Классный час "Северные посиделки"
методическая разработка
Классный час «Путешествие в тундру»
Цели:
- пробуждение интереса и любви к родному краю;
- знакомство детей с природой родного края;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у учащихся;
- развитие кругозора детей;
- развитие мышления, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnye_posidelki_kl._chas.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружная заочная научно-практическая конференция
обучающихся, студентов и педагогов «Будущее Ямала»
Классный час
«Северные посиделки»
Методические материалы
Педагогические работники образовательных организаций
Горохова Наталья Александровна –
учитель начальных классов
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
с. Мыс Каменный, 2015
Классный час «Путешествие в тундру»
Цели:
- пробуждение интереса и любви к родному краю;
- знакомство детей с природой родного края;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у учащихся;
- развитие кругозора детей;
- развитие мышления, речи.
Оборудование: Проектор, компьютер, экран, импровизированный чум, аудиозаписи голосов птиц и животных, выставка детских рисунков и поделок, костюмы персонажей сказок, презентация, аудиозаписи ненецких песен
1 Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Почтальон принес письмо (читает).
«Письмо с далекого юга»
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети с далекого юга. Мы очень хотим с вами подружиться, узнать о вашей жизни, о вашем крае, о природе. Хотим узнать, знаете ли вы сказки.
2 Ведущий: Ну, что ребята, расскажем детям, которые не были на севере, о нашем крае? Ребята узнают, что такое чум, кто такие пастухи-оленеводы, какие имена дают ненецким детям, почему просторы тундры называют морошковой землей и многое другое....
Олени, полярные совы, лемминги, песцы, перелетные птицы гуси-лебеди — кого только не встретишь на просторах морошковой земли! Несомненно, запомнятся ребятам считалки, загадки, сказки. И поэтому, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему удивительно богатому природному краю, где живем мы с вами. Это - Ямальский край.
Чтец 1: Ямальский край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край Ямальский всех вас приглашаю.
1 Ведущий: Кому как не нам, детям своего края, хорошо знать землю своих предков, своего народа. А небо? Небо белой ночизвенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Живая музыка белой ночи неужели вас не заворожит? Но как обо всем этом всем рассказать? Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа! Сказка, пой о жизни моего края! Лейся, песня!
Звучит ненецкая песня, показ слайдов.
2 Ведущий: Тундра... Почти безлесная и холмистая равнина, известная кочующими стадами оленей, разными птицами, зверями и рыбой. Зимой, долгой и студеной, — снега, бураны, метели. Весной долгожданной — новорожденные олешки-авки и вереницы летящих перелетных птиц. Летом, коротким, теплым, светлым круглые сутки, предстает тундра в зелени-траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север. А осенью, темной и слякотной, — кочевка оленьих стад обратно на юг и начало охотничьего промысла.
1 Ведущий: И привела нас, ребята, песня к чуму. (В импровизированном чуме накрыт стол. На столе угощения – дары тундры. Дети в национальных костюмах приглашают к себе в гости)
Чтец 2:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у ненецкого огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью ненцев познакомишься, друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
Чтец 1:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Если я убил оленя, вдоволь ешь.
Мяса нету — посмотри, как окунь свеж.
Ну а нету даже рыбы у меня —
Мы вкусим тепло домашнего огня.
2 Ведущий: Сидя у огня, дети всегда слушали сказки и отгадывализагадки. Скажите, дети, как вы думаете. Откуда взялись сказки? (ответы детей).
1 Ведущий: Сочиняли сказки люди, народ, еще в те давние времена, когда и книжек не было. А может, и были книжки, да только в северные края, где живут ненцы, где пасутся олени, книжки не попадали. А если бы и попали книжки — кто бы их читать стал? Грамотных-то не было...
Но без сказок нельзя! Скучно жить без сказок. Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы дети знали родной край, в котором живут, птиц, зверей и рыб — все, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными.
Подумайте и скажите, откуда эти строки?
2 Ведущий: ...так бежали дети за матерью много дней и ночей по камням и болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили! Где пробегут, там красный следостается. («Кукушка»).
1 Ведущий: ...- ступай в лес, заберись на дерево. Как только мы с работникомпокажемся, крикни кукушкой. Только на глаза не попадайся...» («Хозяин иработник»)
2 Ведущий: ...тут подлетела Серая Весенняя, Куропатка и говорит: - Ай, - яй - яй! Это называется братья! Я видела, как вы лупили друг дружку! А зря дрались -вон, сколько места! - и улетела, («Черный и белый»)
1 Ведущий: ...подняли они большой, шум. И пока ссорились, - потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время, на шум прилетела куропатка, увидела две ровные кучки крошек да обе исклевала, («Снегирь и мышонок)
2 Ведущий: …Хорошо зажили с тех пор старик со старухой. Утром встанут, крикнут: «Из мешка!» — и на столике всякие вкусные вещи сами собой появляются. Днём есть захочется, опять крикнут: «Из мешка!» — и еда уже перед ними.
