Один в темноте
классный час (4 класс)
Классный час о формировании представления о здоровье как ценности человеческой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_odin_v_temnote.docx | 376.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 4 классе
Тема: «Один в темноте»
Цель:
- Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни;
- Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Ход классного часа
Учитель: «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. Здравствуйте означает не только приветствие, оно означает пожелание здоровья тому, к кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим здоровья, желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Вопросы для обсуждения.
- Как вы думаете, бывают ли опасные для здоровья профессии? Как вы считаете, почему они опасны? (Ответы детей)
- Какие опасности нас могут подстеречь в жизни, в быту? (Ответы детей)
- Некоторые виды профессий опасны для здоровья человека: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или в меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
- И в жизни нас подстерегают опасности: электричество, падения с высоты, ошпаривание кипятком, на улицах много машин. Но люди часто сами не заботятся о своем здоровье, о своей жизни: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, переходят реки по тонкому льду, купаются в незнакомых местах и в нетрезвом виде и делают много дурного, не берегут себя.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии, пожары, землетрясения, ураганы, наводнения. В мире происходит много военных действий, люди становятся инвалидами вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. Человек становится инвалидом.
- А кто же это такие - инвалиды?
Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней поддержки, помощи и помощи государства.
В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. Invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».
- А вы сами когда-нибудь видели таких людей в городе, в нашем посёлке? (Ответы).
- Да они есть. Это и взрослые, и дети.
Слайд 4. В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) – «особый ребенок». Так называют и талантливых детей, и детей-инвалидов. Мы тоже называем таких детей «особые дети».
- Вспомните пожалуйста сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что у него были больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
- К сожалению, на нашей планете есть немало людей, лишенных физического здоровья, т.е. эти люди инвалиды или с рождения, или в результате перенесенной болезни, или травм.
- В сказке, благодаря лепестку, мальчик выздоровел. К сожаленью, в жизни это не так.
- 3 декабря отмечается как День инвалида. Так постановила в 1992 году Организация Объединённых Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. Но это не значит, что в другие дни не надо им помогать. Они всегда нуждаются в нашей помощи, в сочувствии.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
И. Романов
Практические упражнения
Здоровый человек всегда жизнерадостен, он всегда в движении. Зимой катается на коньках, на лыжах, летом - на велосипеде. Занимается физическим трудом, что-то мастерит, бегает, прыгает. Давайте и мы сейчас подвигаемся. Встаньте, выполним физзарядку.
Физзарядка под музыку.
1. - А теперь закройте глаза и представьте себя в темной комнате. Не открывая глаза, выполняйте мои команды. Из портфелей достаньте пеналы.
..., подойди к моему столу и принеси мне оттуда учебник русского языка.
- Открой глаза и посмотри, ты принёс тот учебник, который я просила?
2. – Попрошу к доске выйти двоих учеников. Сейчас я вам завяжу глаза. Надо будет выполнить мои команды. Подойдите к своим шкафчикам и возьмите куртки и сапоги. Вы достали свои вещи?
- Что вы чувствовали, когда выполняли эти задания? Вам хотелось открыть глаза, снять повязку?
- А теперь подумайте, как живётся людям с проблемами зрения. Как они двигаются по дому? А как они ощущают себя на улице, где много народа, как они переходят улицу? Как они учатся? (Ответы детей).
- Кроме нашей азбуки, которую мы изучаем в школе, существует другая, специальная азбука. Она называется азбука Брайля или шрифт Брайля.
Азбука Брайля - это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых людей и людей с высокой степенью слабовидения. Эту азбуку придумали, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе этой азбуки стоит выпуклое шеститочие. Комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки. С помощью комбинаций точек также можно обозначить знаки препинания, математические и химические знаки.
Шрифтом Брайля кодируются алфавиты разных языков, в том числе русского языка. Посмотрите, это русский алфавит в представлении кодами Брайля.
Слова, предложения, примеры, написанные с помощью этого алфавита.
- Первая книга по системе Брайля вышла во Франции в 1837 году, а в России – 885 году.
Интересно, что история Шрифта Брайля, начинается не с Брайля. Во времена Наполеона был такой военный – Шарль Барбье. В армии он занимался проблемами шифровки сообщений, и по запросу Наполеона в 1808 году разработал так называемую «ночную азбуку» – способ кодировки сообщений, который позволял получателям читать тексты сообщений «вслепую» – в темноте (не зажигая огонь) и бесшумно. «Ночная азбука» хорошо себя зарекомендовала, и, по каким-то причинам Шарль (скорее всего Бог подсказал ему эту мысль) решил познакомить с ней слепых людей.
