Из опыты работы. Нравственное воспитание дошкольников
статья
В статье представлен материал из опыта работы воспитателя по нравственному воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_oyta_raboty.nravstvennoe_vospitaniyu.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание дошкольников
В современном обществе воспитанию уделяется много внимания. Воспитанием занимаются не только профессиональные педагоги в дошкольных и школьных учреждениях. Свои усилия на воспитание направляют: семья, литература, искусство, средства массовой информации.
Дошкольные учреждения не стоят в стороне от проблемы воспитания, так как именно в дошкольном детстве наиболее благоприятный период для формирования этических представлений и норм у детей. Мы хотим, чтобы дети обладали такими нравственными качествами, как доброта, бескорыстие, скромность, честность и др. Умели общаться в семье, в коллективе, уважали старших, совершали добрые поступки.
Я реализую данную тему через методы убеждения, которые формируют чувства и эмоциональные переживания.
А именно: через басни С.Михалкова («Хочу бодаться», «Кто кого», «Друзья в походе», «Жадный заяц», «Упрямый петух» и др.)
Рассказы Л.Н.Толстого («Бабушка и внучка», «Умная галка», «Правду сказал», «Волк и белка» и др.)
Назидательные рассказы К. Ушинского («Умей обождать», «История одной яблоньки», «Два козлика»).
Формирование нравственных качеств происходит
через этические беседы – «Волшебные слова», «Я и мои друзья», «Добрый поступок», «Подумай о других» и др.
Целью таких бесед является углубление нравственных понятий, выработка правильной оценки и суждений по волнующим вопросам.
Поводом для этической беседы часто становятся конкретные факты, события, поступки детей в группе, на прогулке и др.
В своей работе я использую непрямые и образные способы сообщения знаний, действий.
Так как считаю, что бесконечные указания приносят мало пользы.
Изучив детскую литературу на данную тему, я увидела, что часто персонажами становятся животные: Белочка, Зайчик, Медвежонок и др. Я сочинила сказку « Детский сад для зверей», которая помогает мне формировать нравственные привычки через поступки персонажей. В гости к детям приходят герои из сказки: Лиса Патрикеевна, волчонок Стёпка, добрый Зайчик, упрямый Ёжик и др.
Воспитанники учат их дружить, трудиться, не быть грубыми и др.
Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, полезные навыки и привычки.
А именно – как вести себя в обществе.
Формирование нравственных привычек можно реализовывать через воспитывающие ситуации, такие как:
«Как Ёжик учился себя сдерживать» (о грубости, драчливости).
«Научим волчонка Стёпку следить за своим внешним видом» (предметы, делающие человека красивым – носовой платок, расчёска, зубная паста и др.)
«Медвежонок любит улыбаться» (о приветливости, добром слове).
Создавая игровые ситуации, дети лучше усваивают социальные, нравственные нормы.
Я формирую поведение, используя такие методы, как поручение, воспитывающие ситуации, требование.
Существует такой термин – « требование -игра».
Я использую присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований.
Например, формирование положительных взаимоотношений в коллективе происходит через игру «Я могу быть быть волшебником!» (приложение)
А знакомство с добрыми словами через игру « Золотая Уточка». (приложение)
В своей работе по предъявлению требований к детям я привлекаю самих воспитанников. Например, мы обсуждаем правила поведения с детьми в группе, совместно формулируем и моделируем – зарисовываем правила. Получаются четыре рисунка – правила, мы их вывешиваем на видное место.
- Слушайся старших по возрасту.
- Уступай девочкам, если это необходимо.
- Будь доброжелательным.
- Делись игрушками.
Всем хорошо известно, что формирование нравственных качеств невозможно без включения в воспитательный процесс литературных произведений детских писателей.
Известно, что дети любят наряжаться, быть артистами, поэтому я провожу игры –драматизации по сказкам, часто с изменением сюжета сказки.
Например, на родительском собрании мы с детьми показывали отрывок из сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха».
