Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Библиотечные уроки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рейн Елена Арбитовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Библиотечные уроки" предназначена для учащихся 1-6 классов; направление: общекультурное, общеинтеллектуальное. Рассчитана программа на 1 час в неделю. Цель: интеллектуальное и духовное развитие детей посредством книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnye_uroki.docx58.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБОУ «Средняя школа № 68»

Протокол № 8 от 29.08.2018г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом  директора

МБОУ «Средняя школа № 68»

от 01.09.2018г. № 357- п

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Библиотечные  уроки»

       общекультурное, общеинтеллектуальное направление

1-6 классы

г. Дзержинск

Нижегородская область

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Библиотечные уроки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования и  основного общего образования и реализует общекультурное и  общеинтеллектуальное направления во внеурочной деятельности в 1-6 классах.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-6-х классов «Библиотечные уроки» рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков – обучающихся 1-6 классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.

Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов литературного чтения, истории, литературы, мировой и художественной культуры и др.

Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка.  Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению присущими библиотеке формами.

Цель курса внеурочной деятельности «Библиотечные уроки»: формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии посредством книги; социализация и развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Задачи курса внеурочной деятельности «Библиотечные уроки»:

  • Знакомство с основными  правилами пользования библиотекой и книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
  • раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
  • представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;
  • формирование умений работы с книгой;
  • формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
  • развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
  • развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;
  • развитие творческой и познавательной активности,
  • развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело;
  • формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
  • воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой;

К концу освоения данного курса обучающиеся должны:

  • знать основные правила пользования библиотекой и книгой;
  • понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
  • вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись, используя библиографические пособия, и составлять простые библиографические списки;
  • уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
  • обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;
  • ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной

Планируемые  результаты реализации внеурочной деятельности:

Личностными  результатами  обучения  являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной  и мировой литературе;
  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметными  результатами  обучения  являются:

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
  • представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.

Коммуникативные результаты:

  • Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение;
  • Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.

Предметные  результаты  обучения:

  • Представлять: значение книги в жизни человека;
  • Понимать: ценность книги;
  • Знать: структуру книги, основные понятия и термины в библиотечном деле, правила пользования библиотекой,       правила работы с алфавитным каталогом, историю возникновения информационных ресурсов.

Методы и формы обучения

По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.  Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся. Создавая свой творческий проект (выставку, викторину, литературную игру), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности. Получает опыт самостоятельного социального действия 

Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум и игровые, соревновательные (конкурсы, викторины), экскурсии.

Типы занятий: Сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего повторения, самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний, умений.

Виды занятий: игра-путешествие, кинолекторий, сюжетно-ролевая игра, экспресс-час, деловая игра, круглый стол, видеоурок, конкурс, встречи с интересными людьми, экскурсия.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.

Форма контроля – защита проекта, творческая работа, конкурс

Тематический план по программе  «Библиотечные уроки»

для учащихся 1-х классов

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

2

Игра-путешествие «В страну Знаний»

1

3

Праздник «Я с книгой открываю мир Природы»

1

4

Кинолекторий «О правилах движения всем без исключения»

1

5

Литературно-музыкальный час «Золотая волшебница Осень!»

1

6

Урок-экскурсия «Библиотека – дом твоих друзей»

1

7

Урок-беседа «Правила обращения с книгой»

1

8

Игра-путешествие «В гостях у сказочных героев»

1

9

Литературно-музыкальный час «Мама – слово дорогое»

1

10

Игра-викторина «Мои любимые звери»

1

11

Игровой калейдоскоп «Сами с усами»

1

12

Библиотечный урок «Птицы – наши друзья»

1

13

Урок этикета «Ежели Вы вежливы»

1

14

Игра-путешествие «По дорогам сказок»

1

15

Викторина «Загадки волшебницы зимы»

1

16

Новогоднее ассорти «Как встречают Новый год люди всех земных широт»

1

17

Час свободного чтения

1

18

Игра «Угадай сказку»

1

19

Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в сказку»

