Знаменательные даты
методическая разработка (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знаменательные даты» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №367
Программа «Знаменательные даты» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности рассчитана на 1 час занятий в неделю, в 1 классе —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34ч (34 учебные недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voronchihina_znamenatelnye_daty_2b.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт – Петербург, Дунайский проспект, дом 43, корпус 2, литера А.тел/факс778-82-42
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Знаменательные даты»
для 2Б класса
на 2019/2020учебный год
(социальное направление)
Учитель
без квалификационной категории
Ворончихина Вероника Юрьевна
Санкт – Петербург
2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знаменательные даты» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №367
Программа «Знаменательные даты» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности рассчитана на 1 час занятий в неделю, в 1 классе —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34ч (34 учебные недели).
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие. ФГОС определяет его как способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению. Неотъемлемыми компонентами результата образования является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить цели, строить жизненные планы и выстраивать систему социально - значимых и межличностных отношений, формировать ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, способствовать осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Цель программы:
- создание деятельностной ситуации для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, культуре для приобретения опыта исследовательской деятельности, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Задачи:
- создать условия обучающимся для освоения новых норм социального поведения. Предоставить возможность апробировать различные роли в обществе, проявить свою социальную компетентность и навыки сотрудничества в общественной, проектной и других видах деятельности, развивая свои таланты и способности.
- создать условия для приобретения школьниками знаний об истории своей семьи, истории школы, Санкт-Петербурга и России;
- дать основы всесторонних знаний по истории, культуре Фрунзенского района в единой связи с историей города и с историей школы;
- познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
- расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
- развивать инициативность и самостоятельность школьников в решении посильных социально-значимых проблем школьной и городской жизни
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться разнообразной справочной, научно - популярной, художественной литературой.
Программа внеурочной деятельности «Знаменательные даты» организуется по социальному направлению развития личности, то есть создаёт условия для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать их.
Школа дает возможность осуществить с учетом возрастных особенностей обучающихся:
- взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
- непрерывность дополнительного образования;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя.
Данная программа удерживает интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью. Программа выражает концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка Так же настоящая программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции обучающихся-инофонов в петербургское сообщество, содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге. При этом программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей Петербурга, так и у "новых петербуржцев". В ходе изучения курса проходит интеграция со следующими предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Формы и режимы занятий
- Беседы (познавательные, этические, профилактические);
- Викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы (мини-конкурсы);
- Выставки;
- Тренинги;
- Упражнения (учебно-игровые);
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Игры (ролевые, ситуационные);
- Занятия с использованием художественных средств выразительности (чтение художественных произведений; просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа);
- Экскурсии;
- Совместная разработка правил поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
- формулировать самому простые правила поведения в природе;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты:
- сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения; успешные установки социального взаимодействия, основанные на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;
- умение анализировать происходящие изменения в самих себе, знать и размышлять о своих способностях и возможностях, составлять определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
- владение способами критического мышления, навыками ведения и защиты индивидуального и группового проекта;
- опыт самостоятельной деятельности по изготовлению презентации продукта проекта социально-значимой направленности, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях, научиться ощущать свою долю ответственности, быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретения школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, к культуре, труду, знаниям.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта исследовательской деятельности; самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- технологии проблемного обучения: частично-поисковый метод, исследовательский метод;
- технология проектного обучения;
- -игровые технологии;
- -здоровьесберегающие;
- технологии личностно-ориентированного обучения
- -информационно-коммуникативные.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности, участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме. По итогам освоения программы проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.
Содержание курса.
Содержание курса строится на основе работы с Этнокалендарём Санкт–Петербурга:
Святыни, жизненные ценности россиян.
Расширить и обогатить представления детей о традициях, обычаях, праздниках в России и за ее пределами. Раскрыть символические значения праздника для верующих. Познакомить со схожими традициями в культуре других народов России.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности учащихся.
Любить отечество свое, гордиться им, беречь его.
Дать представление об одной из самых значительных страниц Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Создать условия для формирования чувства патриотизма и любви к Родине. Расширять исторические представления об армии. Дать представление о характере службы российских воинов. Развивать позитивное отношение к службе в Российской армии. Создать условия для формирования знаний о космонавтике и полетах в космос.