Была проведена предварительная работа. Дети были увлечены общим делом: придумывали атрибуты костюмов, репетировали сказку.
Мы с детьми обсуждали поведение героев сказки, давали им характеристику,
чтобы лучше понять их действия.
Читая, играя в сказку воспитанники учатся различать, сравнивать такие категории этики, как добро и зло. Благодаря подражанию положительным героям, дети овладевают социальным и нравственным опытом.
Если есть необходимость, то можно после прочтения литературного произведения предложить детям анализ своих жизненных ситуаций (в семье, на улице, в детском саду).
Сюжетно ролевые игры, такие ,как «Семья», «Автобус», «Магазин», « Театр», «День рождения» помогают знакомить детей с элементарными правилами этикета.
Я уверена в том, что воспитанием детей нужно заниматься не формально, а вкладывая в воспитательный процесс инициативу, творчество и тогда будет результат.
Приложение
Опыт работы:
сказка « Лесной детский сад».
Цель: познакомить с героями сказки, формировать положительные привычки (трудолюбие, доброжелательность).
Оборудование: мягкие игрушки (лиса, волк, медвежонок, ёжик, белочка, зайчик ).
- Дети, сегодня я вам расскажу сказку. Дело в том, что в сказочном лесу есть детский сад для зверей, а название у него - « Теремок». Воспитательница – Лиса Патрикеевна, она очень хитрая и сообразительная, звери её слушаются.
В группе пять лесных жителей: красивая Белочка, добрый Медвежонок, упрямый Ёжик, маленький Зайчик и большой, сильный волчонок Стёпка.
- А вы, дети, хотите с ними познакомиться?
- Да.
- Я сейчас скажу волшебные слова, и появятся Зайчик и Белочка.
- Дети, давайте поздороваемся с гостями!
(Воспитатель незаметно разбрасывает игрушки).
- Ой, кто это сейчас играл, а игрушки не убрал на место? – удивилась воспитательница.
- Это Зайчонок! Он всегда так поступает,– произнесла Белочка.
- А кто же за ним убирает?
- Добрый медвежонок.
- Так не годится, ребята сейчас покажут, как убирать игрушки, ведь Зайчик маленький, нужно его научить.
- Спасибо, ребята, нам пора идти. Лиса Патрикеевна, наверное, сердится, да и обед скоро. Можно мы к вам ещё придём? – сказала Белочка.
- Конечно.
Игра «Я хочу быть волшебником!»
Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе.
Оборудование: волшебная шапка, волшебная палочка, Буратино.
- Дети, у нас есть волшебная палочка, нужно взмахнуть ей, и придёт к нам в гости сказочный герой. А вот и он.
- Кто это?
- Буратино!
- Я озорной мальчишка, зато я умею дружить: помогаю своим друзьям, я чуткий и добрый герой. А ещё я сильный и смелый!
- Кажется, и хвастливый тоже!
- А вы умеете дружить? Мальчики у вас не обижают девочек?
- Конечно, нет! Мы ведь сильные а, девочки слабее нас.
- Мы им помогаем, стараемся не ссориться, а
уступать в делах, в играх.
- А я ещё не научился уступать ни папе Карло, ни Мальвине.
- Буратино, мальчики и девочки станцуют для тебя!
( Буратино садится на стул в центр круга).
Дети исполняют вокруг Буратино хороводные танцы – «Если весело живётся», «Буги - Вуги», «Лавата», «Танец утят».
- А ещё мы обыграем для тебя потешку– « Вышла Кошка за Кота…» ( Дети становятся в пары – мальчик приглашает девочку или девочка приглашает мальчика).
- Какие дружные ребята! Улыбаются друг другу, поют дружно и танцуют красиво! Очень мне понравилось! Пора обратно возвращаться в сказку, до свидания! А такие весёлые танцы я разучу со своими друзьями.
Игра «Золотая Уточка».
Цель: познакомить с добрыми словами, дать отрицательную оценку грубости.