1

20

Литературное путешествие «В стране веселого детства»

1

21

Театрализованный праздник «Ой, Маслена, красота, открывай-ка ворота»

1

22

Утренник «Самая милая, самая любимая»

1

23

17 марта: Единый день чтения. «Книга и кино об увиденном и прочитанном» НДК в рамках проекта «Книга и кино об увиденном и прочитанном»

1

24

Эко-праздник «Земля – наш общий дом»

1

25

Видео-круиз «Чудеса сказочной страны»

1

26

Игра-викторина «Азбука, я тебя знаю»

1

27

Беседа-викторина «Путешествие по стране ОЗ»

1

28

Праздник «Давайте за руки возьмемся»

1

29

Познавательная беседа «Кино – в волшебный мир окно»

1

30

Веселое развлечение «Мы знаем сказки Пушкина»

1

31

Конкурс рисунков «Галерея сказок Пушкина»

1

32

Экологическая игра «Тайны зеленого леса»

1

33

Итоговое занятие. Советы на лето.

1

Итого:

8

25

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ  1 КЛАССА

                Вводное занятие. Основные этапы реализации  данного курса. Знакомство с библиотекой.  Правила поведения и работы в библиотеке.

Игра-путешествие «В страну знаний». Роль книги в интеллектуальном развитии человека. Окружающий мир природы в книгах. Моя любимая книга о природе и животных. Описание природы. Осенний праздник.

                Урок-экскурсия «Библиотека – дом твоих друзей». Изучение правил пользования книжным фондом в библиотеке. Экскурсия по библиотеке. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг.

                Мир сказок в библиотеке. Чтение книг о любимых сказочных персонажах. Игра-путешествие «В гостях у сказочных героев».

        Разговор о мамах. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. Литературно-музыкальный час «Мама – слово дорогое». Члены семьи – собиратели книг.

                Писатели о природе и их книги. Знакомство с книгами о птицах и животных, чтение любимых книг и их  обсуждение. Викторина о животных.

                Подготовка к праздникам. Как встречают Новый год. Книги о новогодних персонажах. Викторина «Загадки волшебницы-зимы». Новогоднее ассорти.

                Час тихого чтения. Чтение любимых книг. Погружение в мир сказок и волшебства. Книги из домашней библиотеки.

                Единый день чтения. Портреты писателей. Информация о происхождении букв. Книга и кино. Игра-викторина «Азбука, я тебя знаю». Читаем вместе сказки Пушкина. Детские годы А.С.Пушкина. Конкурс рисунков «Галерея сказок Пушкина».

                 Подведение итогов работы. Что почитать летом – советы библиотекаря.

Тематический план по программе  «Библиотечные уроки»

для учащихся 2-х классов

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

2

Беседа-презентация «Солнечные дни Л. Воронковой»

1

3

«От глиняной таблички к печатной страничке»

1

4

«Весь журнальный хоровод»

1

5

Час литературной сказки «История про красавицу и чудище»

1

6

Беседа-обсуждение «Зачем нам собака». День защиты животных

1

7

Литературное знакомство «Сказка, как путь в глубину жизни» (к юбилею Е. Шварца)

1

8

«Вместе с книжкой веселей»

1

9

Урок-беседа «Правила обращения с книгой»

1

10

Игра-путешествие «По сказкам»

1

11

Час свободного чтения

1

12

Игра «Угадай литературный персонаж»

1

13

Викторина «Загадки волшебницы зимы»

1

14

Урок-путешествие «В гостях у Мойдодыра.»

1

15

Викторина «Я это знаю»

1

16

«Красивая обложка – книжкина одежка!»

1

17

Беседа-игра «В лучах Вифлеемской звезды»

1

18

Художники, которые делают книги красочными

1

19

Урок-игра «Зов джунглей»

1

20

Урок-викторина «Русские народные сказки»

1

21

«Книжки-малышки»

1

22

«Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть»

1

23

«Лучшая загадка»

1

24

«Сказка ложь, да в ней намек…»

1

25

Конкурсная программа (НДК) «Знаем Книгу, смотрим Кино»

1

26

Не проходи мимо…

1

27

Игра-путешествие «В гостях у сказочных героев»

1

28

«Моя любимая книжка»

1

29

Урок-игра «В гости к пернатым друзьям»

1

30

Экологическое путешествие «Мы твои друзья, Природа!»

