Родительское собрание "Чтобы ребёнок учился"
материал

Толстогузова Екатерина Александровна

Сценарий адресован учителям, родителям, методистам. Данное собрание содержит рекомендации и советы для родителей по организации обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Чтобы ребенок учился».

Сценарий.

Тема. Чтобы ребенок учился.

Цель.
Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи.
1.
Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.
2. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.
3. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

Эпиграфы.


1. «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание». Лесгафт.

2.«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Легуве.

3. «Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». Ж. Руссо.

Подготовка – создание «Дерева проблем»:
1 этап подготовки.
1. Каждый учащийся готовит два листочка (в форме листа дерева) – зеленого и желтого цвета.
2.   На классном часе проводится погружение учащихся в проблему: «Снижение познавательного интереса к учению, увеличение количества неудовлетворительных оценок».
Задание учащимся:
I «Оценка – это цена вашего труда. Почему же она становится все ниже и ниже? В чем причина возрастающего количества неудовлетворительных оценок? Подумайте, оцените, напишите».
- Перед вами на листе бумаги нарисовано дерево. Оно пока без листьев. Это
«Дерево проблем». У каждого листочки двух цветов.
На листочке зеленого цвета выразите одним-двумя словами причину получения вами неудовлетворительных оценок либо причину нежелания учиться. (К заданию приступают лишь те учащиеся, которые считают, что данная проблема для них характерна).
Учащиеся приступают к заданию. Затем они подходят к дереву и наклеивают листья.
В качестве основных причин учащиеся обычно выделяют такие:
- лень,
- влияние друзей, телевизор,
- не нравится предмет,
- не получается,
- не хватает времени,
- не понимаю предмет.
Задание учащимся:
II. «В чем причина лени, недостачи времени, непонимания предметов? Почему друзья являются тоже причиной снижения успеваемости?» Учащиеся уже работают с листочками другого (желтого) цвета. Затем они наклеивают их на «дерево проблем».
Появились такие высказывания:
- невнимательность,
- нет помощи,
- часто отвлекают друзья,
- много времени смотрю телевизор,
- долго гуляю на улице,
- не обращаюсь за помощью.
Все перечисленные высказывания взаимосвязаны. Учащиеся чувствуют проблему, но не видят в достаточной мере ее корней.
2 этап подготовки.
Анкетирование учащихся.
Анкета №1. Ребенок – родитель.
Цель
 – изучить взаимоотношения «ребенок-родитель».
Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти.

1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2.   Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
3.   Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
4.   Знают ли родители ваших друзей?
5.   Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
6.   Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
7.   Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
8.   Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
9.   Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
10.   Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
11.   А телевизионные передачи, фильмы?
12.   Бываете ли вы вместе с родителями на прогулках, в походах?
13.   Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?
Результаты анкетирования используются при подготовке собрания.
 

Анкета №2. Изучение мотивации и отношения к учебным предметам.
Цель
 – выявить причины снижения успеваемости учащихся.

1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

А) «Ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»
Б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, литературе…)»
В) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по истории (математике, литературе…)»
2. Я прихожу в школу, чтобы…
А) узнать что-то новое;
Б) заниматься такими интересными предметами, как ______
В) встретиться с такими хорошими учителями, как _______
Г) пообщаться с друзьями;
Д) весело провести время;
Е) не огорчать родителей.
3.
 Домашнее задание я делаю так:
А) совершенно самостоятельно;
Б) обращаюсь за помощью ко взрослым;
В) под контролем родителей;
Г) от случая к случаю;
Д) не делаю никогда.
4.
 Для того, чтобы хорошо учиться, нужно:
А) иметь интерес к предмету;
Б) иметь способность к предмету;
В) хорошо работать на уроке;
Г) иметь хорошие отношения с педагогом;
Д) уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то…
А) стараюсь тут же её исправить;
Б) стараюсь исправить на следующем уроке;
В) стараюсь исправить в ближайшее время;
Г) ничего не пытаюсь исправить.
6.
 Какова причина получения неудовлетворительных оценок?
А) лень;
Б) отвлекают друзья, телевизор;
В) не хватает времени;
Г) не понимаю предмет.
7. В чём причины нехватки времени?
А) долго гуляю;
Б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;
В) не умею планировать время;
Г) долго смотрю телевизор;
Д) медленно делаю уроки. 

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

- Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.
- Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Правила для родителей.

1. Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
2.
 Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
3. Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.
4. Если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык «лодырь» и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации. Среди них могут быть следующие:
1. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.
2. Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
3. Избалованность. Чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
4. Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
5. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
6. Конфликты с педагогами. Не принижайте авторитет педагога в глазах ребёнка, будьте осторожны при осуждении его действий. Ещё сильнее «осудив» педагога в присутствии ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
7. Конфликты с товарищами по учёбе. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
8. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
9. Неумение организовать свою домашнюю работу.
 Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Составьте расписание, которое равномерно распределяло бы время между учебой, играми и внеклассными занятиями. Ставьте перед ребенком небольшие цели, такие, например, как выполнение домашнего задания за определенное время, и придумайте награду за достижение этой цели. Если ребенок следует расписанию и с успехом выполняет все маленькие задания, это поможет развить в нем чувство дисциплины при достижении любой цели в будущем.
10. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
11. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации.
12. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
13. Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
14. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
- А какие причины этой проблемы назвали наши дети? (Анализ анкет учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»).

II. Родительский тренинг.


«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом».

А.С.Макаренко

- Проблемы обозначены. Попробуем наметить пути их решения.
- Уважаемые, родители. Разрешите познакомить Вас с результатами анкеты «Ребенок-родитель».
- Можно поинтересоваться, все ли из присутствующих ожидали подобных результатов. Скорее всего, среди вас будут такие родители, которые неожиданно для себя выясняли, что пришло время пересмотреть свои отношения с детьми.

Вывод.

1. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
2. Если родители
чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
3.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, тогда ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
4. Школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но
главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

1.Задачи для родителей. 
Решение педагогических ситуаций.
Ситуация первая:
 ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике? (Обсуждение).

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге -  «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать? (Обсуждение).

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.  Как помочь ребенку? (Обсуждение).

Ситуация четвертая: завтра английский, много задания и класс готовится к опросу. Ребенок в панике от того, что не уверен в результате, что не по всем заданиям качественно готов к ответу. Понимая, что от его ответа зависит оценка товарища (диалог) и его собственная оценка, ребенок решает симулировать недомогание. Вы это понимаете, но что же делать? (Обсуждение).

Ситуация пятая: вы жестко выставили ребенку задачу – ни каких троек (четверок) в четверти, иначе не… (пойдешь на праздник, не поедешь с командой на соревнования и т. п.), но возникла проблема с одним их школьных предметов – там твердая тройка (четверка). Ребенок нервничает, плачет, пытается привлечь Вас к решению его проблемы или изменить ваше требование. Что делать? (Обсуждение).
- Чтобы вы не сделали,
руководствуйтесь правилом «Не навреди», не навредите себе, не навредите своему ребенку.

2. Интересные ситуации или школьные анекдоты.
- Учеба – это напряженный интеллектуальный труд. И результаты этого труда у ребят различны. Одни ученики схватывают все на лету, другие - нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам.
- Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи детям в этой деятельности, но
сначала надо научиться проблему видеть и понимать.

- Предлагаю вашему вниманию «интересные ситуации» или анекдоты на школьную тему.
Задание – прослушав ситуацию, определите проблему ребенка в учении.
1. Мама спрашивает сына:
- Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

- Наручные часы нашего классного руководителя!
(Ученик невнимателен на уроках, отвлекается на посторонние предметы и т.п.).

2.
1).
 Придя из школы, сын говорит матери:
- У меня сегодня удача.
- Да?
- Учитель хотел поставить меня в угол, но все четыре угла были уже заняты.

2). Мама спрашивает сына:
- Кем ты будешь, когда вырастешь?

- Знаменитым человеком!

- Почему ты так думаешь?

- Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.
(Отсутствие дисциплины).

3.
- Когда собираешься делать уроки?

- После кино.

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!
(Ребенок сообразителен, но не организован и т. п.).
4.
1).
 Учитель говорит школьнику:
- Завтра пусть придет в школу твой дедушка!
- Вы хотите сказать - отец?
- Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие грубые ошибки делает его сын в твоих домашних заданиях.

2). - Коля, ну почему ты снова не выполнил домашнее задание по математике?
- Людмила Григорьевна, ну я Вас прошу, не волнуйтесь...
Сегодня, вечером из командировки возвращается отец. Все будет хорошо.

3). - Просто невероятно, что один человек может сделать столько ошибок! - сказала учительница Марату.
- Почему один? Вдвоем с папой, - гордо отвечает Марат.
(Ребенок не приучен родителями самостоятельно выполнять домашние задания, перекладывает свои проблемы и обязанности на других и т.п.).
-
Помните, что для того, чтобы помочь своему ребенку, Вам нужно не делать все уроки за него, а тщательно обсудить с ним все моменты, прежде, чем он самостоятельно зафиксирует все это на бумаге. Это явится своего рода повторением пройденного и поможет ребенку лучше усвоить новый материал.

