Из опыты работы. Нравственное воспитание дошкольников
статья

В статье представлен материал из опыта работы воспитателя по нравственному воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_oyta_raboty.nravstvennoe_vospitaniyu.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников

В современном обществе воспитанию уделяется много внимания. Воспитанием занимаются не только профессиональные педагоги в дошкольных и школьных учреждениях. Свои усилия на воспитание направляют: семья, литература, искусство, средства массовой информации.

Дошкольные учреждения не стоят в стороне от проблемы воспитания, так как именно в дошкольном детстве наиболее благоприятный период для формирования этических представлений и норм у детей. Мы хотим, чтобы дети обладали такими нравственными качествами, как доброта, бескорыстие, скромность, честность и др. Умели общаться в семье, в коллективе, уважали старших, совершали добрые поступки.  

Я реализую данную тему через методы убеждения, которые формируют чувства и эмоциональные переживания.

А именно: через басни С.Михалкова («Хочу бодаться», «Кто кого», «Друзья в походе», «Жадный заяц», «Упрямый петух» и др.)

Рассказы Л.Н.Толстого («Бабушка и внучка», «Умная галка», «Правду сказал», «Волк и белка» и др.)

Назидательные рассказы К. Ушинского («Умей обождать», «История одной яблоньки», «Два козлика»).

Формирование нравственных качеств происходит

через этические беседы – «Волшебные слова», «Я и мои друзья», «Добрый поступок», «Подумай о других» и др.

  Целью таких бесед является углубление нравственных понятий, выработка правильной оценки и суждений по волнующим вопросам.

Поводом для этической беседы часто становятся конкретные факты, события, поступки детей в группе, на прогулке и др.

В своей работе я использую непрямые и образные способы сообщения знаний, действий.

Так как считаю, что бесконечные указания приносят мало пользы.

Изучив детскую литературу на данную тему, я увидела, что часто персонажами становятся животные: Белочка, Зайчик, Медвежонок и др. Я сочинила сказку « Детский сад для зверей», которая помогает мне формировать нравственные привычки через поступки персонажей. В гости к детям приходят герои из сказки: Лиса Патрикеевна, волчонок Стёпка, добрый Зайчик, упрямый Ёжик  и др.

Воспитанники учат их дружить, трудиться, не быть грубыми и др.

    Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, полезные навыки и привычки.

А именно – как вести себя в обществе.

Формирование нравственных привычек можно реализовывать через воспитывающие ситуации, такие как:

 «Как Ёжик учился себя сдерживать» (о грубости, драчливости).

«Научим волчонка Стёпку следить за своим внешним видом» (предметы, делающие человека красивым – носовой платок, расчёска, зубная паста и др.)

«Медвежонок любит улыбаться» (о приветливости, добром слове).

Создавая игровые ситуации, дети лучше усваивают социальные, нравственные нормы.

Я формирую поведение, используя такие методы, как поручение, воспитывающие ситуации, требование.

Существует такой термин – « требование -игра».

Я использую присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований.

Например, формирование положительных взаимоотношений  в коллективе происходит через игру «Я могу быть быть волшебником!» (приложение)

А знакомство с добрыми словами через игру « Золотая Уточка». (приложение)

В своей работе  по предъявлению требований к детям я привлекаю самих воспитанников. Например, мы обсуждаем правила поведения с детьми в группе, совместно формулируем и моделируем – зарисовываем правила. Получаются четыре рисунка – правила, мы их вывешиваем на видное место.

  • Слушайся старших по возрасту.
  • Уступай девочкам, если это необходимо.
  • Будь доброжелательным.
  • Делись игрушками.

Всем хорошо известно, что формирование нравственных качеств невозможно без включения в воспитательный процесс литературных произведений детских писателей.

Известно, что дети любят наряжаться, быть артистами, поэтому я провожу игры –драматизации по сказкам, часто с изменением сюжета сказки.

Например, на родительском собрании мы с детьми показывали  отрывок из  сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха».