1

31

Час здоровья «Рассчитайтесь по порядку на зарядку»

1

32

Краеведческий конкурс «Путешествие по родному городу»

1

33

Литературно-исторический час «Без объявления войны…»

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

11

23

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ  2 КЛАССА

                Вводное занятие. Основные этапы реализации  данного курса. Вспоминаем  правила пользования библиотекой. Знакомство с одним из основных отделов библиотеки  - читальным залом.

        Презентация «Солнечные дни Л. Воронковой». Чтение книг, обсуждение.

        История книгопечатания. Первые книги. Глиняные таблички. Как они выглядели, кто их автор? Мои любимые журналы.

        Час литературной сказки. Читаем сказки про животных. День Защиты животных. Какие животные живут у тебя дома?

Книга. Строение книги. Правила обращения с книгой. Какие книги - сказки ты прочитал? Игра-путешествие «По сказкам». Час свободного чтения.

        Сказка – ложь, да в ней намек….Угадываем сказочных персонажей. Шарады, головоломки, загадки… Составление шарад, головоломок.

        Произведения Чуковского. В гостях у Мойдодыра. Чтение книги по ролям.

        «Красивая обложка – книжкина одежка!» Художники, которые делают книги красочными. Правила ухода за книгой. Ремонт книг в личной библиотеке. Что нужно делать, чтобы сохранить книгу?

        «В гостях у сказочных героев». Чтение книг в читальном зале. Час тихого чтения. Экологическое путешествие в мир природы. Конкурс о родном городе. Литературно-исторический час «Без объявления войны…»

Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших читателей класса. Список литературы для чтения  на лето.

Тематический план по программе  «Библиотечные уроки»

для учащихся 3-х классов

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

2

Видео-путешествие «Моря планеты Земля»

1

3

«Книги лучшие друзья!»

1

4

«Структура книги»

 1

5

Праздник «Души запасы золотые» (Декада пожилого человека)

1

6

«Книги и творчество»

1

7

«Я прочитал и советую тебе»

1

8

Твои помощники в выборе книг

1

9

Час познания «России славные сыны» (Минин и Пожарский)

1

10

Литературная игра «Больше, чем юморист» (180 лет со дня рождения Марка Твена)

1

11

Культура чтения

1

12

Удивительный мир доброты и волшебства

1

13

Урок доброты и милосердия «Передай добро по кругу» (Декада инвалидов)

1

14

Весело играем

1

15

Викторина «Загадки волшебницы зимы»

1

16

Час свободного чтения

1

17

Час истории «Дети блокадного Ленинграда»

1

18

Экологическое путешествие «Мы попали в край чудес, это Лес»

1

19

Игровой калейдоскоп «Сами с усами»

1

20

Урок-викторина «Страна Почемучляндия»

1

21

Конкурс знатоков «Знаем русский»

1

22

Викторина «Знаю все!»

1

23

Игра-путешествие «По дорогам сказочной страны»

1

24

Час свободного чтения

1

25

Час красоты «Свет ясной мудрости» (В.А. Тропинину 240 лет)

1

26

Краеведческий час (НДК) «Родному городу посвящается»

1

27

Час интересных открытий «Ее величество Вода»

1

28

Смех-тайм «Ее величество Вода»

1

29

Познавательный час «Дорога в космос»

1

30

Слайд-беседа «Полководец Победы» (Г. Жукову 120 лет)

1

31

Викторина-конкурс «Любимая книга на экране»

1

32

Слайд-беседа «Великие и знаменитые греки»

1

33

Патриотический медиаурок «Россия – Родина моя»

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

15

19

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ  3 КЛАССА

                Вводное занятие. Основные этапы реализации  данного курса. Вспоминаем  правила пользования библиотекой. Знакомство с одним из основных отделов библиотеки  -  Вводное занятие. Основные этапы реализации  данного курса. Вспоминаем  правила пользования библиотекой. Знакомство с одним из основных отделов библиотеки -  книжным фондом. Где и какие книги можно найти в библиотеке. 

