Классный час к 75 годовщине ВОВ
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Бухарина Яна Игоревна

Краткая информация о городах-Героях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_posvyashch._75_letiyu_vov.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 690

        

Классный час,

посвященный 75-годовщине победы в Великой Отечественной войне

Тема: Города- сыгравшие важную роль, в победе России в Великой Отечественной войне

Работу выполнил:

учитель начальных классов

Бухарина Я.И.

Санкт-Петербург

2019 г.

 

Цель:

-расширить представление учащихся о героических подвигах жителей городов героев в годы Великой отечественной войны;  

- увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне;

- формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю;

 -  нравственное  воспитание школьников  в свете гуманитаризации современного образования.

Задачи:

-обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны;

-обогащать знания детей о городах героях

-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;

- формировать  историческое сознания, чувства гордости за свою Родину;

Планируемые результаты:

Предметные: - обогатить знания детей о героическом прошлом нашей страны;

-обогатить знания детей о городах героях.

Метапредметные: -формировать умение выделить важную информацию, сделать вывод по ней и дать обратную связь.

Личностные: - формировать уважение к Родине, гордость за нее;

-жизненное самоопределение личности;

- нравственно-этическая ориентация;

 

Интеграция образовательных предметов: История, Литература,  Художественное творчество, Музыка.

Оборудование и материалы (оформление зала): 

  • проектор,
  • экран,
  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
  • презентация к сценарию
  • календарь с изображением даты начала и окончания ВОВ,
  • детские рисунки по теме,
  • стенд с наглядным материалом о Блокаде, о военных действиях на полях сражений, ваза с цветами.


Ход мероприятия.

В день благодарной памяти и не проходящей скорби, нам хочется поклониться тем, кто выстоял, выжил и отстоял в годы Великой отечественной войны.

В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания.

         

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»

 Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича

***

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

На доске прикреплены подписанные фотографии 9 разных городов-Героев

Ребята скажите, кто догадался какую важную тему мы сегодня изучим? (ответы обучающихся), выход на тему занятия: Города- сыгравшие важную роль, в победе России в ВОВ.

В череде военных юбилеев, которые мы отмечаем, и будем отмечать, есть даты, которые сияют особенно ярко. Среди них 9 мая 1945 года. 75 лет тому назад великий, особый праздник пришел на нашу русскую землю.

Сегодня хочется поговорить о городах героях. Конечно не хватит и целого дня на рассказы о тех тяжелых временах. Но всё же, за время нашего занятия я постараюсь рассказать вам интересные и героические истории, того сложного для нашей страны времени. И возможно кто-то из вас узнает что-то новое для себя и поделится новыми знаниями со своей семьей, друзьями.

Город, с которого мы начнем наше занятие, конечно – Ленинград. Ведь он такой родной и близкий для нас, жителей Санкт-Петербурга.

Израненный, изнуренный город был полностью освобожден от блокады. Это особая страница Великой Отечественной войны. Мужчины, женщины, дети и старики блокадного города и Ленинградской земли показали врагу,  на что они были способны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада», «Ладога», «Дорога жизни». Победа нашему народу досталась дорогой ценой.  В 2-х млн. городе, окруженном кольцом блокады, людей, родившихся с 1924 – 1926гг. осталось около 2%, а новорожденных 1941-1944гг. еще меньше. Но жертвы были не напрасны. Если бы, Ленинград не выстоял, то не выстояла бы и Москва.

900 дней продолжалась оборона города Ленинграда. Неисчислимые трудности перенесли ленинградцы. Но были дни, недели, месяцы особенно трагичные – долгая зима 1941 – 1942гг. Фашисты пытали Ленинград и ленинградцев голодом, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. В осажденном городе скудное продовольствие распределялось по карточкам. 8 сентября по 20 ноября 1941г. 5 раз снижалась норма хлеба на сутки. На 20 ноября 1941г. Она составила 250 граммов хлеба по рабочей карточке и 125 граммов для иждивенцев. Жестокую и великую правду узнали люди, пережившие ленинградскую блокаду. Правду о человеке и  его пределах. Голод и дети, блокада и дети – самое большое преступление перед Ленинградом. В 1941 году в городе  оставалось не менее 400 тыс. детей. Дети 13 - 14 лет считались иждивенцами. Представить трудно, как хотелось есть подростку. Но вот с ноября-декабре 1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

И когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было предела.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.