Оборудование: шапка волшебника, маска Уточки.
Красивая, золотая Уточка гуляла по дорожке. Ярко светило солнце и она вся блестела. Мимо проходил Данил, он решил потрогать её и прилип к ней. Как быть? Нужно звать на помощь.
- Настя помоги мне…
- Ой, какая красивая Уточка, - произнесла Настя и тоже дотронулась до неё.
- Ах, Уточка – липучка! Отпусти нас, мы хотим домой!
- Сейчас я вам помогу! – сказал Илья и, взяв за руку Настю, тоже прилип.
(Дети становятся цепочкой).
Мимо проходил Сказочник.
- Помоги нам, дедушка!
- Хорошо,- улыбнулся волшебник. – Это Уточка сказочная, попросите её вежливо, она вас и отпустит.
- Уточка, пожалуйста, отлепи нас.
- Скажите добрые слова, отпущу.
- Извините, - произнесла Настя.
- Спасибо! – рассмеялся Илья.
- Добрый день! – сказал Данил.
- До свидания, - улыбнулась Уточка и исчезла.
(В игре участвуют до 10 детей).
Тема:
«Нравственное воспитание дошкольников».
Нравственность – понятие, является синонимом морали;
- Мораль – область практических поступков.
- Регуляция поведения.
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления (определённая форма поведения).
Вежливость – положительное моральное качество; предполагает соблюдение элементарных правил культуры поведения.
Цель: формировать нравственные нормы поведения в обществе;
Раздел – «Этика общения».
Задачи: воспитывать у детей уважение, доброжелательное отношение к людям.
Раздел – «Этикет».
Задачи: знакомить детей с правилами поведения в театре, транспорте, в магазине, за столом;
рассмотреть в каких формах должны проявляться внимание младших к старшим, мальчиков к девочкам.
Раздел – «Этические нормы отношений к окружающему миру».
Задачи: воспитывать у детей доброе отношение к живой природе;
любовь к малой родине, к России; гордость за свою страну.
«Этика общения».
- Дружим с добрыми словами.
- Любим добрые поступки.
- О дружбе мальчиков и девочек.
- Поиграем и подумаем.
- В труде человек хорошеет.
- Я могу быть волшебником.
- Подумай о других.
«Этикет».
- Путешествие в волшебную сказку.
- Весёлые правила хорошего тона.
- Просим к столу.
- Повседневный этикет.
- Вот магазин, куда идём.
- Дорога, транспорт, пеший путь.
- В гостях у Мальвины.
- Мой дом – моя семья.
«Этические нормы отношений к окружающему миру».
- Люби всё живое.
- Наши меньшие братья.
- Любим уголок родной Отчизны.
- Советуем друг другу.
- Не стесняйся доброты своей.
- У каждого народа свои герои.
Реализация целей через :
Методы убеждения ( басни С.Михалкова, назидательные рассказы К.Ушинского, Л.Толстого).
- Личный пример
- Этическая беседа
Методы организации Д.
- Требование – игра
- Поручение
- Упражнение (устойчивые навыки и привычки)
- Воспитывающие ситуации
- Игра – драматизация по мотивам сказок
- Сюжетно – ролевая игра
- Создание ситуаций занимательности
- Познавательные игры
Методы стимулирования поведения
- Поощрение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
беседа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Георгий Победоносец-символ победы добра над злом
эта разработка предназначена для работы в кружке по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Методическая разработка по нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников
Занятие-практикум....
консультация для воспитателей "Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников"
приведены игры, способствующие раскрепощению детей, созданию благоприятного психологического микроклимата....
Путешествие по сказкам как нравственное воспитание дошкольников
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Основные принципы духовно-нравственного воспитание дошкольников....
«Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников»
Родительское собрание (подг.гр.)«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»Форма проведения:- деловая игра Задачи:Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы кажд...
Доклад на тему: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Доклад на тему:<<Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников>>...