Рабочие программы по внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс 2016-2017 уч. год.
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. – 270 с. и электронной программы «Академия младшего школьника 1-4 класс»- Новый диск, 2009 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности " Умники и умницы"для 1 класса | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано
Зам. директора Антонова А.А. Директор школы: Петров М.Н.
26.08.2016 г. 30.08.2016 г.
Рассмотрено на заседании экспертной группы
и допущено к использованию.
Протокол №1 от 26.08.2016 г.
Принята решением педагогического совета школы Протокол №1от 30.08.2016 года,
Рабочая программа
объединения внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Руководитель: Кириллова В.Н.
2016-2017 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. – 270 с. и электронной программы «Академия младшего школьника 1-4 класс»- Новый диск, 2009 год.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
- Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
- Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся .
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
- Связь с другими программами.
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах общешкольной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».
- Вид программы.
Модифицированная
Цель и задачи программы.
Цель - развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
- Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
- развитие речи.
Воспитывающий аспект
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Теоретико-методологическое обоснование программы:
Базовые теоретические идеи:
1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
2. Идея о феноменологии современного школьного возраста.
3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного,
интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно
действовать и творить образовательного процесса.
4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций
выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений —инициатив,
творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-
поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия:
по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном
материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности
ребенка.
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для младших школьников.
Особенности возрастной группы детей:
Возраст детей: 7-11 лет
Особенности набора детей: свободный набор
Численный состав - 19 человек
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут.
1класс -33 ч
Ожидаемые результаты работы по программе.
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Методы и формы работы:
-индивидуальные и групповые;
практические и теоретические;
самостоятельная, творческая работа учащихся;
-беседы;
-игры;
-знакомство с литературой;
задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки,
конкурсы знатоков; игровые занятия; КВН, игра- соревнование.
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
Одной из главных форм контроля является тестирование, проводимое в начале и в конце учебного года, а также конкурс эрудитов, участие учащихся в различных предметных олимпиадах и викторинах.
Основное содержание курса
Развитие концентрации и тренировка внимания(7ч) Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Тренировка слуховой памяти (4 ч) Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Тренировка зрительной памяти (5 ч) Диагностика памяти. Наблюдать, сравнивать, находить закономерности, сравнивать объекты. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Игра «Найди фигуру». Графический диктант
Развитие быстроты реакции (3ч) Игра «Внимание». Разгадывание кроссворда, ребуса. Логические игры на время. Работа со спичками
Развитие аналитических способностей (1ч) Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза. Работа с изографами.
Решение логических задач (8 ч). Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать различные объекты. Логически - поисковые задания.
Поиск закономерностей (2ч). Сравнивать различные объекты, умение наблюдать и сравнивать, находить закономерности. Работать с алгоритмическими предписаниями, делать выводы.
Развитие пространственного воображения (3 ч). Устанавливать связь между понятиями, управлять собой в сложной ситуации. Игра «Так же, как…» . Вопросы – загадки. Игра «Фантазёр». Вести поиск нужного пути.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
Развитие концентрации и тренировка внимания | 7ч |
Тренировка слуховой памяти | 4ч |
Тренировка зрительной памяти | 5ч |
Развитие быстроты реакции | 3ч |
Развитие аналитических способностей | 1ч |
Решение логических задач | 8ч |
Поиск закономерностей | 2ч |
Развитие пространственного воображения | 3 ч |
Итого: | 33ч |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Основные виды деятельности. |
1 | Концентрация внимания. Графический диктант. | 1 | 06.09 | Целенаправленно сосредоточиваться, находить самый короткий путь, вести поиск нужного пути. |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | 13 | Находить самый короткий путь, решая 2-3 ходовые задачи, наблюдать, сравнивать. |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 20 | Сравнивать различные объекты, контролировать свою работу. |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 27.09 | Сравнивать различные объекты, комбинировать и планировать. |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 04.10 | Работать с алгоритмическими предписаниями. |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 11.10 | Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза. |
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 18.10 | Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 25.10 | Устанавливать связи между понятиями, комбинировать и планировать |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 07.11 | Целенаправленно сосредотачиваться |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 14.11 | Вести поиск нужного пути, находить закономерности. |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умение наблюдать, сравнивать, сосредотачиваться. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Устанавливать связь между понятиями. | |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Учатся комбинировать и планировать, устанавливать связь между понятиями. | |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Самостоятельно действовать, находить закономерности. | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Сравнивать различные объекты, устанавливать связи между понятиями. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Целенаправленно сосредотачиваться, умение наблюдать. | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Учатся комбинировать и планировать, искать нужный путь. | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Сравнивать различные объекты, самостоятельно действовать. | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Наблюдать, сравнивать, находить закономерности, сравнивать объекты. | |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Разгадывание кроссворда, ребуса. | |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Целенаправленно сосредоточиваться, сравнивать различные объекты. | |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Овладение выразительными свойствами языка, устанавливать связь между понятиями. | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь. | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Сравнивать различные объекты, учатся комбинировать и планировать. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Работать с алгоритмическими предписаниями, делать выводы. | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Выполнять несколько заданий одновременно. | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Устанавливать связь между понятиями. Контролировать и оценивать свою работу. | |
28 | Совершенствование воображения. . Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Устанавливать связь между понятиями, управлять собой в сложной ситуации. | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Умение рассуждать, устанавливать связь между понятиями. | |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути | |
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Сравнивать различные объекты, умение наблюдать и сравнивать, находить закономерности. | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Вести поиск нужного пути. Сравнивать различные объекты. | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Устанавливать связь между понятиями, оценивать свою работу. | |
ИТОГО: | 33 час. |
Приложение
Учебно-методическая литература для учителя
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
- Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград, 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону, 2008г.
- Тонких А.П. Стохастика в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов. – М. : Баласс, 2013. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
Литература для учащихся
- Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"
1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс
1 Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе програ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...