Рабочая программа кружка "Я-гражданин" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin.docx | 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по ВР Приказ директора школы
______Р.М. Михайличенко «_11__»_06_2019 г .№ 174__
«_11_»__06__2019 г.
Программа внеурочной деятельности
«Я-гражданин»
для учащихся 2 класса
на 2019-2020учебный год
Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.
с. Полевое, 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я гражданин» была разработана на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011)
Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Я гражданин " составлена с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:
- "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
- "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Приказ Комитета образования ЕАО от 28.03.2019 №14-1339"Об организации образовательной деятельности в 2019-2020 учебном году"
- Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 11.06.2019 г №174 "Об утверждении ООП на 2019-2020 учебный год" Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности во 2 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №33 и №34 «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен» и «Проснулся, умылся, - убери свою планету!»
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают в области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование нравственного смысла учения; • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности. В области формирования социальной культуры: • формирование основ российской гражданской идентичности; • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе российского общества; • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним; • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Планируемые результаты внеучебной деятельности
Личностные универсальные учебные действия: • ценностно-смысловая ориентация учащихся; • нравственно-этическое оценивание; • действие смыслообразования; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия: • умение выражать свои мысли; • разрешение конфликтов, постановка вопросов; • планирование совместной деятельности; • управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия: • целеполагание; • волевая саморегуляция; • коррекция; • оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия: Общеучебные: • умение структурировать знания; • смысловое чтение; • выделение и формулирование учебной цели; • планирование деятельности для достижения результата.
Логические: • анализ объектов; • синтез, как составление целого из частей; • классификация объектов; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование;
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Содержание программы
1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Я и я | 6 |
2 | Я и семья | 4 |
3 | Я и культура | 10 |
4 | Я и школа | 3 |
5 | Я и мое Отечество | 6 |
6 | Я и планета | 5 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Планируемые результаты | |
план | факт | |||
1 | «Все работы хороши» | 03.09 | Личностные: • ценностно-смысловая ориентация учащихся; • нравственно-этическое оценивание; • действие смыслообразования; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Коммуникативные: • умение выражать свои мысли; • разрешение конфликтов, постановка вопросов; • планирование совместной деятельности; • управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные: • целеполагание; • волевая саморегуляция; • коррекция; • оценка качества и уровня усвоения. Познавательные: Общеучебные: • умение структурировать знания; • смысловое чтение; • выделение и формулирование учебной цели; • планирование деятельности для достижения результата. Логические: • анализ объектов; • синтез, как составление целого из частей; • классификация объектов; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование; | |
2 | «Светлый край берез, моя Россия!» | 10.09 | ||
3 | «В гостях у Светофора Светофорыча» | 17.09 | ||
4 | «Сад добра» | 24.09 | ||
5 | «Вежливые слова» | 01.10 | ||
6 | Материальные или моральные ценности «Что важнее?» | 08.10 | ||
7 | «День тети Гигиены» | 15.10 | ||
8 | «Нравственные ценности семьи» | 22.10 | ||
9 | «День народного единства» | 05.11 | ||
10 | «Изучаем Конвенцию о правах ребенка» | 12.11 | ||
11 | «Поговорим сегодня мы о маме» | 19.11 | ||
12 | «Моя малая родина» | 26.11 | ||
13 | «Сумей сказать – «Нет!»» | 03.12 | ||
14 | «Конституция России» | 10.12 | ||
15 | «Мой друг книга» | 17.12 | ||
16 | «Мастерская хороших манер» | 24.12 | ||
17 | «Памятники природы Е.А.О» | 14.01 | ||
18 | «Семья в моей жизни» | 21.01 | ||
19 | «Про колосок и хлеба кусок» | 28.01 | ||
20 | «Дети – герои Великой Отечественной войны» | 04.02 | ||
21 | «Люблю тебя, мой край родной» | 11.02 | ||
22 | «Защитники земли русской» | 18.02 | ||
23 | Масленица «Первый блин комом» | 25.02 | ||
24 | «Марья искусница» | 03.03 | ||
25 | «Красна речь пословицей» | 10.03 | ||
26 | «Земля наш дом» | 17.03 | ||
27 | «Вредные привычки или здоровье» | 31.03 | ||
28 | «Через тернии к звездам» | 07.04 | ||
29 | «У меня растут года…» | 14.04 | ||
30 | «Сохраним зеленый мир» | 21.04 | ||
31 | «Города - герои» | 28.04 | ||
32 | «Папа, мама, я – дружная семья» | 12.05 | ||
33 | «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен» | 19.05 | ||
34 | «Проснулся, умылся, - убери свою планету!» |
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.
