Статья "Неблагополучная семья"
статья
Материал в помощь молодым педагогам и родителям учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neblagopoluchnaya_semya.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мартынова Оксана Николаевн, ГБОУ СОШ№283
Неблагополучная семья
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи:
статус семьи | характеристика статуса |
социально-экономический статус | материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность |
социально-психологический статус | благоприятный психологический климат |
социокультурный статус | общая культура семьи, уровень образования взрослых членов |
ситуационно-ролевой статус | отношение к ребенку и его проблемам |
Б.Н.Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:
семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи | семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей |
конфликтные семьи | в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей |
нравственно неблагополучные семьи | среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п. |
педагогически некомпетентные семьи | Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д. |
Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью. С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
первая группа | семьи с явной (открытой) формой неблагополучия | конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные). |
вторая группа | внешне респектабельные семьи | ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными цен- ностями. Взаимоотношения членов семьи на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление Но оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. |
Дисгармоничные типы воспитания
название | описание | уровень протекции | удовлетворение потребностей ребенка | степень требований к ребенку | степень запретов | строгость санкций |
Потворствующая гиперпротекция | «кумир семьи» | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | принятие, отвержение или абвивалентное отношение к ребенку | + | + - | + - | + | - |
Повышенная моральная ответственность | высокие требования и пониженное внимание к потребностям ребенка | + | - | + | + - | + - |
Эмоциональное отвержение | «Золушка» | - | - | + - | + - | + - |
Жестокое обращение с детьми | эмоционально и физически | - | - | + - | + - | + |
Гипопротекция | вариант безнадзорности | - | - | - | - | + - |
Противоречивый стиль | члены семьи используют разные типы воспитания | + - | + - | + - | + - | + - |
Культ болезни | ребенок-больной член семьи | + | + | - | + - | - |
Психолого-педагогическое сопровождение неблагополучной семьи. (ППС)
В качестве объекта ППС рассматривается вся семья.
ППС- целенаправленное коррекционное воздействие, ориентированное на семью, осуществляемое усилиями специалистов.
Результат работы: изменение качества жизни семьи, возможность развития семьи в конструктивном русле.
-ППС имеет непрерывный, длительный характер.
-ППС всегда носит рекомендательный характер.
-ППС – не учит, а сотрудничает.
-ППС можно рассматривать, как метод создания условий для принятия решений в различных ситуациях.
-ППС реализуется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семьи.
Основные модели помощи семье
Педагогическая | направлена на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс воспитания детей |
Медицинская (при необходимости) | направлена на лечение и реабилитацию ребенка |
Психологическая | направлена на оказание психологической помощи, анализ семейной ситуации, психодинамику личностных и семейных отношений, разработку адекватных методов психологического воздействия, устранение трудностей |
.Социальная | используется, когда семейные трудности – результат неблагополучной жизненной ситуации |
Диагностическая | основана на предположении, что члены семьи имеют дефицит знаний о себе и ребенке |
Необходимо формировать у родителей реалистичное, понимающее отношение к ребенку и самим себе. Адекватность позиции родителей позволяет обрести новый жизненный смысл.
Методы работы.
1.Демострация моделей поведения.
2.Анализ ситуаций.
3.Алгоритм помощи ребенку при выполнении Д./з.
4.Совместная деятельность.
5.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
6.Привлечение родителей к активному участию в школьных мероприятиях.
Профилактическая работа школы с неблагополучной семьей.
(Ведется в сотрудничестве социального педагога, педагога и психолога.)
1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
2-й этап – первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4-й этап – знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
6-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье.
7-й этап- составление карты семьи.
8-й этап – разработка и утверждение программы работы с неблагополучной семьей.
9-й этап – текущие и контрольные посещения семьи, с целью контроля.
10-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Общие рекомендации родителям по вопросам воспитания, развития и
обучения детей.
1. Безусловно принимайте ребенка - любите его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, за то, что он есть!
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности вашего ребенка.
3. Вселяйте в ребенка дух уверенности - говорите ему, у тебя все получится, мы справимся вместе.
4. Помогайте ребенку если ему трудно!
5. Активно слушайте ребенка, уточняйте сказанное им, обозначая при этом его и свои чувства, не торопите в высказывании и держите паузу.
6. Не требуйте от ребенка невозможного!
7. Учитесь правильно разрешать конфликты.
8. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать «Золотой фонд вашей жизни с ребенком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"
День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...