Классный час в 3 классе "Посиделки"
план-конспект урока (3 класс) по теме
Классный час. «Деревенские посиделки»
Учитель МБУО СОШ№6: Аверина Любовь Владимировна
Цель: развитие интереса к фольклору русского народа и артистических способностей.
создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности;
развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа, русского национального самосознания.
Игровая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_posidelki_averina.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час. «Деревенские посиделки»
Учитель МБУО СОШ№6: Аверина Любовь Владимировна
Цель: развитие интереса к фольклору русского народа и артистических способностей.
создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности;
развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа, русского национального самосознания.
Игровая технология.
Сцена ярко украшена. На заднем плане нарисованы печка и яркие красочные фигурки игрушек: всевозможные матрёшки и уточки, так же солнце. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Учитель: Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие.
Как вы уже поняли, вы пришли на вечерки.
Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.
Давайте зайдем в избу и представим, как она устроена.
Не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. Вся посуда была деревянная, хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. Полотенце вышивалось в ручную.
В каждой избе была прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. На ней пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой.
А вот и свечка на столе стоит.
Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают).
Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.
1-й ведущий: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки! Как вы уже поняли, вы пришли на вечерки. Для посиделок снимали специальную избу.
2-й ведущий: В старые добрые времена, собирались вместе, красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
1-й ведущий: А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.
Давайте приоткроем двери в такую избу.
2-й ведущий:
А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте — не в обиде.
Хозяева усаживаются.
Учитель:
С 27 сентября в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Парни приходили без приглашения. Старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая. Картошка да квашеная капуста - первое блюдо и у горожан, и у сельчан.
Давайте посмотрим, как происходило всё это.
На капустных вечёрках знакомились девушка с парнем.
Слышен стук, входят девушки.
Девушки (с поклоном}. Здравствуйте, Хозяин с Хозяйкой!
Вот пришли вам пособить. Да капусту порубить.
Хозяйка. Дорогие гости, будьте как дома. В тесноте, быть может, да не в обиде! Ведь изба любая, знаете сами, Не красна углами, красна пирогами!
Хозяин. Сначала - дело, затем - пироги да веселье. Ну-ка, девчата,
надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.
Хозяйка.
Выходите, красны девицы, умение своё показать, Не пригожим лицом, а руками золотыми. Ведь без капусты и щи-то будут не густы!
Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.
Гости:
Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).
Без картошки, хлеба да капусты - какая еда.
Не суйся к капусте, пока не припустят.
Капусту садить - спине досадить.
Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
Ни один рот без капусты не живет.
Капуста не пуста' - сама летит в уста'.
Сентябрь яблоками пропах, а октябрь — капустой.
Ешь щи - будет шея бела, голова кудревата.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.
Капуста кочаны копит
Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая — в листьях сгниет.
Хозяин. Молодцы! А загадки о капусте знаете?
Гости:
Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.
Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.
Был ребенок - не знал пелёнок, стал стариком - сто пелёнок на нём.
Заплата на заплате, а иглы не бывало.
Не книжка, а с листьями.
Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.
Лоскуток на лоскутке-зелёные заплатки,
Стоя на одной ноге, нежится на грядке.
Стихи.
Жила-была капуста
Жила-была капуста,
Капуста белокочанная,
Капуста белокочанная
Была хвастунья отчаянная.
Капусту такую ещё поищи!
Хозяйка её покрошила в щи.
Одна кочерыжка осталась –
И та сынишке досталась!
Владимир Суслов
Грустная капуста
Поле убирают, в огороде пусто,
Только за сараем ёжится капуста
С грядки не увозят вот уж две недели,
Даже от мороза жилки посинели.
Смотрит за ограду хрусткая капуста...
Ни травинки рядом — потому и грустно.
Каюм Тангрыкулиев
Капуста
- Обвязала голову,
ты не больна, капуста?
Тебе и летом холодно?
Закуталась, капуста?
— От солнца я ношу чалму,
Жара мне вовсе ни к чему!
Василий Катаное
Хозяйка. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Учитель. Неотъемлемой частью на Руси являются пословицы и поговорки.. В них отразились быт, труд, обычаи нашего народа.
Чем различаются между собой пословицы и поговорки?
Пословица – учит, делает вывод.
Поговорка – дает меткую характеристику, оценку человеку или поступку.
А интересно, кто кого переговорить сумеет? Гости дорогие устроим «бой» скороговорок.
Дети быстро, наперебой выкрикивают скороговорки:
1.Хохлатые хохотушки хохотали – хохотали:
Тары – бары растабары, у Варвары куры стары.
2. Идут бобры в сыры боры,
Идут бобры в дворы сыры.
3. Колотил Клим в один блин клин.
4. Сел сокол на гол ствол.
5. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
6. У Саши в каше сыворотка из- под простокваши.
7. В бору сухо – будет погрибоягодуха.
Учитель.
В старые времена был такой обычаи у русских людей; как заканчивали полевые работы коротали осенние дни да вечера за любимым рукоделием. Весело было. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И сегодня послушаем шутливые диалоги.
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти!
На печи под стеганным одеялом сидит Тит.
Входят Баба и Дед.
Дед
- Эй, вставай с постели ,Тит,
Помоги нам молотить! (в ответ храп)
Слышишь , парень , полно спать,
Вишь как уморилась мать!
Баба
- Вишь, как устал отец?
Да проснись же ,наконец! ( в ответ храп)
Дед
- Нелегка в полях работа.
Молотили мы до пота.
А сынок наш спит и спит
Да проснись же, Тит! А, Тит!(Тит просыпается, зевает).
Тит
- Э-э-э-эх! С утра так сладко спиться.
Дед
- Стыдно , парень , так лениться.
Травки козам накоси,
Воду в кадку наноси.
