внеурочная деятельность 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Вашему вниманию представлена рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "В гостях у сказки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________ Храмов С. В.

«01» сентября  2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

учителя начальных классов Алмазовой А. С.  

по духовно - нравственному направлению «В гостях у сказки» 1Б класс

2016-2017 учебный год

Саранск 2016

Содержание

Введение

I. Целевой раздел………………………………………………………………...3

I.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

II. Содержательный раздел………......................................................................6

II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности…………………….6

II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности…………………...7

II.3. Содержание программы внеурочной деятельности…………………….8

III. Организационный раздел…………………………………………………11

III.1 Календарно-тематическое планирование………………………………11

III.2 Список литературных источников……………………………………...16

Введение

I. Целевой раздел

I. 1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» для 1Б класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.  

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

В качестве учебного материала для формирования учеников как читателей,  выбраны фольклорные (народные) сказки. Выбор сделан не случайно. Учащиеся читатели и слушатели особенные. Они больше эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому поэтические образы сказки для них убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Цель данной программы – формирование  учащихся  как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  расширение читательского кругозора.

Задачами программы являются:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы; оптимистический   взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развивать  эмоционально – чувственную сферу;
  • обучить чтению – рассматриванию;
  • формировать навыка чтения.

Формы работы: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки  с учетом возрастных особенностей школьников.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год (33 учебных недели), возраст обучающихся 7-8 лет.  

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные результаты освоения внеурочной деятельности

В результате освоения курса внеурочной деятельности у учащихся с умственной отсталостью формируются следующие определенные личностные результаты:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности

К концу учебного года у учащихся результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «В гостях у сказки»  является формирование следующих умений:

- знать популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;

- знать признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных и о птицах).

- уметь слушать,  читать и отвечать на вопросы;

- уметь иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- уметь пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и  свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

II. 3. Содержание программы внеурочной деятельности

Тема 1. Что такое сказка? 

Знакомство с жанром сказки, ее структурой (зачин, концовка), викторина  «Угадай-ка сказку».

Тема 2. Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

Знакомство с отличительными особенностями литературных и народных (фольклорных) сказок. Определение на слух вид сказки.

Тема 3. Украинская народная сказка «Колосок».        

Ценность хлеба, долгий путь от зёрнышка до каравая. Разговор о людях, выращивающих хлеб. Выразительные средства сказок.

Тема 4. Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская  народная сказка «Медведь и лиса».        

Прослушивание сказок. Герои сказок. Сравнение характеров лисы и петушка.

Тема 5. Домик для зайчика.        

Конструирование из бумаги.

Тема 6. Русская народная сказка  «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Чтение вслух и обсуждение сказок.

Тема 7. Сказки про зайцев.

Игра «Узнай героя и сказку». По загадкам, по картинкам угадать героя и сказку. Обобщение знаний о сказочных зайцах.

Тема 8. Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.        

Чтение вслух и обсуждение сказок.

Тема 9. Чукотская сказка «Хвост».        

Участие в диалоге по обсуждению прослушанного (прочитанного) произведения.  Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

Тема 10. Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».

Чтение вслух и обсуждение сказок. Сказки про медведей. Образ медведя в народных сказках, черты его характера.

Тема 11. Удмуртская сказка «Как произошли медведи».

Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Ответы на вопросы учителя.

Тема 12. Мордовская сказка  «Благодарный медведь».

Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Взаимоотношения медведя и других животных в сказках.

Тема 13. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Почему сказки имеют похожий сюжет. Характеры сказочных героев – животных.

Тема 14-15.        «Я сказочник».

Беседа «Что нужно, чтобы сочинить сказку?»

Тема 16. «К нам пришёл гость».

Встреча-интервью с героями сказок, инсценировка отрывков из сказок.

Тема 17. Русская народная сказка «Вершки и корешки».        

Чтение вслух и обсуждение сказки.

Тема 18-19.        Настольный театр.

Познакомить с понятием «театр». Кукольный театр - возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Тема 20. Русская сказка «Лиса и журавль»,  «Кот и лиса».

Чтение вслух и обсуждение сказок.

Тема 21. Экскурсия в библиотеку.

Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.

Тема 22. Мордовская сказка «Разудалый петушок». 

Сказки, объединённые главным героем – петушком. Черты характера петушка: доброта, трудолюбие, справедливость. Откуда у петушка красивый наряд.

Тема 23. Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей».

Чтение вслух и обсуждение сказок. Образ павлина и воробья в народных сказках.  

Тема 24. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». 

Образ сороки в народных сказках.  

Тема 25. Подготовка к празднику. Разучивание стихов.

Тема 26. Праздник «В гостях у сказки». 

Проведение литературного праздника.

Тема 27. Библиотечный урок «В мире книг». 

Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам.

Тема 28. Русская народная сказка «Байка про тетерева».

Чтение вслух и обсуждение сказок.

Тема 29. Русская сказка «Бобовое зёрнышко».

Чтение вслух и обсуждение сказок.

Тема 30. Сказки про птиц. 

Чтение и анализ сказок о птицах. Особенности их тематики и оформления.

Тема 31. Библиотечный урок «Разноцветные страницы».        

Роль книги в жизни человека.

Тема 32. Стенгазета «Сказочное время».

Рисование на тему прочитанных сказок.

Тема 33. «Фестиваль сказочных героев» - итоговое  занятие.  

Подведение итогов конкурса, награждение самых активных учащихся призами.

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю; 33 часа в год)

Тема

Кол-во часов

Личностные результаты

Дата

Что такое сказка?

1

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

1

Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения.

Украинская народная сказка «Колосок».

1

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.

Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская  народная сказка «Медведь и лиса».

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Домик для зайчика.

1

Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности.

Русская народная сказка  «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

1

Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Сказки про зайцев.

1

Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности.

Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.

1

Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения.

Чукотская сказка «Хвост».

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».

1

Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Удмуртская сказка «Как произошли медведи».

1

Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.

Мордовская сказка  «Благодарный медведь». Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

1

Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.

14-15.

«Я сказочник».

2

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

16.

«К нам пришёл гость».

1

Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

17.

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

18-19.

Настольный театр.

2

Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

20.

Русская сказка «Лиса и журавль»,  «Кот и лиса».

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

21.

Экскурсия в библиотеку.

1

Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

22.

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

1

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.

23.

Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей».

1

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей.

24.

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

25.

Подготовка к празднику «В гостях у сказки».

1

Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности.

26.

Праздник «В гостях у сказки».

1

Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

27.

Библиотечный урок «В мире книг».

1

Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

28.

Русская народная сказка «Байка про тетерева».

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

29.

Русская сказка «Бобовое зёрнышко».

1

Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей.

30.

Сказки про птиц.

1

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

31.

Библиотечный урок «Разноцветные страницы».

1

Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

32.

Стенгазета «Сказочное время».

1

Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

33.

«Фестиваль сказочных героев» - итоговое  занятие.

1

Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

        

        

III.2. Список литературных источников

Основная литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011.

2. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995.

3. Белоусенко А.В.  Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009.

4. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998.

Дополнительная литература:

1. «Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

2. Восточнославянские волшебные сказки. – Москва:  Просвещение, 1992.

3. Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.

4. Интернет  сайт: http://viki.rdf.ru/

5. Интернет http://www.proshkolu.ru/               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....