5.
1).
 Учитель:
- А теперь я докажу вам теорему Пифагора.
Лентяй с задней парты:
- А стоит ли, Мария Ивановна? Мы верим вам на слово.
2). - Вася, последнее время ты стал намного лучше выполнять домашние задания. Наверное, тебе кто-то помогает? — спрашивает учитель.
- Вовсе нет. Просто уже две недели у нас не работает телевизор.
(Лень, отсутствие мотивации к учению и самодисциплины).
-
Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех,  кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно. Старшеклассник знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать.  Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Результат, который наступит через несколько лет,  не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вот почему подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

6.
Мальчик приходит из школы и заявляет:
- Все, в школу ни ногой больше!
- Почему?
- Читать я не умею, писать тоже, а разговаривать на уроке мне запрещают!
(Нежелание учиться).
- Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких  детей учебный материал  запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов  и заданий  получают удовлетворительные оценки.
- Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две.
Первая - это  искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать.  Вторая – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо:  кто-то же  знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
- Как быть? Попробуем обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам:  игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие   психических функций и способностей.
Для дошкольного возраста  ведущим видом   деятельности является игра, для ребят школьного возраста  - учеба, для подростков – общение. 
-
Знайте, с кем и как ваш ребенок общается в гимназии и за ее стенами.
-
Общайтесь с вашим ребенком ежедневно.
- А сейчас, я хочу вам рассказать одну поучительную притчу о разных способах общения и соответствующих каждому способу, результатах.
«Пророк и длинные ложки» (восточная притча).
«Один православный человек пришел к Илье-пророку. Он хотел знать что такое «ад», а что «рай». Илья на его вопрос не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Они вошли в большой зал. Там толпилось много разных людей: и бедных и богатых, и молодых и старых …. В центре зала стоял большой котел с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек увидел, что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной части они были из железа, поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но.  Так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. С руганью они кидались друг на друга, и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад». Они вышли из зала и вновь, пройдя длинные коридоры, оказались в другом зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого были такие же громадные ложки. Но здесь люди были упитанные, веселые и довольные. У котла стояло по два человека: один набирал ложкой суп, и кормил другого. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал: «Это рай».

Комментарий: «Ад» – это работа  друг с другом, но друг против друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в аду и люди в раю – имеют похожие проблемы. Но где они живут, в аду или в раю – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить. Рай и ад – в нас самих, мы имеем возможность, выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт. Давайте собственным примером постараемся научить своих детей правилам общения, которые позволяют им счастливо жить среди людей.
- Подводя итог этой части собрания мне хочется сформулировать рекомендации, в справедливости которых мы только что убедились:

  • Если мы хотим, чтобы у нашего ребенка было много друзей, и он не боялся общения со взрослыми – будем ему примером в общении.
  • Чтобы лучше понимать ребенка, будем чаще вспоминать себя в его возрасте.
  • Учите ребенка видеть хорошее в других людях, а не их только недостатки.
  • Тогда мир не покажется нашему ребенку враждебным, и он научится ему доверять.

III. Итоги родительского собрания. Составление программы по стимулированию познавательной деятельности ребят класса.

- Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно?

1. Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен.
2. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
3. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Приобретите ее.
4. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
5. Совершенствуйте знания о своем ребенке. Это залог успеха. Тот, кто лучше знает своего ребенка, скорее может прийти ему на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.

- Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке, чтобы понять, чем вызвано у ребенка нежелание учиться. Мы (и педагоги, и родители) – сотрудники в этой работе. Но семья значит гораздо больше, чем сто учителей.
- Попробуем выработать программу по стимулированию познавательной деятельности наших детей. Примите мои советы, которые помогут повысить свою успеваемость вашего ребенка.
1. Серьезно относитесь к выполнению ребенком домашних заданий. Если есть проблема, берите ее под контроль.
2. Составьте с ребенком план изучения предметов - домашнее задание следует начинать выполнять с трудного предмета.
3. Не забывайте устраивать между подготовкой задания по различным предметами короткие перерывы, особенно если задание большое и сложное.
4. Если возникла проблема, составьте вместе с ребенком план ее решения:
1 шаг – увидеть и обозначить свою проблему.
2 шаг – изучить проблему. Этап - «я знаю про свою проблему все».
3 шаг – стимулировать ребенка на решение возникшей проблемы.
4 шаг – составить план действий (вместе с родителями составляют письменный план своих действий: сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, составить распорядок дня, посоветоваться с психологом и т.д.).
5шаг – выполнение действий, направленных на решение проблемы (здесь важно деликатное родительское сопровождение ребенка в том, где он что-то не сможет сделать сам).
6 шаг – изучение результата (обсуждение с родителями соответствия того, что получили и того, что ожидали).
7 шаг – оценка того, что сделано (обязательно, учитывать не только мнение ребенка, но и мнение педагогов и родителей).
5. Не забывайте не только контролировать, но и помогать ребенку.
- И закончить собрание я хочу стихами по теме.
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить.