Дни солидарности, мира, культуры.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, формирование у детей знаний о русском театре и коммуникативных умений. Продолжить знакомство со структурой библиотеки. Формировать бережное отношение к книге. Формировать экологически грамотную личность. Развитие чувства сопереживания жертвам терроризма, осознание разрушительной силы терроризма.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, развитие речи. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Календарно-тематическое планирование для 2Б класса
на 2019 – 2020 год
№ п/п | Дата проведения | Тема классного часа |
1 | 04.09.19 г. | «День знаний». День солидарности в борьбе с терроризмом. |
2 | 11.09.19г. | «День начала блокады Ленинграда и международный день памяти жертв фашизма 8 сентября». |
3 | 18.09.19 г. | 16.09 - Международный день охраны озонового слоя (с 1994 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН). |
4 | 25.09.19 г. | 25.09 70 лет со дня рождения В. А .Степанова, детского поэта и прозаика |
5 | 02.10.19 г. | День Интернета в России |
6 | 09.10.19 г. | 05.10 День учителя |
7 | 16.10.19 г. | 16.10 Всероссийский урок «Экология и энергосбережение. |
8 | 23.10.19 г. | 28 октября - Международный день школьных библиотек |
9 | 06.11.19 г. | День согласия и примирения. |
10 | 13.11.19 г. | 10.11 100-летие со дня рождения М.Т.Калашникова |
11 | 20.11.19 г. | 16.11 День толерантности |
12 | 27.11.19г. | 24.11 – День матери |
13 | 03.12.19 г. | 03.12 Международный день инвалидов |
14 | 10.12.19 г. | День Героев Отечества |
15 | 17.12.19г. | 20.12 - День работников органов безопасности РФ. |
16 | 24.12. 19г. | 20.12 – 320 лет Новогодней елке |
17 | 14.01.20 г. | 18.01 – Прорыв Блокады Ленинграда. |
18 | 21.01.20г. | 25.01 - 265 лет со дня основания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1755). |
19 | 28.01.20 г. | 27.01 –День полного освобождения от фашистской блокады |
20 | 05.02.20 г. | 03.02 - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. |
21 | 12.02.20г. | 14.02 - 165 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина, писателя (1855-1888); |
22 | 19.02.20 г. | 23 февраля - День защитников Отечества |
23 | 26.02.20 г. | 27.02 - Всемирный день писателя. Твои любимые книги. |
24 | 04.03.20 г. | «Весна, женщина – жизнь» |
25 | 11.03.20 г. | 15.03 - - 90 лет со дня рождения Жореса Ивановича Алфёрова, физика (1930 г.р.) |
26 | 18.03.20г. | 18.03 - 55 лет со дня первого выхода человека в открытое космическое пространство (А.А. Леонов в 1965 г.); |
27 | 01.04.20 г | 2 апреля – «Книги – верные друзья» |
28 | 08.04.20 г. | 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики «Покорившие звёзды» |
29 | 15.04.20г. | 16.04 - 75 лет со дня начала Берлинской операции (1945). |
30 | 22.04.20г. | 23.04 - Международный день солидарности молодёжи |
31 | 29.04.20 г. | 01.05 - День весны и труда |
32 | 06.05.20г. | 09.05 - 75 лет со Дня Победы в ВОВ. «Великая Победа Великого народа!» |
33 | 13.05.2020г. | 15.05 - Международный день семьи |
34 | 20.05.2020г. | 24 мая - День славянской письменности и культуры. |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Технические средства:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- Интернет;
Литература:
1. Методические рекомендации по работе с комплексом плакатов «Этнокалендарь в Санкт-Петербурге»: Санкт-Петербург: Издательство «Фрегат», 2017 г.
Интернет-ресурсы:
http://ru.convdocs.org/docs/index-45886.html http://www.ethnospb.ru/p4/index.htm
«Мы отстояли тебя, Великий город!» / под редакцией писателей - историков М.И. Боженковой, Я.А. Боженкова. СПб: ТО «Пальмира», 2012 г.
- Учебно-методическое пособие. Составитель Т.Н. Трунцева. Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению. 5-8 классы. Москва. ООО «ВАКО», 2014 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под. ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.
Информационные:
- http://ligovo-spb.ru/
- http://krasno-selsky.ru/administration/history/
- http://www.archeoclub.narod.ru/
- http://ligovo.org/
- http://petersburglife.ru/
http://www.andcvet.narod.ru/piter/07/10/sam.h
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаменательные даты.
Семейное творчество....
Праздники и знаменательные даты
Праздники и знаменательные даты...
Знаменательные даты в 2012/2013 уч.г. Начальная школа
Знаменательные даты в 2012/2013 уч.году. Начальная школа...
Знаменательные даты
Данный материал содержит знаменательные даты, которые помогут подготовить Вам различные мероприятия....
Знаменательные даты февраля
Классный час посвящён датам февраля - 8 - День Юного Антифашиста, 15 - День Интернационалиста, 23 - День Защитника Отечества.Материал содержит стихотворения патриотического содержания....
Знаменательные даты военной славы февраля
Презентация содержит материал знаменательных дат февраля - День Юного Антифашиста, День Интернационалиста, День Защитника Отечества.Региональный компонент- материалы об участниках боевых действий, зем...
Конспект урока по математике по теме "Знаменательные даты"
Технологическая карта урока...