^ Звучит фонограмма «Взрывы»

Не менее важный город герой - Сталинград (Волгоград) был препятствием для фашистов, желающих в 1942 году отрезать богатые ресурсами южные земли. Был создан фронт для сдерживания вражеских сил. Сталинградская битва вошла в список самых больших и кровопролитных сражений. Это был один из ключевых моментов войны. Страшная битва продолжалась 200 дней и в итоге закончилась безоговорочной победой над фашистами. Небывалые потери понесли обе стороны. Погибли миллионы людей.

Под тихую военную музыку из песни «о Сталинграде»

***

Я помню бой в степи, под Сталинградом.

Хотелось пить – и ржавая вода

Для нас была единственной отрадой –

Ее мы приносили из пруда.

Разрывы мин кругом. Не сделать шагу,

Чтоб не упасть. Но кто-то полз туда

И падал, не успев наполнить флягу

Живой водой из мертвого пруда.

Воды, воды!.. Но в небе, словно вата,

Пылали кучевые облака.

И снилась Волга раненым солдатам –

Отчизны милой славная река.

Орде не покорившаяся вражьей,

Она легла преградой смертной ей…

Измученный бессонницей и жаждой,

Шутил сержант: «Ребята, веселей!

Дождь будет утром – видно по закату.

Переживем, здесь ночь не так долга.

Мы – русские! А русскому солдату

Не занимать терпенья у врага!»

(Сергей Викулов)

^ Звучит фонограмма «Взрывы»

Севастополь на тот момент был самым большим портом на Черном море, здесь располагался военно-морской флот. В октябре 1941 года началась кровопролитная оборона Севастополя, которая длилась 250 дней. Фашисты, имеющие огромное превосходство, только с четвертого раза смогли взять его, когда уже некому было защищать город. Это был беспрецедентный пример мужества и героизма. Освобождение Севастополя началось 5 мая 1944 г. в ходе Крымской наступательной операции. Особенно жаркие бои завязались на Сапун-горе, являвшейся ключом вражеской обороны. Только спустя 4 дня, 9 мая 1944 года советской армии, удалось освободить Севастополь.

***

О, скорбная весть — Севастополь оставлен…
Товарищи, встать, как один, перед ним,
пред городом мужества, городом славы,
пред городом — доблестным братом твоим!

Но мы не хотим и не будем прощаться
с тобой, не смирившийся город-солдат:
ты жив,
ты в сердцах москвичей,
сталинградцев,
дыханье твое бережет Ленинград.

Мы знаем, на всех пламенеющих тропах,
со всеми, кто бьет ненавистных врагов,
идет Севастополь,
родной Севастополь,
и кровь и огонь от его берегов…

Промчится година железа и горя,
мы кончим победою наши бои,—
у теплого моря, у синего моря
он встанет опять из развалин своих.
Нет, только не плачь,— мы не чтим его память,
и этой минуты великая тишь
затем, чтоб сказать:
— Севастополь, ты с нами!
Ты с нами,
ты бьешься,
ты победишь.

(Ольга Бергольц)

Звучит фонограмма «Взрывы»

Керчь не раз была захвачена фашистами. Почти весь город был разрушен. После его поражения началась известная на весь мир партизанская война. Сломить ополченцев немецкие войска так и не сумели. После освобождения Керчи в выживших осталось всего 30 000 человек.

***

Степями крымскими колышется шалфей…
Курганы дышат ожиданием рассвета…
Небес покои красны звёздами ночей,
Но как же дорого оплачено всё это!   