В 1820 году Барбье обратился к директору парижской Национальной школы для слепых детей Гийе с предложением продемонстрировать «ночную азбуку» для учеников школы, но Гийе отнёсся к предложению Барбье весьма прохладно. На следующий год Барбье обратился с тем же предложением к следующему директору школы — Пинье, который отнёсся к предложению изобретателя более благосклонно. Барбье выступил перед учащимися и предложил им использовать для общения листы бумаги с надписями, выполненными ночной азбукой. Учащиеся восприняли азбуку Барбье очень хорошо, поскольку использовавшаяся ими система записи Гаюи была гораздо сложнее для использования, чем простые узоры из точек.
Среди участников презентации был 12-летний мальчик – Луи Брайль. В возрасте трёх лет он поранился в мастерской отца шорным ножом (подобие шила); из-за чего началось воспаление глаз и мальчик потерял зрение.
Луи счёл азбуку Барбье очень перспективной и внёс ряд предложений по её улучшению. Он предложил сократить матрицу Барбье размером 6 × 6 рядов до 6 точек в 2 ряда, чтобы легче осязать запись. Но Барбье отклонил предложение мальчика.
Через 3 года Луи Брайль разработал собственный рельефно-точечный шрифт, который впоследствии и получил огромное распространение в мире.
Как и любой метод чтения и письма система Брайля имеет преимущества и недостатки. Если говорить о достоинствах шрифта, то их гораздо больше:
- легко освоить и использовать;
- просто создавать тексты;
- возможность для незрячего получить образование;
- возможность общаться с людьми на расстоянии;
- повышение самооценки слепого благодаря получаемой информации;
- возможность заниматься общественно полезной работой;
- возможность получить работу.
К недостаткам можно отнести:
- объемность письменных материалов;
- невысокую скорость чтения;
- недоступность общения онлайн.
- А как обучаются такому письму и чтению дети-школьники? Кто их обучает?
- Школы-интернаты для детей с нарушением зрения существуют по всей
нашей стране. Есть они и у нас в Татарстане. Школа для слепых и слабовидящих детей № 172 г. Казани - единственная школа в городе, открыта в 2001 году. На сегодняшний день в ней обучается 111 учеников, 74 из которых - дети-инвалиды по зрению. Тотально слепых детей - 32 человека.
Лаишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III – IV вида для детей с нарушением зрения начала функционировать с 1968 года. В школе-интернате обучаются 100 детей в возрасте от 7 до 18 лет с нарушением зрения из 25 муниципальных районов и 30 городов РТ, из них:
49 слабовидящих, 25 слепых, 26 со сложным дефектом (нарушение зрения и интеллекта). Здесь дети не только получают образование, но и всесторонне развиваются, занимаются спортом, получают медицинскую помощь.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (Ответы детей).
- Да, слепые люди тоже могут работать. Есть «Общество слепых», где на
предприятиях незрячие люди изготавливают трикотаж, металлоизделия, игрушки, электромеханические товары, изделия из бумаги и картона, переборка продуктов и многое другое.
Итог классного часа
- Мы сегодня говорили о том, как трудно живётся и взрослым, и детям, которые в силу своих болезней потеряли зрение, как им порой трудно приходится в жизни. Но это не значит, что они не могут учиться и общаться с другими. Мы с вами об этом говорили. Важно, чтобы рядом с ними были настоящие друзья, готовые поддержать в любую минуту.
- Как завершение классного часа, я хочу вам прочитать «Удивительную историю о мальчике Лёве».
История, которую стоит знать всем нам.
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у нее было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили: «Почему Лёва не ходит в школу?» Мама печально ответила: «Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…»
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.
Лёва с трудом сказал:
- Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
- А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слезы. После ухода ребята составили план — кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятеркам, даже больше, чем своим! Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.
Лев Семёнович Понтрягин за работой. 1960-е годы.
- Подумайте еще раз об этой истории и запомните, как важно вовремя помогать тому, кто нуждается в твой помощи! Чтобы человек не оставался один в темноте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страх темноты
Многие дошкольники (а иногда и дети постарше) боятся входить одни в темную комнату, просят оставить на ночь свет в спальне или не отпускают маму, пока не уснут. Мы понимаем, что со временем эти ...
Стань заметней в темноте
Классный час "Стань заметней в темноте" посвящен профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, популяризации использования светоотражающих элементов....
Почему у кошек в темноте светятся глаза?
У меня дома уже восемь лет живёт кошка по кличке Сюзи. Я очень её люблю, она появилась в нашем доме вместе со мной. Однажды зимой, когда уже было темно на улице, я открыла дверь в свою комнату и вдруг...
Коррекционно – развивающее занятие для учащихся первых классов с использованием средств арт - терапии "А что в темноте?"
В данной статье предложены упражнения по коррекции страхов темноты и страшных снов. Тема расчитана на 2 занятия....
внеклассное мероприятие по ПДД в 1 классе "Будь заметней в темноте"
Разъяснение детям о значимости световозвращающих элементов для сохранения их жизни в дорожной сети города...