Была проведена предварительная работа. Дети были увлечены общим делом: придумывали атрибуты костюмов, репетировали сказку.

Мы с детьми обсуждали поведение героев сказки, давали им характеристику,

чтобы лучше понять их действия.

Читая, играя в сказку воспитанники учатся различать, сравнивать такие категории этики, как добро и зло. Благодаря подражанию положительным героям, дети овладевают социальным и нравственным опытом.

Если есть необходимость, то можно после прочтения литературного произведения предложить детям анализ своих жизненных ситуаций (в семье, на улице, в детском саду).

Сюжетно ролевые игры, такие ,как «Семья»,   «Автобус», «Магазин», « Театр», «День рождения» помогают знакомить детей с элементарными правилами этикета.

Я уверена в том, что воспитанием детей нужно заниматься не формально, а вкладывая в воспитательный процесс инициативу, творчество и тогда будет результат.

Приложение

 Опыт работы: 

сказка « Лесной детский сад».

Цель: познакомить с героями сказки, формировать положительные привычки (трудолюбие, доброжелательность).

Оборудование: мягкие игрушки (лиса, волк, медвежонок, ёжик, белочка, зайчик ).

 - Дети, сегодня я вам расскажу сказку. Дело в том, что в сказочном лесу есть детский сад для зверей, а название у него  - « Теремок». Воспитательница – Лиса Патрикеевна, она очень хитрая и сообразительная, звери её слушаются.

В группе пять лесных жителей: красивая Белочка, добрый Медвежонок, упрямый Ёжик, маленький Зайчик и большой, сильный волчонок Стёпка.

 - А вы, дети, хотите с ними познакомиться?

 - Да.

 - Я сейчас скажу волшебные слова, и появятся Зайчик и Белочка.

 - Дети, давайте поздороваемся с гостями!

(Воспитатель незаметно разбрасывает игрушки).

 - Ой, кто это сейчас играл, а игрушки не убрал на место? – удивилась воспитательница.

 - Это Зайчонок! Он всегда так поступает,– произнесла Белочка.

 - А кто же за ним убирает?

 - Добрый медвежонок.

 - Так не годится, ребята сейчас покажут, как убирать игрушки, ведь Зайчик маленький, нужно его научить.

 - Спасибо, ребята, нам пора идти. Лиса Патрикеевна, наверное, сердится, да и обед скоро. Можно мы к вам ещё придём? – сказала Белочка.

 - Конечно.

Игра «Я хочу быть волшебником!»

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе.

Оборудование: волшебная шапка, волшебная палочка, Буратино.

 - Дети, у нас есть волшебная палочка, нужно взмахнуть ей, и придёт к нам в гости сказочный герой. А вот и он.

 - Кто это?

 - Буратино!

 - Я озорной мальчишка, зато я умею дружить: помогаю своим друзьям, я чуткий и добрый герой. А ещё я сильный и смелый!

 - Кажется, и хвастливый тоже!

 - А вы умеете дружить? Мальчики у вас не обижают девочек?

 - Конечно, нет! Мы ведь сильные а, девочки слабее нас.

 - Мы им помогаем, стараемся не ссориться, а

уступать в делах, в играх.

 - А я ещё не научился уступать ни папе Карло, ни Мальвине.

 - Буратино, мальчики и девочки станцуют для тебя!

( Буратино садится на стул в центр круга).

 Дети исполняют вокруг Буратино хороводные танцы – «Если весело живётся», «Буги -  Вуги», «Лавата», «Танец утят».

 - А ещё мы обыграем для тебя потешку– « Вышла Кошка за Кота…» ( Дети становятся в пары – мальчик приглашает девочку или девочка приглашает мальчика).

 - Какие дружные ребята! Улыбаются друг другу, поют дружно и танцуют красиво! Очень мне понравилось! Пора обратно возвращаться в сказку, до свидания! А такие весёлые танцы я разучу со своими друзьями.

Игра «Золотая Уточка».

Цель: познакомить с добрыми словами, дать отрицательную оценку грубости.