Моряк седой близ побережия застыл.
Уходят горечи волнами…(…сердцу легче…)
Он свято верил, честно жил и победил,

Свою Победу величая гордо «КЕРЧЬЮ»! 

(Сергей Восточный)

 ^ Звучит фонограмма «Взрывы»

Новороссийск стал ярким примером невероятного мужества и храбрости советских морпехов. Всего несколько сотен бойцов 225 дней держались до подхода подкрепления. Немцы не смогли их одолеть. Город был разрушен практически полностью, но не сдался.

***

Ты самых лучших слов достоин,

 Моряцкий город боевой,

Стоишь как страж, как славный воин,

Как неустанный часовой»,

(Константин Кузнецов)

^ Звучит фонограмма «Взрывы»

Тула после захвата Орла оказалась в сложном положении. Героическая оборона города началась 24 октября и длилась полтора месяца. За это время советские военные и народные ополченцы смело сражались с танковой армией Гудериана. Решающий бой за Тулу произошёл 3 декабря. Когда гитлеровские войска окружили город, защитники «оружейной столицы» выдержали осаду, а затем 50-я армия генерала Ермакова вместе с подоспевшей 40-й армией генерала Захаркина окончательно «обескровила» противника и вынудила его отступить.

***

(Из поэмы)

В мае русские солдаты

Взяли с боем перевал

И на склонах гор, в Карпатах

Свой устроили привал.

Может, место здесь такое,

Может, не растаял дым.

Все внизу, как на приколе

И облито голубым.

И туляк, на речи ловкий,

Поглядел на перевал:

— С нашей тульскою винтовкой

Здесь Суворов воевал.

Тулой родина гордится,

Сила Тулы не мала.

Ведь недаром же столица

Нас в помощники взяла…

(Михаил Кольчугин)

Звучит фонограмма «Взрывы»

Мурманск изначально стал стойким прифронтовым городом. Вражеское наступление началось 29 июня 1941 года, но наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от граничной линии. Ценой ожесточенных боев и безграничного мужества этих героев, линия фронта оставалась неизменной до 1944 года, когда наши войска начали наступление. Решающую роль в остановке наступления германских войск сыграла сформированная в начале сентября 1941 года в Мурманске Полярная дивизия, впоследствии 186-ая.

Помощь тыла фронту была всенародной. Предприятия Мурманской области выпускали минометы, мины, автоматы, гранаты, волокуши для перевозки раненых; ремонтировали корабли и боевую технику. Рыбаки продолжали выходить на промысел. Четыре эшелона с рыбной продукцией было отправлено из Мурманска в блокадный Ленинград. По плотности бомбардировок Мурманск уступал лишь Сталинграду. 

***

Мы гордимся тобой Мурманск - город-Герой,

Это званье ты носишь по праву,

В годы страшной войны ты, как град-исполин,

Заслужил всенародную славу.

Ты отдал много сил, но врага не пустил-

Был задержан фашист на границе,

70 лет прошло, много вод утекло,

Но тобой продолжаем гордиться.

(Герман Малышев)

Звучит фонограмма «Взрывы»

Смоленск стоял на пути к Москве. В планах врага был быстрый захват городов перед Москвой. Смоленск был в их числе и оказал отчаянное сопротивление. Самой крупной и успешной операцией нашей армии в ходе Смоленского оборонительного сражения 1941 года стало Ельнинское контрнаступление, проведенное силами 24-й, 43-й девизиями и Резервного фронта под командованием Жукова в конце августа начале сентября. Именно на Смоленщине гитлеровцы впервые испытали на себе сокрушительную мощь нового советского оружия - ракетной артиллерии - легендарных "катюш".