Баба
- Поработай хоть немножко!
Тит
- Где моя большая ложка?
Верно, скоро уж обед.
Где же ложка?
Ложки нет!
Дед
- Накорми сперва скотину.
Тит
- Накормил бы – больно спину.
И живот болит опять. (И уходит)
Ведущий. В игры играли не только дети, но и взрослые - это же посиделки, время, когда можно отвлечься от всех трудных забот, ощутить радость жизни.
Игра “Русская баня” - раскладываются принадлежности необходимые для игры: веник, рукавицы, шапка;
играющие становятся рядом со своими предметами и по команде, должны надеть на себя шапку и рукавицы (при этом, чтобы выглядеть аккуратно) и, приговаривая,: "Ах, как хорошо", огревая себя веником, изобразить процесс парения.
Мы предлагаем вам две русские народные игры – «Петушки»
Петушки
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое ( играющих) . Каждый из (играющих ) встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)
Хозяйка: Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!
Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Боре": (Запевают девочки)
Девочки: Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?
Парни: Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать.
Девочки: Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?
Парни: Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Девочки: В нашем полку убыло, убыло (2 раза.)
Парни: В нашем полку прибыло, прибыло. (2 раза.)
Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.
Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.
Девочка первая: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.
Девочка вторая: Ныне гуляшки и завтра гуляшки - находишься и без рубашки.
Хозяйка: Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле - сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять - работать некогда будет, можно остаться и без рубашки.
Ведущий 1. Девочек, девушек детских лет ребят приучали к домашнему хозяйству.
Ведущий 2. Сами они пряли, ткали, вышивали себе одежду.
Ведущий 2. Посиделки - это еще и смотрины. Парни присматривались к девушкам, какие они хозяйки. (Потешки)
Мальчик: Акуля, что шьешь не оттуля?
Девочка: А я, батюшка, еще пороть буду.
Гости продолжают диалоги.
— Что ваши девчата делают?
— Шьют да поют.
— А матушки?
— Порют да плачут.
— Фома, у тебя в избе тепло?
— Тепло. На печи в шубе согреться можно!
Ведущий 1. Ну, а какие посиделки без частушек?!
Частушки - это мастерство импровизации, умение показать себя, все, что ты можешь сам без чьей-либо помощи. Точным метким словечком ответить на предложенную тему, не дать обойти тебя, продемонстрировать свое мастерство, смекалку, находчивость, музыкальность, юмор. Частушка - это не только слово, но и умение двигаться, частушку необходимо оттанцевать
Две девочки читают частушки перед исполнением пляски.
— Эх, топни нога, топни правенькая.
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
— Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!
Четыре девочки выходят плясать, исполняют частушки.
1-я девочка
Шире круг, шире круг.
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать.
Нас идёт четыре.
2-я девочка
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3-я девочка
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала — подружки.
4-я девочка
По деревне я шла
И Ванюшку видела —
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
1-я девочка
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
2-я девочка
Балалаечка — гудок
Своё дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
3-я девочка
Сидит ёжик на берёзе —
Белая рубашка,
На головке — сапожок,
На ноге фуражка.
4-я девочка
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
1-я девочка
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Мы гордимся стариною.
Стала нам она родною.
Мы за вечер утомились.
Танцевали, веселились.
Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Хозяйка: Ну, гости дорогие, посмеялися, чай проголодалися?
Хозяин: Все, что есть в печи - все на стол мечи!
Гость1. Красна изба углами, а хозяйка пирогами. А чтобы приготовить пироги должна быть хорошая хозяюшка
Хозяйка: А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.
Хозяин: У Матрены стол накрыт,
Медный самовар стоит,
Чай по чашкам разолью,
Всех гостей я напою
Чаем ароматным,
Сладким, вкусным, мятным.
С медом и калиной,
С ягодой малиной.
Пейте, не спешите,
Хозяйка: Наливайте да пробуйте. Где, какой чай заварен? Гости дорогие! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные да угощайтесь на здоровье!
Гость: Чай вкусный и целебный напиток.
Чай из целебных трав?
Чай укрепит нашу дружбу.
Ведущий: По обычаю, чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери.
Гость: Народная мудрость говорит:
1.Чай да сахар – хлеб да соль.
2. Чай человеку подал – уважение оказал.
1 гость: Чай пить - приятно жить.
2 гость: Попьешь чайку - позабудешь про тоску!
3 гость: Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!
4 гость: От чая лиха не бывает.
Гость: Как Марфуша для Петра наварила, напекла,43 пирога, 92 блина. Вот какие блины!
Все встают полукругом, поют русскую народную песню «Блины»:
1. Мы давно блинов не ели
Мы блиночков захотели.
Припев (2 раза):
Ой, блины, блины, блины!
Ой, блиночки мои!
2. Кадки новы растворили,
Два часа блины ходили.
Припев(2 раза)
3. Растворили на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Припев(2раза)
4. Моя родная сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев(2 раза)
5. Напекла она поесть.
Сотен пять, наверно, есть.
Припев(2 раза)
6. На поднос блины кладёт
И сама к столу несёт.
Припев(2 раза)
7. Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Припев(2 раза)
Песня кончается, всех угощают блинами.
Гости подходят с поклоном к хозяевам.
Гость 1.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
Гость 2.
Большого здоровья!
Гость 3
С новым вас урожаем!
Гость 4.
С вкусными блинами!
Рады были видеть вас у нас в гостях на “Русских посиделках”.
Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.
Говорим мы: «До свиданья!»
Снова в гости ждём вас всех!
Чаще в гости приходите!
Используемая литература.
Сб-к. Русские народные песни /М.1985/
Маршак С.Я. Воспитание словом /М.1971/
Сб-к. От прибаутки до былины. Русский фольклор. /М.1991/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...