1 Ведущий: …— Врешь ведь,— скосила на нее глаз хитрунья.— Твой век короткий, а уму-разуму учиться долго. Ворон живет триста лет и то всех моих уловок не знает. Это он тебя надоумил. («Как ворон лису перехитрил»).
2 Ведущий: — На берегу моря, оказывается, житья нет! В лесу житья нет! Придется мне жить в тундре среди холмов, в кустарниках, вместе с совой.(«Куропатка»).
1 Ведущий: Невестка ответила:
— Моя чернота вместе со мной на свет появилась. Так, слово за слово, и поспорили. Рассердилась невестка на свою свекровь и говорит:
— Пока видны еще мои следы, пойду-ка я обратно в свою землю («Почему совы не видят солнечного света»)
…Эх, ты, дружок Олененок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький и хитрее тебя!...(«Мышонок и Олененок»)
2 Ведущий: Но, что – то мы засиделись! Пора и побегать, поиграть в догонялки. Несомненно, запомнятся ребятам с юга считалки и загадки которые мы приготовили:
Считалочки
1 Чтец: Дети всюду на земле —
в тундре, в городе, в селе —
летом,зимнею порой
день проводят за игрой.
2 Чтец: Только прежде чем играть,
нужно всех пересчитать,
чтоб узнать,
кто все же будет
догонять вас и искать...
1 Чтец: Прилетели в тундру утки-
позолоченные грудки,
чтоб утяток выводить…
А тебе сейчас водить!
2 Чтец: Сильный северный олень
нас катает целый день!
Но на нарты всем не сесть-
Значит ты, останься здесь!
1 Чтец: Вышло солнце из-за туч,
Уронило солнца луч
прямо в травы и цветы…
Этот лучик ищешь ты!
1 Ведущий:
Но вернемся в чум, где у огня всегда дети отгадывали загадки. Обычно взрослый начинает с таких слов: Моя загадка говорит…
(Ведущие поочерёдно загадывают загадки)
- Летом меховые, зимой – берестяные. (Рога оленей)
- Летом красным сукном одета, на одной ножке стоит. (Морошка)
- Невидимо придет, невидимо уйдет. (Сон)
- В чум входящего бьет, уходящего бьет. (Полог чума)
- В безбрежном море щепка плавает. (Луна)
- Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
- Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
- Жевать не жую, а все пожираю. (Огонь)
Литературные загадки
По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Сова.)
Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает. (Собака.)
Птицы белоснежные,
Дружные, верные.
Осенью с нами прощаются,
Весною опять возвращаются. (Лебеди.)
Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (Куропатка.)
На тоненьких ножках
Под ветром дрожит.
Как только обсохнет —
За мамой бежит. (Олененок.)
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается —
От врагов спасается. (Олень.)
2 Ведущий: Молодцы! И загадки умеете отгадывать.
Звучит ненецкая песня.
1 Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Песня вернула нас обратно, домой. Понравилось вам наше путешествие? Что нового для себя вы узнали? (Ответы детей)
2 Ведущий: Мы сегодня мысленно побывали в вашей семье, но временно вы живете в интернате. Это пока ваш дом, ваша семья. Воспитатель, учитель вам вместо мамы, И вы должны их слушать так же, как и своих родителей. Для всех нас дом — это нечто гораздо большее, чем квартира.
1 Ведущий: Дом — это место, где мы живем, учимся и работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш Ямал. Ямал - гостеприимная земля.
Лакомбой! – говорят ненцы. С небом живите— так говорят ненцы, прощаясь. Живите всюду в ладу с Богом, с природой и с собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классные посиделки
Стихи к празднику мам...
Классный час в 3 классе "Посиделки"
Классный час. «Деревенские посиделки»Учитель МБУО СОШ№6: Аверина Любовь ВладимировнаЦель: развитие интереса к фольклору русского народа и артистических способностей.создание ус...
Классный час на тему: «Деревенские посиделки»
Классный час проходит в форме устного журнала. Дети знакомятся с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях, с детским фольклором...
Классный час в первом классе "Деревенские посиделки"
Классный час на фольклорную тему "Деревенские посиделки" воспитывает любовь к своей Родине, к народным традициям, песням, потешкам, играм....
Классный час "Зимние посиделки"
Воспитательное мероприятие проведённое в картинной галерее имени Чернявской г. Малоярославца Калужской области...
Классный час на тему Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"
Вместе с ребятами пытались разобраться в поняти "Загадочная русская душа"...
Классный час для 2 класса "Осенние посиделки"
Классный час с играми , песнями и танцами....