Оборудование: шапка волшебника, маска Уточки.

Красивая, золотая Уточка гуляла по дорожке. Ярко светило солнце и она вся блестела. Мимо проходил Данил, он решил потрогать её и прилип к ней. Как быть? Нужно звать на помощь.

 - Настя помоги мне…

 -  Ой, какая красивая Уточка, - произнесла Настя и тоже дотронулась до неё.

 - Ах, Уточка – липучка! Отпусти нас, мы хотим домой!

 - Сейчас я вам помогу! – сказал Илья и, взяв за руку Настю, тоже прилип.

(Дети становятся цепочкой).

Мимо проходил Сказочник.

 - Помоги нам, дедушка!

 - Хорошо,- улыбнулся волшебник. – Это Уточка сказочная, попросите её вежливо, она вас и отпустит.

 - Уточка, пожалуйста, отлепи нас.

 - Скажите добрые слова, отпущу.

 - Извините, - произнесла Настя.

 - Спасибо! – рассмеялся Илья.

 - Добрый день! – сказал Данил.

 - До свидания, - улыбнулась Уточка и исчезла.

(В игре участвуют до 10 детей).

Тема:

«Нравственное воспитание дошкольников».

Нравственность – понятие, является синонимом морали;

  • Мораль – область практических поступков.
  • Регуляция поведения.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления (определённая форма поведения).

Вежливость – положительное моральное качество; предполагает соблюдение элементарных правил культуры поведения.

Цель: формировать нравственные нормы поведения в обществе;

Раздел – «Этика общения».

Задачи: воспитывать у детей уважение, доброжелательное отношение к людям.

Раздел – «Этикет».

Задачи: знакомить детей с правилами поведения в театре, транспорте, в магазине, за столом;

рассмотреть в каких формах должны проявляться внимание младших к старшим, мальчиков к девочкам.

Раздел – «Этические нормы отношений к окружающему миру».

Задачи: воспитывать у детей доброе отношение к живой природе;

любовь к малой родине, к России; гордость за свою страну.

«Этика общения».

  • Дружим с добрыми словами.
  • Любим добрые поступки.
  • О дружбе мальчиков и девочек.
  • Поиграем и подумаем.
  • В труде человек хорошеет.
  • Я могу быть волшебником.
  • Подумай о других.  

«Этикет».

  • Путешествие в волшебную сказку.
  • Весёлые правила хорошего тона.
  • Просим к столу.
  • Повседневный этикет.
  • Вот магазин, куда идём.
  • Дорога, транспорт, пеший путь.
  • В гостях у Мальвины.
  • Мой дом – моя семья.

«Этические нормы отношений к окружающему миру».

  • Люби всё живое.
  • Наши меньшие братья.
  • Любим уголок родной Отчизны.
  • Советуем друг другу.
  • Не стесняйся доброты своей.
  • У каждого народа свои герои.

Реализация целей через :

Методы убеждения ( басни С.Михалкова, назидательные рассказы К.Ушинского, Л.Толстого).

  • Личный пример
  • Этическая беседа

Методы организации Д.

  • Требование – игра
  • Поручение
  • Упражнение (устойчивые навыки и привычки)
  • Воспитывающие ситуации
  • Игра – драматизация по мотивам сказок
  • Сюжетно – ролевая игра
  • Создание ситуаций занимательности
  • Познавательные игры

Методы стимулирования поведения

  • Поощрение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Георгий Победоносец-символ победы добра над злом

эта разработка предназначена для работы в кружке по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

консультация для воспитателей "Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников"

приведены игры, способствующие раскрепощению детей, созданию благоприятного психологического микроклимата....

Путешествие по сказкам как нравственное воспитание дошкольников

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Основные принципы духовно-нравственного воспитание дошкольников....

«Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников»

Родительское собрание (подг.гр.)«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»Форма проведения:- деловая игра Задачи:Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы кажд...

Доклад на тему: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Доклад на тему:<<Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников>>...