Решение проблем адаптационного периода первоклассников через игровую деятельность
статья (1 класс)

Описание решения проблем адаптации первоклассников на разных уроков с использование различных игровых приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Можно выделить следующие задачи адаптационного периода:

- создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности;

- создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;

- организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;

- создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе, следует предоставлять дидактическим играм. В условиях дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная цель - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. При таких условиях усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов, новых видов умственной деятельности, усвоению младшими школьниками новых знаний и умений. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво.

Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что игра вооружает ребенка доступными для нее средствами активного воспроизводства, моделирования с помощью внешних, предметных действий. В игре ребенок быстрее и легче придерживается сознательной цели запомнить и запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Ценность игровой деятельности проявляется и в том, что в ходе игры дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива.

Во время уроков я часто применяю следующие дидактические игры:

-на уроках обучения грамоте «Хлопочки - на развитие фонематического слуха», «Математическая грамматика» (сложение и вычитание букв, слогов, слов», «Доскажи словечко», «День-ночь»;

-на уроках математики в качестве устного счёта «Целый счет», «Весёлые задачи в стихах», «Блиц-турнир»;

-на уроках литературного чтения «Детский театр-театр из слов, передает содержание, имитируя движения главных героев», «Что вначале, что в конце», «Найди мне пару – сравнение сюжетов разных произведений».

Еще одним из способов решения задач адаптационного периода является театральная деятельность. Она может проходить как на уроках (например: литературное чтение – рассказывание сказки по ролям, диалоги), так и во внеурочной деятельности. Учителям начальных классов повезло, мы работаем с детьми такого возраста, где желание фантазировать, творить, пока еще не исчезает. Творчество начинается с игры.  Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.  В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

На занятиях внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с видами театра, историей, правилами поведения в театре, театральными профессиями, куклами, изготовление героев для спектаклей (пальчиковый театр, театр теней, настольный театр).

Хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Программа адаптационного периода первоклассников

Программа составлена для проведения адаптационного периода первоклассников. В ней имеются все материала для проведения адаптации.Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обе...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...