Основные отношения и показатели воспитанности Признаки и уровни, формирующихся качеств
1. Отношение к обществу. Патриотизм. 1. Отношение к родной природе 5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других, 4 – любит и бережёт природу; 3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 2 - участвует в деятельности по охране природы нехотя, только под давлением со стороны; 1 – природу не ценит и не бережёт, ломает природные объекты 2. Гордость за свою страну 5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 4 – интересуется историческим прошлым, самостоятельно изучает историю ; 3 - любит слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории, 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, 1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки. 3. Служение своему Отечеству. 5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других, 4 – находит дела на службу малому Отечеству; 3 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми с желанием; 2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны; 1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. 4. Забота о своей школе 5 – организует дела на пользу школе; классу, 4 - участвует в делах класса и привлекает других, 3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса, 2 – в делах класса участвует при побуждении, 1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. 2. Отношение к умственному труду. Любознательность. 1. Познавательная активность 5 - сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное; 4- сам много читает; 3 – читает только в рамках заданного на дом,, 2 - читает под присмотром взрослых и учителей, 1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует. 2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 4 - стремится хорошо учиться, 3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет, 2 – учится при наличии строгого контроля, 1 – плохо учится даже при наличии контроля. 3. Саморазвитие 5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей, 4 – есть любимое полезное увлечение, 3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело, 2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя, 1 – во внеурочной деятельности не участвует. 4.Организованность в учении 5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам, 4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно, 3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашние задания, но сам 2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем, 1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет 3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие. 1. Инициативность и творчество в труде 5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей . 4 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом, 3 – участвует в полезных делах, организованных другими 2 – участвует в полезных делах по принуждению, 1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению. 2. Самостоятельность в труде 5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей, 4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен, 3 – участвует в трудовых операциях, организованных другими, без особого желания, 2 – трудится при наличии контроля, 1 – участие в труде не принимает. 3. Бережное отношение к результатам труда 5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других, 4- бережёт личное и общественное имущество, 3 - сам не ломает, но равнодушен к разрушительным действиям других, 2 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу, 1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 4. Осознание значимости труда. 5 – осознаёт значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам, 4 – осознаёт значение труда, сам находит работу 3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен, 2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве 1 - не умеет и не любит трудиться. 4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость. 1. Уважительное отношение к старшим 5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других, 4 – уважает старших, 3 – уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания, 2 - к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве, 1 – не уважает старших, допускает грубость. 2. Дружелюбное отношение к сверстникам 5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость, 4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам, 3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен, 2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых, 1 – груб и эгоистичен. 3. Милосердие 5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому других, 4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным 3 – помогает слабым, беспомощным при организации дела другими людьми, 2 – помогает слабым, больным при условии поручения 1 – неотзывчив, иногда жесток. 4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 5 - честен, не терпит нечестности со стороны других 4 – честен в отношениях, 3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо» 2 – не всегда честен, 1 – нечестен. 5. Отношение к себе. Самодисциплина. 1.Развитие доброй воли 5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли сверстниками; 4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 3 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, 2 – силой воли не обладает , 1 – не стремится к развитию доброй воли; 2. Самоуважение. Соблюдение правил культуры поведения. 5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других, 4- добровольно соблюдает правила культуры поведения, 3 – достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность 2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля, 1 – нормы и правила поведения не соблюдает. 3. Организованность и пунктуальность 5 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других, 4- своевременно и качественно выполняет свои дела; 3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда своевременно, 2 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле, 1 – начатые дела не выполняет. 4. требовательность к себе 5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, 4 – требователен к себе, 3 – не всегда требователен к себе, 2 – мало требователен к себе, 1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Методическое обеспечение:
- Компьютер - 1.
- Проектор - 1.
- Экран - 1.
- Альбом – 13.
- Цветная бумага – 13.
- Картон – 13.
- Краски – 13.
- Клей – 13.
- Пластилин – 13
- Ножницы – 13.
- Глобус – 1.
- Физическая карта России – 1.
- Физическая карта ЕАО – 1.
- Конституция РФ – 1.
- Конвенция прав ребенка – 1.
- Плакаты «Правила дорожного движения» - 1.
Литература:
1.М.А. Козлова «Внеклассная работа»: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.
2.С.В.Крючкова «Сценарии школьных праздников» - М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.
3.Журналы «Начальная школа», газеты «Первое сентября»
4.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...