«Книги лучшие друзья!»  Из чего состоит книга. «Книги и творчество». Твои помощники в выборе книг. Что бы ты посоветовал почитать своим друзьям. Культура чтения.

Книги о выдающихся людях России. Час познания «России славные сыны» (Минин и Пожарский).

Сеют разумное, доброе, вечное… Книги о доброте. Обсуждение, обмен мнениями. Урок доброты и милосердия «Передай добро по кругу» (Декада инвалидов).

Час свободного чтения. Игры, путешествия, викторины «По страницам детских книг»: «Дети блокадного Ленинграда», «Мы попали в край чудес, это Лес», «Сами с усами», «Страна Почемучляндия».

Великий, могучий Русский язык. Почему нужно знать и изучать родной язык. Конкурс знатоков русского языка.

Час  свободного чтения. Книги о выдающихся людях России. Путешествие по родному городу.

Необычное в обычном. Час интересных открытий о воде, о космосе. Первый полет в космос. Ю.Гагарин – первый космонавт в мире.

Викторина-конкурс «Любимая книга на экране». Инсценирование любимых сказок. Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Путешествие в историю Греции. Патриотический медиаурок «Россия – Родина моя». Любимые места. Малая Родина.

Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших читателей года. Что почитать летом – советы библиотекаря.

Тематический план по программе  «Библиотечные уроки»

для учащихся 4-х классов

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

2

«Библиоград»

1

3

«Приглашение  в страну Читалию»

1

4

«Страна Читалия – чудесная страна»

1

5

Твои помощники в выборе книг

1

6

«Твои первые энциклопедии»

1

7

Библиотечный урок «Первоначальное представление об информации»

1

8

«Твоя первая библиотека»

1

9

Актуальный диалог «Жить всегда в мире» (Всемирный день толерантности)

1

10

Урок-истина «Выбираем здоровье»

1

11

«От глиняной таблички к печатной страничке»

1

12

«Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть»

1

13

Культура чтения

1

14

Час свободного чтения

1

15

«Вместе весело играть!»

1

16

В гостях у автора

1

17

Час поэзии «Русский огонек Н.Рубцова»

1

18

Удивительный мир доброты и волшебства

1

19

«Моя малая Родина»

1

20

Игра-путешествие «По сказочным страничкам»

1

21

Героико-патриотический час «Вечной памятью жива»

1

22

Игра-путешествие «Сказочный мир А.Н.Толстого»

1

23

Игра «Угадай сказочный персонаж»

1

24

Конкурс «Лучшая загадка»

1

25

Библиотечный урок «Моя любимая книга»

1

26

Час свободного чтения

1

27

Библиотечный урок «Калейдоскоп профессий»

1

28

«Листая пестрые страницы»

1

29

Литературно-музыкальный час «Дороги войны – дороги Победы»

1

30

Библиотечный урок «Братья наши меньшие»

1

31

Игра «Угадай сказку»

1

32

Час свободного чтения

1

33

«Книга и я – верные друзья!»

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

17

17

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ  4 КЛАССА

                Вводное занятие. Основные этапы реализации  данного курса. Основные отделы библиотеки (абонемент, читальный зал, книжный фонд). Правила поведения и работы в библиотеке.

      Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Настоящий читатель много читает. «Приглашение  в страну Читалию». Твои помощники в выборе книг. Получение информации из книги. Работа с энциклопедией.

                Толерантность. Терпимость. Всемирный день толерантности. Актуальный диалог «Жить всегда в мире».

                 «От глиняной таблички к печатной страничке». История развития книгопечатания. Практические занятия по ремонту книг. «Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть». Проведение рейдов по сохранности книг и учебников в классе.

                 Час свободного чтения. Читаем книги о доброте и волшебстве. Книги русских писателей и поэтов. Книги о Родине.