На более чем два года область стала фронтовой и была полностью оккупирована. Это время характеризуется жесточайшими попытками фашистов насадить на захваченных территориях свой порядок. Но здесь с самых первых дней прихода врага ни на минуту не прекращалось героическое сопротивление. Активно взаимодействуя с регулярными частями Красной Армии, к весне 1942 года партизаны освободили от захватчиков в их тылу 25 из 42-х оккупированных районов.

Город был захвачен, но сдаваться не стал. Смоленские партизаны не дали оккупантам ни минуты покоя.

***

Звучит песня «ПЕСНЯ СВЯЗИСТОВ»

Звучит фонограмма «Взрывы»

Москва – город герой. Столица нашей родины.  Изначально была целью номер один на карте врага — он ценой неимоверных усилий и потерь упрямо шел к столице!

 Москва 125 раз (93 ночью и 32 днем) становилась объектом ударов германской авиации. Из 7000 самолетов, участвовавших в налетах, 1086 были сбиты средствами противовоздушной обороны на подступах к столице, 338 прорвались к городу, сбросив на него 1610 фугасных и 110 тыс. зажигательных бомб. Было разрушено или серьезно повреждено 1467 зданий, пострадало 7708 человек, 2196 москвичей погибло. 

Однако победа русских под Москвой 5 декабря 1941 заставила страну поверить в то, что одолеть столь мощного противника возможно.

***

Мы свою победу выстрадали честно,

Преданы святому кровному родству.

В каждом новом доме, в каждой новой песне

Помните ушедших в битву за Москву!

(Николай Добронравов)

Вклад советской армии и всех жителей городов- героев, невероятно велик. Лишь благодаря отваге, мужественности и чести, наша страна смогла выстоять! Благодаря этим людям – сегодня каждый из нас любуется мирным, голубым небом над головой.

Тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах. Сегодняшний классный час, посвященный 75-годовщине победы в Великой Отечественной войне, я хочу закончить стихотворением Юрия Петровича Воронова, которое никого не оставит равнодушным.

Чтение стихотворения под тихие звуки метронома

Память — наша совесть 

 

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?


Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.


И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!


Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!


Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...

Рефлексия:

Под песню «День победы»

На ватмане изображен танк, и каждый из обучающихся должен приклеить стикер, в который напишет город – Герой, история которого, больше всего запомнилась, а также тот факт, который больше всего удивил.


Список используемой литературы.

  1. Маневич И. А. "Города-герои. Героизм и мужество. 1941-1945 "Издательство: Даръ, 2015 г.
  2.  Берггольц, О.Ф. Стихи и поэмы / Ольга Берггольц; худож. Г.А.В. Траугот. - Л.: Сов.

писатель, 1979

  1. Асадов, Э. А. Помните! (сборник) / Э. Асадов. - Москва : Эксмо, 2014.
  2. Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,  1984..
  3. Буров, А.В.. - Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. / А.В. Буров;

Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвященного 69 годовщине снятия блокады Ленинграда

В сценарии  имеются материалы о блокадном Ленинграде , о подвиге ленинградцев: детей и взрослых, интересные факты из жизни блокадного Ленинграда....

Классный час, посвященный 25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "По законам военного времени"

Классный час, посвященный 25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "По законам военного времени" Цели и задачи: Расширять и закреплять знания детей об истории своей Родины, в ча...

Классный час, посвященный 76 - ой годовщине со дня образования Краснодарского края «Помним, гордимся, наследуем!»

Обогащение и воспроизведение в памяти детей знаний о родном крае, развитие интереса к истории своей малой родины, воспитание патриотизма....

классный час посвященный 10-й годовщине трагических событий в г. Беслане

Вечная память погибшим! Здоровья мира живым! (стихи)...

Классный час в 3 классе посвященный 10-й годовщине террористического акта в Беслане (2004–2014)

Цель: духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся, воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству.Вступительное слово учителя:Терроризм – одно из самы...

Классный час «72 годовщина освобождения правобережья Дона. Острогожско-Россошанская операция».

Освобождение правого берега Дона в Лискинском районе Воронежской области....