- Успехов Вам в нелегком труде – воспитании ваших детей.

Список использованной литературы.

1. Безруких М.М., Ефимова  С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М, 1991 г.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989.

2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М., «Просвещение», 1991.

3. Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т.-М.; «ВЛАДОС», 1999.

4. Афоризмы об образовании, учении и науке http://www.wisdoms.ru/179.html

Приложение для родителей.
Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.

У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение — это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите!

Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить. Всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей.

Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе.

Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Напоминайте ребенку о его успехах.

Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.

Идите к цели постепенно.

Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай все, что положено по программе и т.д.
Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его.
Плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю — почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Советы Карнеги.
«Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы вместо приказаний.
5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
6. Хвалите человека даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы хотите.

Программа по стимулированию познавательной деятельности учащихся.
Примите советы, которые помогут повысить успеваемость вашего ребенка.
1. Серьезно относитесь к выполнению ребенком домашних заданий. Если есть проблема, берите ее под контроль.
2. Составьте с ребенком план изучения предметов - домашнее задание следует начинать выполнять с трудного предмета.
3. Не забывайте устраивать между подготовкой задания по различным предметами короткие перерывы, особенно если задание большое и сложное.
4. Если возникла проблема, составьте вместе с ребенком план ее решения:
1 шаг – увидеть и обозначить свою проблему.
2 шаг – изучить проблему. Этап - «я знаю про свою проблему все».
3 шаг – стимулировать ребенка на решение возникшей проблемы.
4 шаг – составить план действий (вместе с родителями составляют письменный план своих действий: сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, составить распорядок дня, посоветоваться с психологом и т.д.).
5шаг – выполнение действий, направленных на решение проблемы (здесь важно деликатное родительское сопровождение ребенка в том, где он что-то не сможет сделать сам).
6 шаг – изучение результата (обсуждение с родителями соответствия того, что получили и того, что ожидали).
7 шаг – оценка того, что сделано (обязательно, учитывать не только мнение ребенка, но и мнение педагогов и родителей).
5. Не забывайте не только контролировать, но и помогать ребенку.

Памятка для родителей

  1. Установить контакт с ребенком.
  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
  3. Перейти к ежедневному контролю над  выполнением домашнего задания.
  4. Иметь четкий распорядок дня.
  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.
  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как установить  контакт с ребенком?

  1. устранить все, что порождает конфликт;
  2. перестать читать нотации;
  3. не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  4. нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  5. относиться сдержанно к школьным неудачам
  6. интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  7. постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  8. выбрать общее  дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
  9. совместно планировать бюджет.

 Как организовать  помощь ребенку в учебе?

  1. ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  2. создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  3. никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  4. родители должны сами предлагать помощь;
  5. помнить, что немедленных результатов не будет. 

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  1. добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
  2. относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
  3. нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
  4. добиваться  выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
  5. добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
  6. не позволять отвлекаться на посторонние дела.

Никогда не забывайте, что воспитание — это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Решение родительского собрания.

Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Рекомендовать родителям больше времени тратить ежедневно на общение с детьми.

Использовать на практике совместно выработанную на собрании программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся класса и решению возникших проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ребёнок учится читать"

Данное родительское собрание может быть проведено во 2-4 классах с целью развития у родителей интереса к формированию у детей желания читать....

Родительское собрание "Как научить ребёнка учиться"

Разработка родительского собрания по теме «Как помочь ребёнку учиться". Предлагается памятка для родителей....

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример тому"!

ПрезентацияЭтот материал можно использовать на родительском собрании в любом классе. Сейчас много говорится и пишется о роли школы в воспитании ребёнка. но мы забываем, что главную ответственность за ...

Презентация к родительскому собранию "Как научить ребёнка учиться"

Слайды о направлениях помощи, контроле за выполнением домашних заданий, рекомендации....

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"...

Родительское собрание «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает...

Родительское собрание «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

Задачи собрания: Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры в...