Знаменательные даты
методическая разработка (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Знаменательные даты» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №367

Программа «Знаменательные даты» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности  рассчитана на 1 час занятий в неделю, в 1 классе —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34ч (34 учебные недели).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voronchihina_znamenatelnye_daty_2b.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

192281, Санкт – Петербург, Дунайский проспект, дом 43, корпус 2, литера А.тел/факс778-82-42

Рабочая  программа

по внеурочной деятельности

«Знаменательные даты»

для  2Б класса

на 2019/2020учебный год

(социальное направление)

Учитель

без квалификационной категории

Ворончихина Вероника Юрьевна

Санкт – Петербург

2019


Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Знаменательные даты» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №367

Программа «Знаменательные даты» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности  рассчитана на 1 час занятий в неделю, в 1 классе —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34ч (34 учебные недели).

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие. ФГОС определяет его как способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению. Неотъемлемыми компонентами результата образования является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить цели, строить жизненные планы и выстраивать систему социально - значимых и межличностных отношений, формировать ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, способствовать осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Цель программы:

  • создание деятельностной ситуации для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, культуре для приобретения опыта исследовательской деятельности, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Задачи:

  • создать условия обучающимся для освоения новых норм социального поведения. Предоставить возможность апробировать различные роли в обществе, проявить свою социальную компетентность и навыки сотрудничества в общественной, проектной и других видах деятельности, развивая свои таланты и способности.
  • создать условия для приобретения школьниками знаний об истории своей семьи, истории школы, Санкт-Петербурга и России;
  • дать основы всесторонних знаний по истории, культуре Фрунзенского района в единой связи с историей города и с историей школы;
  • познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
  • расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
  • развивать инициативность и самостоятельность школьников в решении посильных социально-значимых проблем школьной и  городской жизни
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умения пользоваться разнообразной справочной, научно - популярной, художественной литературой.

Программа внеурочной деятельности «Знаменательные даты» организуется по социальному направлению развития личности, то есть создаёт  условия для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать их.

Школа дает возможность осуществить с учетом возрастных особенностей обучающихся:

  • взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
  • непрерывность дополнительного образования;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя.

Данная программа удерживает интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью. Программа выражает концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные    особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка Так же настоящая программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции обучающихся-инофонов в петербургское сообщество, содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге. При этом программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей Петербурга, так и у "новых петербуржцев". В ходе изучения курса  проходит интеграция со следующими предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

 Формы и режимы занятий

  • Беседы (познавательные, этические, профилактические);
  • Викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы (мини-конкурсы);
  • Выставки;
  • Тренинги;
  • Упражнения (учебно-игровые);
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Игры (ролевые, ситуационные);
  • Занятия с использованием художественных средств выразительности (чтение художественных произведений; просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа);
  • Экскурсии;
  • Совместная разработка правил поведения.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.        

Планируемые результаты

Реализация программы способствует достижению следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
  • формулировать самому простые правила поведения в природе;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
  • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
  • выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные УУД:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения; успешные установки социального взаимодействия, основанные на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;
  • умение анализировать происходящие изменения в самих себе, знать и размышлять о своих способностях и возможностях, составлять определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
  • владение способами критического мышления, навыками ведения и защиты индивидуального и группового проекта;
  • опыт самостоятельной деятельности по изготовлению презентации продукта проекта социально-значимой направленности, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
  • способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях, научиться ощущать свою долю ответственности, быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретения школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, к культуре, труду, знаниям.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта исследовательской деятельности; самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.

Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

  • технологии  проблемного обучения:  частично-поисковый метод, исследовательский метод;
  • технология  проектного обучения;
  • -игровые технологии;
  • -здоровьесберегающие;
  • технологии личностно-ориентированного  обучения
  • -информационно-коммуникативные.

Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности, участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме. По итогам освоения программы  проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.

Содержание курса.

Содержание курса строится на основе работы с Этнокалендарём Санкт–Петербурга:

Святыни, жизненные ценности россиян.

Расширить и обогатить представления детей о традициях, обычаях, праздниках в России и за ее пределами. Раскрыть символические значения праздника для верующих. Познакомить со схожими традициями в культуре других народов России.

Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности учащихся.

Любить отечество свое, гордиться им, беречь его.

Дать представление об одной из самых значительных страниц Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Создать условия для формирования чувства патриотизма и любви к Родине. Расширять исторические  представления об армии. Дать представление о характере службы российских воинов. Развивать позитивное отношение к службе в Российской армии. Создать условия для формирования знаний о космонавтике и полетах в космос.

Дни солидарности, мира, культуры.

Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, формирование у детей знаний о русском театре и коммуникативных умений. Продолжить знакомство со структурой библиотеки. Формировать бережное отношение к книге. Формировать экологически грамотную личность. Развитие чувства сопереживания жертвам терроризма, осознание разрушительной силы терроризма.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, развитие речи. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Календарно-тематическое планирование для  2Б класса

на 2019 – 2020 год

№ п/п

Дата проведения

Тема классного часа

1

04.09.19 г.

«День знаний». День солидарности в борьбе с терроризмом.

2

11.09.19г.

«День начала блокады Ленинграда и международный день памяти жертв фашизма 8 сентября».

3

18.09.19 г.

16.09 - Международный день охраны озонового слоя (с 1994 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН).

4

25.09.19 г.

25.09 70 лет со дня рождения В. А .Степанова, детского поэта и прозаика

5

02.10.19 г.

День Интернета в России

6

09.10.19 г.

05.10 День учителя

7

16.10.19 г.

16.10 Всероссийский урок «Экология и энергосбережение.

8

23.10.19 г.

28 октября - Международный день школьных библиотек

9

06.11.19 г.

День согласия и примирения.

10

13.11.19 г.

10.11 100-летие со дня рождения М.Т.Калашникова

11

20.11.19 г.

16.11 День толерантности

12

27.11.19г.

24.11 – День матери

13

03.12.19 г.

03.12 Международный день инвалидов

14

10.12.19 г.

День Героев Отечества

15

17.12.19г.

20.12 - День работников органов безопасности РФ.

16

24.12. 19г.

20.12 – 320 лет Новогодней елке

17

14.01.20 г.

18.01 – Прорыв Блокады Ленинграда.

18

21.01.20г.

25.01 - 265 лет со дня основания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1755).

19

28.01.20 г.

27.01 –День полного освобождения от фашистской блокады

20

05.02.20 г.

03.02 - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.

21

12.02.20г.

14.02 - 165 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина, писателя (1855-1888);

22

19.02.20 г.

23 февраля - День защитников Отечества

23

26.02.20 г.

27.02 - Всемирный день писателя. Твои любимые книги.

24

04.03.20 г.

«Весна, женщина – жизнь»

25

11.03.20 г.

15.03 -   - 90 лет со дня рождения Жореса Ивановича Алфёрова, физика (1930 г.р.)

26

18.03.20г.

18.03 - 55 лет со дня первого выхода человека в открытое космическое пространство (А.А. Леонов в 1965 г.);

27

01.04.20 г

2 апреля – «Книги – верные друзья»

28

08.04.20 г.

12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики «Покорившие звёзды»

29

15.04.20г.

16.04 - 75 лет со дня начала Берлинской операции (1945).

30

22.04.20г.

23.04 - Международный день солидарности молодёжи

31

29.04.20 г.

01.05 - День весны и труда

32

06.05.20г.

09.05 - 75 лет со Дня Победы в ВОВ. «Великая Победа Великого народа!»

33

13.05.2020г.

 15.05 - Международный день семьи

34

20.05.2020г.

24 мая - День славянской письменности и культуры.

Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

        Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.  На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

Технические средства:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. интерактивная доска;
  4. Интернет;

Литература:

1. Методические рекомендации по работе с комплексом плакатов «Этнокалендарь  в Санкт-Петербурге»:  Санкт-Петербург: Издательство «Фрегат»,  2017 г.

Интернет-ресурсы:

http://ru.convdocs.org/docs/index-45886.html   http://www.ethnospb.ru/p4/index.htm

«Мы отстояли тебя, Великий город!» / под редакцией писателей - историков М.И. Боженковой, Я.А. Боженкова. СПб: ТО «Пальмира», 2012 г.

  1. Учебно-методическое пособие. Составитель Т.Н. Трунцева. Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению. 5-8 классы. Москва. ООО «ВАКО», 2014 г.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности / Под. ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.

Информационные:

  1.  http://ligovo-spb.ru/
  2.  http://krasno-selsky.ru/administration/history/
  3.  http://www.archeoclub.narod.ru/
  4.  http://ligovo.org/
  5.  http://petersburglife.ru/

 http://www.andcvet.narod.ru/piter/07/10/sam.h


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаменательные даты.

Семейное творчество....

Праздники и знаменательные даты

Праздники и знаменательные даты...

Знаменательные даты в 2012/2013 уч.г. Начальная школа

Знаменательные даты в 2012/2013 уч.году. Начальная школа...

Знаменательные даты

Данный материал содержит знаменательные даты, которые помогут подготовить Вам различные мероприятия....

Знаменательные даты февраля

Классный час посвящён датам февраля - 8 - День Юного Антифашиста, 15 - День Интернационалиста, 23 - День Защитника Отечества.Материал содержит стихотворения патриотического содержания....

Знаменательные даты военной славы февраля

Презентация содержит материал знаменательных дат февраля - День Юного Антифашиста, День Интернационалиста, День Защитника Отечества.Региональный компонент- материалы об участниках боевых действий, зем...