внеурочная деятельность 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Вашему вниманию представлена рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "В гостях у сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "В гостях у сказки" | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2016 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
учителя начальных классов Алмазовой А. С.
по духовно - нравственному направлению «В гостях у сказки» 1Б класс
2016-2017 учебный год
Саранск 2016
Содержание
Введение
I. Целевой раздел………………………………………………………………...3
I.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
II. Содержательный раздел………......................................................................6
II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности…………………….6
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности…………………...7
II.3. Содержание программы внеурочной деятельности…………………….8
III. Организационный раздел…………………………………………………11
III.1 Календарно-тематическое планирование………………………………11
III.2 Список литературных источников……………………………………...16
Введение
I. Целевой раздел
I. 1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» для 1Б класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
В качестве учебного материала для формирования учеников как читателей, выбраны фольклорные (народные) сказки. Выбор сделан не случайно. Учащиеся читатели и слушатели особенные. Они больше эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому поэтические образы сказки для них убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Цель данной программы – формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.
Задачами программы являются:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы; оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развивать эмоционально – чувственную сферу;
- обучить чтению – рассматриванию;
- формировать навыка чтения.
Формы работы: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год (33 учебных недели), возраст обучающихся 7-8 лет.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты освоения внеурочной деятельности
В результате освоения курса внеурочной деятельности у учащихся с умственной отсталостью формируются следующие определенные личностные результаты:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности
К концу учебного года у учащихся результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «В гостях у сказки» является формирование следующих умений:
- знать популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;
- знать признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных и о птицах).
- уметь слушать, читать и отвечать на вопросы;
- уметь иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- уметь пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
II. 3. Содержание программы внеурочной деятельности
Тема 1. Что такое сказка?
Знакомство с жанром сказки, ее структурой (зачин, концовка), викторина «Угадай-ка сказку».
Тема 2. Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».
Знакомство с отличительными особенностями литературных и народных (фольклорных) сказок. Определение на слух вид сказки.
Тема 3. Украинская народная сказка «Колосок».
Ценность хлеба, долгий путь от зёрнышка до каравая. Разговор о людях, выращивающих хлеб. Выразительные средства сказок.
Тема 4. Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса».
Прослушивание сказок. Герои сказок. Сравнение характеров лисы и петушка.
Тема 5. Домик для зайчика.
Конструирование из бумаги.
Тема 6. Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
Чтение вслух и обсуждение сказок.
Тема 7. Сказки про зайцев.
Игра «Узнай героя и сказку». По загадкам, по картинкам угадать героя и сказку. Обобщение знаний о сказочных зайцах.
Тема 8. Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.
Чтение вслух и обсуждение сказок.
Тема 9. Чукотская сказка «Хвост».
Участие в диалоге по обсуждению прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.
Тема 10. Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».
Чтение вслух и обсуждение сказок. Сказки про медведей. Образ медведя в народных сказках, черты его характера.
Тема 11. Удмуртская сказка «Как произошли медведи».
Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Ответы на вопросы учителя.
Тема 12. Мордовская сказка «Благодарный медведь».
Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Взаимоотношения медведя и других животных в сказках.
Тема 13. Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Почему сказки имеют похожий сюжет. Характеры сказочных героев – животных.
Тема 14-15. «Я сказочник».
Беседа «Что нужно, чтобы сочинить сказку?»
Тема 16. «К нам пришёл гость».
Встреча-интервью с героями сказок, инсценировка отрывков из сказок.
Тема 17. Русская народная сказка «Вершки и корешки».
Чтение вслух и обсуждение сказки.
Тема 18-19. Настольный театр.
Познакомить с понятием «театр». Кукольный театр - возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
Тема 20. Русская сказка «Лиса и журавль», «Кот и лиса».
Чтение вслух и обсуждение сказок.
Тема 21. Экскурсия в библиотеку.
Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.
Тема 22. Мордовская сказка «Разудалый петушок».
Сказки, объединённые главным героем – петушком. Черты характера петушка: доброта, трудолюбие, справедливость. Откуда у петушка красивый наряд.
Тема 23. Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей».
Чтение вслух и обсуждение сказок. Образ павлина и воробья в народных сказках.
Тема 24. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
Образ сороки в народных сказках.
Тема 25. Подготовка к празднику. Разучивание стихов.
Тема 26. Праздник «В гостях у сказки».
Проведение литературного праздника.
Тема 27. Библиотечный урок «В мире книг».
Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам.
Тема 28. Русская народная сказка «Байка про тетерева».
Чтение вслух и обсуждение сказок.
Тема 29. Русская сказка «Бобовое зёрнышко».
Чтение вслух и обсуждение сказок.
Тема 30. Сказки про птиц.
Чтение и анализ сказок о птицах. Особенности их тематики и оформления.
Тема 31. Библиотечный урок «Разноцветные страницы».
Роль книги в жизни человека.
Тема 32. Стенгазета «Сказочное время».
Рисование на тему прочитанных сказок.
Тема 33. «Фестиваль сказочных героев» - итоговое занятие.
Подведение итогов конкурса, награждение самых активных учащихся призами.
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю; 33 часа в год)
№ | Тема | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата | ||
Что такое сказка? | 1 | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. | ||||
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». | 1 | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | ||||
Украинская народная сказка «Колосок». | 1 | Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие. | ||||
Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | ||||
Домик для зайчика. | 1 | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | ||||
Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 1 | Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. | ||||
Сказки про зайцев. | 1 | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | ||||
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | 1 | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | ||||
Чукотская сказка «Хвост». | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | ||||
Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя». | 1 | Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. | ||||
Удмуртская сказка «Как произошли медведи». | 1 | Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов. | ||||
Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | ||||
Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов. | ||||
14-15. | «Я сказочник». | 2 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||
16. | «К нам пришёл гость». | 1 | Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. | |||
17. | Русская народная сказка «Вершки и корешки». | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||
18-19. | Настольный театр. | 2 | Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. | |||
20. | Русская сказка «Лиса и журавль», «Кот и лиса». | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||
21. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности. | |||
22. | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | 1 | Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие. | |||
23. | Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей». | 1 | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей. | |||
24. | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||
25. | Подготовка к празднику «В гостях у сказки». | 1 | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | |||
26. | Праздник «В гостях у сказки». | 1 | Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. | |||
27. | Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. | |||
28. | Русская народная сказка «Байка про тетерева». | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||
29. | Русская сказка «Бобовое зёрнышко». | 1 | Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей. | |||
30. | Сказки про птиц. | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||
31. | Библиотечный урок «Разноцветные страницы». | 1 | Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. | |||
32. | Стенгазета «Сказочное время». | 1 | Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. | |||
33. | «Фестиваль сказочных героев» - итоговое занятие. | 1 | Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. | |||
III.2. Список литературных источников
Основная литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011.
2. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995.
3. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009.
4. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998.
Дополнительная литература:
1. «Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
2. Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992.
3. Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
4. Интернет сайт: http://viki.rdf.ru/
5. Интернет http://www.proshkolu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны....
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....