) | |||||||
В общем, нет (среднее несогласие (–2) | |||||||
Нет, конечно (сильное несогласие) (-3 ) | |||||||
Нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие) (-4) |
- Анкета
В каких экологических мероприятиях ты участвовал? Отметь, кем ты был: участником или организатором.
- Беседы на экологические темы.
- Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей.
- Практикумы.
- Игры на экологические темы.
- Интегрированные занятия.
- Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.
- Экологические экскурсии в природу, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление рассказов по итогам экскурсии).
- Викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);
- Турниры, устные журналы.
- Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.
- Организация уголка живой природы.
- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в ОУ.
- Общественно полезная природосберегающая деятельность обучающихся. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
- Знакомство с традициями нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормами экологической этики.
- Литературно-музыкальные композиции и тематические беседы («Мир природы – мир красоты», «Природа в произведениях художников и поэтов» и др.);
- Диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа» и др.)
- Экологические праздники, КВН.
- Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника.
- Декоративно-прикладное творчество (Рисование, аппликация, пластилиновая мозаика, квилинг и т.д.).
- Просмотр мультфильмов и кинофильмов по данной тематике.
- Знакомство с картинами знаменитых художников: Шишкина, Васнецова, Саврасова и т.д.
- Участие в инсценировках, театрализованных представлениях, кукольных - заучивание народных примет, закличек, русских народных песен.
Критерий: Личностный рост | |
Показатель: накопление школьниками основных социальных знаний | |
0-3 балла | Низкий уровень (практически отсутствуют знания об экологических проблемах, недостаточное осознание причинно-следственных связей в природы, отсутствуют осознание необходимости сохранения природы) |
4-7 баллов | Средний уровень (фрагментарные знания об экологических проблемах, ситуативное осознание причинно-следственных связей в природе, осознание необходимости сохранения в природе) |
8-12 баллов | Высокий уровень (сформированность системы экологических знаний, хорошая осведомлённость об экологических проблемах, осознание причинно-следственных связей в природе, осознание необходимости сохранения в природе). |
Показатель: развитие позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям | |
От 14 до 28 баллов | Устойчиво-позитивное отношение у обучающегося вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет). |
от 0 до 14 баллов | Ситуативно-позитивное отношение Обучающийся заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется. |
От – 14 до 0 баллов | Ситуативно-негативное отношение собственное мнениеобучающегося об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение. |
0т -28 до -14 баллов | Устойчиво-негативное отношение природа воспринимается обучающимся как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим». |
Показатель: приобретение школьниками опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия | |
0 баллов | Не принимал участия |
1 балл | Участвовал без привлечения к организации |
2 балла | Являлся активным организатором |
Оценка происходит путём суммирования баллов. Результатами выступают сведения, говорящие о наличии или отсутствии опыта деятельности |
Методика диагностики субъективного отношения к природе
(по Дерябо С. Д., Ясвин В. А.)
Прежде чем приступить к формированию «экологичной личности» и ее экологического сознания, необходимо знать, что мы имеем на исходном этапе, какое отношение к природе существует у тех, кого мы собираемся «экологизировать».
Для этого можно воспользоваться рядом методик, разработанных в экологической психодиагностике.
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»
Описание
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. В ней использовались принципы вербальных методик.
Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» – это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» – такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: лось: следы, трофей, лесник, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово).
Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируется только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми начиная с 10 – 11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать). В индивидуальном варианте испытуемый может сообщать их экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого 6 – 7 лет и ограничен только его способностью понять инструкцию.
Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются следующие ранги: 1, 2, 3, 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а 2 преобладающих типа установки.
Текст методики
Инструкция:
Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите то из этих 5, которое для вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему подходит. Например, вам дается слово «мяч» и к нему следующие слова: «красный», «резиновый», «футбольный», «детский», «большой». В качестве ответа вы записываете только одно выбранное слово, например, «детский».
Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает ваш выбор.
1. ЛЕС
| 4. ОЗЕРО
|
|
|
2. ЛОСЬ
| 5. МЕДВЕДЬ
|
|
|
3. ТРАВА
|
|
|
|
Примечание
В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ, естественно, не зачитывается).
(К) – природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая» установка.
(И) - природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка.
(О) - природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка.
(П) - природа воспринимается как объект пользы – «прагматическая» установка.
Обработка результатов
Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются следующие ранги: 1, 2, 3, 4.
Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, не совпадающих ни с одним типом установки в ключе – "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее неподходящие ассоциации.
[1] Педагог вправе использовать в своей работе любые виды внеучебной деятельности школьников. Количество этих видов никаким образом не может свидетельствовать о качестве его работы. Дополнительным аргументом в пользу высокой оценки может стать указание на использование в воспитании социального творчества (социально-преобразующей деятельности) школьников.
[2] Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ П.В.Степанов, Д.В. Григорьев, И.В.Кулешова. – М.:Академия: АПКиПРО, 2003 – 82 с. (Выбраны только вопросы, относящиеся к ценности Земля)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников
Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр....