"Учимся жить дружно" - разработка классного часа
классный час (1 класс)
Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей педагога является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной деятельности уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_zhit_druzhno_-_klassnyy_chas.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
"Учимся жить дружно"
Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей педагога является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной деятельности уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.
Цель классного часа - формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.
Задачи:
- Воспитание чувства сплоченности, умения работать в коллективе.
- Работа над основными нравственными понятиями: дружба, смелость, честность.
- Развитие навыков общения, умения высказать и доказать свое мнение.
- Духовный рост.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.
Присутствуют общеклассные, групповые формы организации познавательной деятельности.
Оборудование: видеофильм «Не трус и не предатель», раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями.
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя на работу.
- Ребята, у нас сегодня гости! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.
2. Работа по определению темы урока.
- Посмотрите на экран и послушайте песенку. (“Дружба крепкая…”)
- О чем она?
- Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песенка?
- Какой теме будет посвящен наше занятие? (теме “Дружба”)
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях.
- Что же значит слово «дружба»?
В толковом словаре приводится такое определение дружбы:
Дружба - это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Какое прекрасное слово "дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в "снежки", читать новую книгу или посекретничать о своих тайнах.
3. Беседа.
Я хочу рассказать вам одну историю про мальчика Алешу. Когда Алеша приехал в гости к бабушке в деревню, ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Но, только с щенком он и играет. Знакомых ребят у него еще нет. Неподалеку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются дети. А Алеша грустит. Грустит, потому что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.
– Давайте вместе подумаем, как начать Алеше дружить с ребятами? (Высказывания детей)
– Верно, сначала нужно познакомиться!
– А если познакомились, значит – уже друзья! (Надо предложить вместе поиграть, покататься)
– А когда вместе стали играть, значит – уже друзья? Уже есть дружба?
– А если начали играть и вдруг поссорились? Стали перебивать друг друга, не слушать, командовать, кричать? Получится дружба?
– А как сделать, чтобы она получилась?
– Что мы посоветуем Алеше?
Вывод: Надо играть так, чтобы не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась.
– И тогда захотят ли ребята еще встретиться?
– Тогда они будут встречаться часто.
Будут скучать друг без друга.
Вот тогда он станут настоящими друзьями.
– Но ведь бывает и так, что и друзья ссорятся.
– Давайте научим Алешу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкой.
– Чего нельзя в дружбе? (Обижать друг друга, обзываться, обманывать, жадничать, )
– А что в дружбе обязательно нужно? (Помогать, защищать, делиться…)
Молодцы! Вы хорошо знаете, как начать дружбу и как сделать дружбу крепкой! Ваши советы обязательно помогут Алеше!
4. Просмотр и обсуждение фильма «Не трус и не предатель».
Подготовка к восприятию фильма.
Доскажи словечко:
За него в огонь и в воду.
С ним в разведку и в походы.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг).
- Нужны ли человеку в жизни друзья?
- Всех ли своих знакомых ребят ты можешь назвать другом? Почему?
Знакомых много, а друг может быть один или два.
- Почему друзей меньше, чем знакомых?
Друзья должны быть настоящие, а если нет, то это не друзья, а знакомые.
- Как вы понимаете выражение «настоящие друзья»?
Они верные, надёжные.
Настоящий друг везде верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без дальних слов он тебе помочь готов. В.Шекспир
Создание доверительной атмосферы в группе.
- Сегодня мы будем с вами смотреть фильм «Не трус и не предатель». Этот фильм снят по одноименному рассказу Елены Дубровской из её книги «Детская книга о самом главном».
Задание, фиксирующее внимание на теме.
- Смотрите фильм внимательно. Почему фильм назвали «Не трус и не предатель»? Определите главную мысль и тему фильма. Чему он учит? Для чего был создан этот фильм?
Просмотр фильма.
Спонтанное обсуждение.
- Поднимите руки, кому понравился фильм? Как вы поняли тему фильма? Чему этот фильм учит?
- Какие чувства вы переживали в момент просмотра фильма?
- Какой эпизод вам понравился больше всего?
- Как звали главных героев фильма? (Вова Морозов и Слава Карпов)
- Кем они были друг для друга?
- Что мы узнали о мальчиках из фильма?
Вова:
- хочет стать путешественником или изобретателем;
- но с вероятностью 98% станет учёным-биологом и будет изучать окружающий мир и обязательно что-нибудь изобретёт, например, переводчик с птичьего языка;
- заходит за другом каждое утро, чтобы вместе идти в школу;
- оберегает друга;
- выдумщик и фантазёр;
Слава:
- обычный,
- всего боится,
- невдумчивый,
- заботливый (заботится о своих младших братьях и сёстрах),
- честный.
- Слава и Вова разные по характеру, но им интересно проводить время вместе. Кто из мальчиков был выдумщиком?
Вова, а Слава разделял интересы друга.
- Какую теорию хотел проверить Вова с помощью микроскопа?
Он хотел узнать, живут ли в грязной луже настоящие монстры. Если живут, то их можно рассмотреть в капле воды, но только с помощью микроскопа.
- Почему Слава сразу не согласился идти проверять теорию Вовы?
Он дорожил доверием учительницы Нины Владимировны, потому что она первый раз дала ему поручение – отнести в лаборантскую микроскоп. Микроскоп дорого стоил, и если его сломаешь, то родители будут выплачивать двойную стоимость прибора, а в семье Славы денег на это не было.
- Что заставило Славу согласиться на предложение Вовы?
Его попросил друг.
- Вспомните, что сказал Слава, когда увидел раздавленный микроскоп? («Мне конец…») Почему он так сказал?
Он чувствовал ответственность перед учительницей. Получилось, что он не оправдал оказанного ему доверия.
- Как вёл себя Слава во время признания?
Взял всю вину на себя: «Я его разбил. Я не специально…». Про Вову он ничего не сказал.
- Как это характеризует Славу?
Он настоящий верный друг, не стал сваливать вину на Вову, оправдывая себя.
- Опишите, как вёл себя Вова в момент признания Славы.
Опустил голову вниз, смотрел украдкой на Славу.
- Почему он себя так вёл?
Чувствовал себя виноватым, но ему совсем не хотелось отвечать за разбитый микроскоп.
- Стало ли Вове легче на душе после признания Славы?
Нет, его мучила совесть, и в душе шла борьба между добром и злом. Мы слышим внутренний диалог мальчика.
- Вспомните его мысли в этот момент.
«Что ж я – предатель и трус?.. Славка это сделал ради меня, потому что считает меня другом… А я его предал, я промолчал, струсил… а если признаюсь, мама меня убьёт… А не признаюсь, то на всю жизнь останусь предателем и трусом… Славке уже не поможешь, он взял всю вину на себя, а ты себе всё испортишь: Нина Владимировна маму вызовет, тебя больше на улицу не выпустят, и велосипед тебе никто не купит… Если не признаюсь, то навсегда потеряю друга и до конца своей жизни буду знать, что я предатель и трус…»
- Что заставило Вову признаться в порче микроскопа?
Он не захотел терять друга и оставаться трусом и предателем до конца своей жизни. От своих мыслей и своей совести никуда не сбежишь и не спрячешься. Вова понял, что мысли о предательстве друга будут мучить его всю жизнь. И он выбирает: лучше признаться и рассказать всё как было, чем остаться предателем, трусом и потерять друга.
- Как это характеризует Вову?
Он сумел побороть в своей душе страх, свою трусость и проявил мужество.
- Почему в конце фильма мы видим радостную улыбку на лице Славы?
Слава понял, что Вова – настоящий друг. Он решился сказать правду и не предал их дружбы.
- Как вы думаете, настоящая дружба у мальчиков или нет?
В жизни очень нелегко найти настоящего друга, который разделит с тобой не только беду, но и радость, который всегда поддержит тебя в трудную минуту. Поэтому, если у вас есть настоящий друг, дорожите этой дружбой, берегите, не теряйте её и сами учитесь дружить по-настоящему.
Обобщение результатов обсуждения.
- Скажите, для чего сняли этот фильм? Какова тема фильма?
В фильме показана настоящая дружба двух мальчиков. Фильм создан для того, чтобы люди учились не трусить, не предавать друзей, учились побеждать свой страх, воспитывать в своём характере мужество и честность.
5. Тренинг по определению положительных качеств.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.
Если слово подходит для дружной жизни, обучающиеся хлопают в ладоши, если нет – тишина.
- Добрый
- Отзывчивый
- Грубый
- Искренний
- Враждебный
- Рассудительный
- Лживый
- Ласковый
- Любознательный
- Общительный.
- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.
6. Беседа о нашем классе.
- Ребята, в самом начале нашего занятия, я показала вам презентацию нашего класса.
- Скажите, а может ли дружить целый класс?
– Какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
(Высказывания детей)
- Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?
- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели 10 законов дружбы:
· Помогай другу в беде.
· Умей с другом разделить радость.
· Не смейся над недостатками друга.
· Останови друга, если он делает что-то плохое.
· Умей принять помощь, совет.
· Не обманывай друга.
· Не предавай друга.
· Относись к другу как к себе.
· Умей признавать свои ошибки.
· Всегда выполняй свои обещания.
- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы?
- Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?
- Поднимите руку те, у кого есть друзья.
- У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!
7. Работа с пословицами (в группе).
- Конечно, какая дружба, и какой ты друг, проверяется временем, поступками, радостью и бедой, пережитыми вместе, умением разделять с другом любые события, происходящие в твоей и его жизни.
- Русский народ – мудрый народ. О настоящей дружбе народ сочинил множество пословиц и поговорок. Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».
Нет друга ищи, а нашёл – береги!
Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
Старый друг лучше (новых двух).
Не имей 100 рублей, (а имей 100 друзей)
Дружбу помни, а зло (забывай).
Друзья познаются в …..(беде)
Умей дружбой … (дорожить)
- Какая пословица вам больше всего понравилась?
Объясни ее смысл. (Ответы детей)
8. Подведение итога. (Работа в микрогруппах)
– А сейчас подведем итог нашему занятию.
– У вас на столах, лежат карточки, нужно прочитать, что на них написано.
(Карточки со словами: внимательные, равнодушные, отзывчивые, жадные, честные, добрые, грубые, справедливые, драчливые, верные.)
– Прочитать, что написано на доске:
Друзья должны быть …
Друзья не должны быть…
– Посоветуйтесь с товарищами, в какую строку можно поместить слово, которое у вас на карточке.
– Предложения читаем хором.
9. Рефлексия.
– Что нового узнали?
– Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
– Что вам понравилось больше всего?
Литература
- М.М. Безруких, Г.А. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Пособие для педагогов. Вентана – Граф.
- С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие. Творческий центр «Учитель», 2000
- В.И. Ковалько «Школа физминуток», «ВАКО», Москва 2005
- http://www.it-n.ru Картинка из презентации Смирновой М.А. г. Москва
- Тимофеевский А. «Голубой вагон» из мультфильма "Шапокляк"
- https://открытыйурок.рф/статьи/520718/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Учимся жить дружно"
В данном материале представлен вариант классного часа о дружбе, взаимовыручке......
классный час "Учимся жить дружно ".
классный час "Учимся жить дружно "....
Разработка классного часа "Давайте жить дружно!"
Разработка классного часа на тему "Давайте жить дружно" с использованием сингапурских структур...
Классный час в 1-м классе "Учимся жить дружно"
Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей учителя является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план восп...
Разработка классного часа "Давайте жить дружно"
Цель: создать условия для расширения знаний детей о дружбе, дружеских взаимоотношений.Задачи:1....
Классный час для 1 класса "Учимся жить дружно"
Классный час в 1 классеТема: «Учимся жить дружно!» (По итогам проектно – частично - исследовательской деятельности). Цель: ознакомить с понятием «дружба»; показать важность истинных д...
Сценарий классного часа в 1 "б" классе по теме: «Учимся жить дружно»
Тема: «Учимся жить дружно»Цель: создание дружного и сплочённого коллектива.Задачи:научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;дать понятие дружбы;ознакомить с правилами...