статья " Работа с детьми, имеющими проблемы дисциплинарного характера"
статья
Учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле?
«Стоит быть с ними построже », «Нужно держать таких детей в ежовых рукавицах», «Не стоит потакать их прихотям», - говорим мы, видя очередную истерику. Например, в супермаркете, в школе или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», - говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были нервными и агрессивными, так и остаются, из года в год.
Взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.
Откуда берутся такие дети? Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в непослушных детей. На самом деле, поведение ребёнка в первую очередь и самым тесным образом зависит от поведения взрослых .Есть несколько распространённых ситуаций, когда дети-ангелы превращаются в детей-монстров. Это происходит, когда:
1. В семье отсутствуют педагогические принципы.
2. Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся.
3. Когда родители «ведутся» на детские истерики.
Маленькие дети выстраивают своё поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если ребёнок с помощью истерики добивается того, чего он хочет, он будет пользоваться этим приёмом всегда, до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребёнок перестанет ими пользоваться.
Как работать с трудными детьми на уроке?
Трудность характера, асоциальность поступков, агрессивное поведение закладывается в большинстве случаев семейными особенностями воспитания. Школа не может кардинальным образом изменить ситуацию, но задача не усугублять положение и не провоцировать агрессивное поведение учеников. Это возможно только в том случае, если мы будем учитывать реальные возможности и особенности подростка. Поэтому, обучая таких детей, надо помнить, что обычно они имеют бедность ценностных ориентацией, банальность желаний, отсутствие стойких увлечений, духовных запросов и невысокие интеллектуальные возможности.
При этом у таких ребят существуют свои ярко выраженные потребности:
- Стремление к приключениям.
- Желание, чтобы их видели и признавали как авторитет.
- Испытывать границу дозволенного.
И как бы нам не хотелось, всё это будет проявляться, давать о себе знать, особенно во время урока. Бороться с данными потребностями бесполезно, поэтому необходимо ориентироваться на них, а также использовать в учебных целях!
Удовлетворить потребность к приключениям на уроке можно следующим образом.
Необходимо создавать ситуации учебного риска, т.е. необычные и неожиданные для учеников формы и приемы. Это должен быть не риск получить «2», а интеллектуальный риск, умственное напряжение. Например, выбор правильного ответа из нескольких вариантов с аргументацией, выбор правильного ответа из нескольких правильных ответов (интеллектуальная провокация), самостоятельное придумывание заданий для одноклассников и последующая их проверка.
Потребность в признании и авторитете удовлетворяется созданием проблемных ситуаций, ответственность за выход из которых лежала бы на самих учениках. Особенно полезны микрогрупповые формы выполнения разных упражнений и проставление одной отметки за работу группы в целом. Деление на группы должно производиться по уровню подготовленности ребят, при этом задания могут быть различными для разных команд. И если сложный подросток вместо постоянного: «Не вертись! Не хами! Не списывай! Не мешай!» будет слышать «Решай задачу. №…Прочитай упражнение. Подумай над этим вопросом…», то учитель не будет выступать в его глазах провокатором и тем, кто ущемляет его личные права. Подростку не к чему будет придраться, следовательно, увеличиться концентрация внимания на учебном процессе.
Испытывать границу дозволенного просто не будет времени, если держать высокий темп урока.
Как повысить интерес и мотивацию?
- Самостоятельные проектные работы (исследования, опыты и т.п.).
- Самостоятельные курсовые работы по выбранной учеником теме.
- Выступление со своими творческими работами в параллельных классах.
- Проработка учеником с помощью педагога темы и объяснения её в классе.
А также любые другие способы, которые будут необычны и новы для учеников.
Общие рекомендации для развития познавательной деятельности
- При трудностях включения в работу – плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, часто дети ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках.
Рекомендации:
Делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другие виды деятельности при утомлении.
- У детей нет привычных навыков организации работы и совместной деятельности.
Рекомендации:
Введение привычных для детей норм (ритуалов). Это могут быть совместные действия по типу: встали, собрались, вместе пошли, проверили работы, помогли другому и т.п.
- Нет интереса к новой теме.
Рекомендации:
Поощрять тех учеников, кто проявляет интерес, акцентировать внимание на удачах и успехах, правильной организации деятельности, игнорируя и не обращая внимания на тех, кто отвлекается.
- Сложности с пониманием задания и бедность словарного запаса.
Рекомендации:
Предлагать детям пересказывать своими словами задания, объяснять его другим, описывать ситуации, организовывать обсуждения, при котором дети должны понять друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_5.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле?
«Стоит быть с ними построже », «Нужно держать таких детей в ежовых рукавицах», «Не стоит потакать их прихотям», - говорим мы, видя очередную истерику. Например, в супермаркете, в школе или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», - говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были нервными и агрессивными, так и остаются, из года в год.
Взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.
Откуда берутся такие дети? Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в непослушных детей. На самом деле, поведение ребёнка в первую очередь и самым тесным образом зависит от поведения взрослых .Есть несколько распространённых ситуаций, когда дети-ангелы превращаются в детей-монстров. Это происходит, когда:
1. В семье отсутствуют педагогические принципы.
2. Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся.
3. Когда родители «ведутся» на детские истерики.
Маленькие дети выстраивают своё поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если ребёнок с помощью истерики добивается того, чего он хочет, он будет пользоваться этим приёмом всегда, до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребёнок перестанет ими пользоваться.
Как работать с трудными детьми на уроке?
Трудность характера, асоциальность поступков, агрессивное поведение закладывается в большинстве случаев семейными особенностями воспитания. Школа не может кардинальным образом изменить ситуацию, но задача не усугублять положение и не провоцировать агрессивное поведение учеников. Это возможно только в том случае, если мы будем учитывать реальные возможности и особенности подростка. Поэтому, обучая таких детей, надо помнить, что обычно они имеют бедность ценностных ориентацией, банальность желаний, отсутствие стойких увлечений, духовных запросов и невысокие интеллектуальные возможности.
При этом у таких ребят существуют свои ярко выраженные потребности:
- Стремление к приключениям.
- Желание, чтобы их видели и признавали как авторитет.
- Испытывать границу дозволенного.
И как бы нам не хотелось, всё это будет проявляться, давать о себе знать, особенно во время урока. Бороться с данными потребностями бесполезно, поэтому необходимо ориентироваться на них, а также использовать в учебных целях!
Удовлетворить потребность к приключениям на уроке можно следующим образом.
Необходимо создавать ситуации учебного риска, т.е. необычные и неожиданные для учеников формы и приемы. Это должен быть не риск получить «2», а интеллектуальный риск, умственное напряжение. Например, выбор правильного ответа из нескольких вариантов с аргументацией, выбор правильного ответа из нескольких правильных ответов (интеллектуальная провокация), самостоятельное придумывание заданий для одноклассников и последующая их проверка.
Потребность в признании и авторитете удовлетворяется созданием проблемных ситуаций, ответственность за выход из которых лежала бы на самих учениках. Особенно полезны микрогрупповые формы выполнения разных упражнений и проставление одной отметки за работу группы в целом. Деление на группы должно производиться по уровню подготовленности ребят, при этом задания могут быть различными для разных команд. И если сложный подросток вместо постоянного: «Не вертись! Не хами! Не списывай! Не мешай!» будет слышать «Решай задачу. №…Прочитай упражнение. Подумай над этим вопросом…», то учитель не будет выступать в его глазах провокатором и тем, кто ущемляет его личные права. Подростку не к чему будет придраться, следовательно, увеличиться концентрация внимания на учебном процессе.
Испытывать границу дозволенного просто не будет времени, если держать высокий темп урока.
Как повысить интерес и мотивацию?
- Самостоятельные проектные работы (исследования, опыты и т.п.).
- Самостоятельные курсовые работы по выбранной учеником теме.
- Выступление со своими творческими работами в параллельных классах.
- Проработка учеником с помощью педагога темы и объяснения её в классе.
А также любые другие способы, которые будут необычны и новы для учеников.
Общие рекомендации для развития познавательной деятельности
- При трудностях включения в работу – плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, часто дети ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках.
Рекомендации:
Делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другие виды деятельности при утомлении.
- У детей нет привычных навыков организации работы и совместной деятельности.
Рекомендации:
Введение привычных для детей норм (ритуалов). Это могут быть совместные действия по типу: встали, собрались, вместе пошли, проверили работы, помогли другому и т.п.
- Нет интереса к новой теме.
Рекомендации:
Поощрять тех учеников, кто проявляет интерес, акцентировать внимание на удачах и успехах, правильной организации деятельности, игнорируя и не обращая внимания на тех, кто отвлекается.
- Сложности с пониманием задания и бедность словарного запаса.
Рекомендации:
Предлагать детям пересказывать своими словами задания, объяснять его другим, описывать ситуации, организовывать обсуждения, при котором дети должны понять друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование - как новая форма выявления уровня освоения материала при работе с детьми, имеющими проблемы чтения и письма
Презентация к мастер-классу по теме: "Тестирование - как новая форма выявления уровня освоения...
Статья:"Работа с детьми, имеющими слабую подготовку по иностранному языку"
Из опыта работы. Рассказываю о приёмах аботы во время учебных занятий и во внеурочное время с детьми, имеющими низкий уровень подготовки недостаточную мотивацию к изучению английского языка....
Педмастерская. Педагогические приёмы работы с детьми, имеющими проблемы в обучении
Вступительная часть педагогической мастерской по теме....
Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.
«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....
Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Педагогическая статья раскрывает аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Статья рекомендована...
Буклет "Рекомендации взрослым по работе с детьми, имеющими проблемы в освоении навыка чтения"
В буклете в доступной для взрослых форме представлена информация о дислексии....
Буклет_Рекомендации по работе с детьми, имеющими проблемы в освоении навыка чтения
В буклете представлен материал по основным направлениям работы с детьми, имеющими педагогическое заключение "дислексия". Даны примерные виды работ и заданий для работы с детьми....