                Произведения А.Н.Толстого. Чтение и обсуждение книг. Творческая работа «Мой любимый сказочный герой». Конкурсы и загадки по произведениям А.Н.Толстого.

                Час свободного чтения. Чтение и обсуждение книг. Чтение книг о профессиях. Литературно-музыкальный час «Дороги войны – дороги Победы». Чтение книг о детях – героях ВОВ.

                Час свободного чтения. Животные-герои сказок. Бременские музыканты.  Конкурс рисунков о сказочных животных.

                 Значение книги в жизни человека. Можно ли жить без книг? Подведение итогов работы за год. Награждение лучших читателей за год. Список литературы для чтения летом.

Тематический план по программе  «Библиотечные уроки»

для учащихся 5-х классов

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

2

«Основные правила пользования библиотекой и книгой»

1

3

«В храме умных мыслей» (история возникновения книги и библиотеки)

1

4

«История возникновения информационных ресурсов»

1

5

Урок права «Правовая Угадайка»

1

6

Час права «Перекресток мудрого Закона»

1

7

Экспресс-час «Людям России так хочется Мира»

1

8

«Русской речи государь – по прозванию словарь»

1

1

9

Час патриотического общения «Россия – территория единства» (День народного единства)

1

10

Слайд-беседа «100 советов на Здоровье»

1

11

«Мы дружны с печатным словом»

1

12

Час свободного чтения

1

13

Литературный видеоурок «Пленительные образы Некрасова»

1

14

Тематический час (ко Дню Конституции РФ) «Путешествие в страну Закона»

1

1

15

Час свободного чтения

1

16

«О, спорт, ты мир!» из истории Олимпийских игр

1

17

Встреча с паралимпийским чемпионом

1

18

Час свободного чтения

1

19

Час познания «На Руси учили так»

1

20

Тематический час (ко Дню Защитника Отечества)

1

21

Тематический час «Вы прекрасны женщины России!»

1

22

Чайный калейдоскоп «Добрый доктор – Чай»

1

23

Час тихого чтения

1

24

«По страницам любимых журналов». Рекламная акция

1

1

25

«Дети герои войны» круглый стол

1

26

Читательская дискуссия «Моя любимая книга/фильм о войне»

1

27

Встреча с ветеранами ВОВ

1

28

«В мире увлекательного и познавательного» по страницам научных журналов

1

29

Час тихого чтения

1

30

Обзор книг и детских журналов для летнего чтения

1

31

Итоговое занятие. Конкурс проектов

1

Итого:

14

20

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ  5 КЛАССА

        1 раздел        Вводное занятие. Основные этапы реализации  данного курса. Основные понятия и термины в библиотечном деле (библиотека, книга, фонды и др. Многообразие библиотек (школьные, детские, публичные и др.) Правила пользования библиотеками. Основные отделы библиотеки (абонемент, читальный зал, книжный фонд, каталоги и картотеки. Правила поведения и работы в библиотеке.

2 раздел

  • Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда.

Каталоги и картотеки. Каталожная карточка. Правила работы с алфавитным каталогом. Систематический каталоги «ключ» к нему. Алгоритм поиска книги в систематическом каталоге. Разнообразие карточек. Картотека газетных и журнальных статей. Электронный каталог.

Основные понятия: абонемент, читальный зал, правила пользования, читательский формуляр, открытый доступ, каталожная карточка, шифр, алфавитный каталог, систематический каталог, алфавитно-предметный указатель, картотека, книжно-иллюстративная выставка.

  • Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса, книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних русских  рукописных книг.
  • История возникновения информационных ресурсов
  • Работа с каталогом. Правовая литература.
  • История возникновения словаря
  • Час патриотического общения, час свободного чтения
  • Книги о здоровье и здоровьесбережении. Советы по вопросу сохранения и  укрепления своего здоровья. Творческие проекты.
  •  «Мы дружны с печатным словом». Произведения, написанные своими руками. На примере творчества Н.Некрасова
  • История Олимпийских игр в книгах. Древне-римские мифы и легенды. Любимые книги про спорт. Встреча с Олимпийским чемпионом.
  • Тематические дискуссии на различные темы. Путешествия по страницам любимых книг. Час свободного чтения.
  • «По страницам любимых журналов». Рекламная акция.
  • «Дорогами войны…». Любимые книги о войне. Круглый стол. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
  • «В мире увлекательного и познавательного» по страницам научных журналов. Обзор литературы. Час тихого чтения
  • Обзор книг и детских журналов для летнего чтения. Подготовка проектов «Рекламный плакат».
  • Подведение итогов. Смотр-конкурс рекламных плакатов о книге.

Тематический план по программе  «Библиотечные уроки»

для учащихся 6-х классов

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Давайте познакомимся. Экскурсия по библиотеке знакомство с ее возможностями

1

2

«Ее величество книга»  Знакомство со структурой книги.

1

3

Реставрация книг

1

4

«Остров периодики» Газеты и журналы для детей

1

1

5

Научная периодическая печать

1

6

Поиск информации в научно-популярных журналах.

1

7

Справочная литература

1

8

Поиск информации в справочной литературе. Структура справочника

1

9

Словари. Структура словаря. Виды словарей.

1

10

Работа со словарем. Поиск информации в словарях различных видов.

1

11

Энциклопедии. Структура энциклопедии строение статьи. Виды энциклопедий

1

12

Поиск информации в энциклопедии

1

13

Библиотеки в древности

1

14

Крупнейшие библиотеки России

1

15

Работа с информацией. Содержание темы: Записи прочитанного, их виды и назначение (записи впечатлений, выписки, цитаты). Простейшие конспекты, понятие свертывания информации.

1

1

16

Выбор книг. Библиографические указатели

1

17

Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки. Практическая работа

1

1

18

Алфавитный каталог и его структура Поиск  книг  в алфавитном каталоге

1

1

19

Методы самостоятельной работы с книгой.

1

20

Час свободного чтения.

1

21

Как писать отзыв о прочитанной книге

1

1

22

Правила написания реферата, сообщения.

1

23

Создание презентации (урок-консультация)

1

1

24

Мир  книги. Справочный  аппарат  издания

1

1

25

Деловая книга для тебя. Содержание темы: Знакомство с книгами в помощь изучению предметов школьной программы.

1

26

Читательская дискуссия «Как  сделать  книгу открытием: (чтение  как  творчество)»

1

27

Час тихого чтения

1

Итого:

16

18

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ  6  КЛАССА

    1 раздел        Вводное занятие. Основные этапы реализации  данного курса. Экскурсия по библиотеке знакомство с ее возможностями. Правила поведения и работы в библиотеке.

 2 раздел

  • Городская библиотека. Экскурсия по библиотеке. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда.

- Знакомство со структурой книги.

  • Реставрация книг. Процесс реставрации, используемые материалы, техника безопасности
  •   Периодика. Газеты и журналы для детей. Справочная литература, словари, поиск нужной информации.  Структура справочника.
  • Энциклопедии. Структура энциклопедии строение статьи. Виды энциклопедий.
  • История возникновения библиотек. Древнейшие библиотеки мира. Крупнейшие библиотеки России.
  • Работа с информацией. Простейшие конспекты, понятие свертывания информации.
  • Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки. Практическая работа.
  • Сообщения, рефераты, доклады. Правила написания реферата, сообщения. Создание презентаций, основные требования к презентации (фон, цвет, шрифт, использование наглядности, анимация)
  • Деловая книга. Книги, помогающие в учебе. Час  тихого чтения. Читательская дискуссия «Как  сделать  книгу открытием: (чтение  как  творчество)».

Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших читателей. Советы библиотекаря – что почитать летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" для 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки духовности"

рабочая программа составлена на основе ПООПреестра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 4 класс

Рабочая программа по  КУРСУ  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»  составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № ...

Рабочая программ курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Уроки здоровья»     составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 1 класс

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » представляет собой ком­плексную программу формирования знаний, установок, личностных ори­енти...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки нравственности

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...