Благодарность - это... Слова благодарности
план-конспект занятия (4 класс)

Асеева Евгения Ивановна

Внеклассное мероприятие для конкурса "Классный классный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagodarnost_-_eto._slova_blagodarnosti.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»http://sadgress.ucoz.ru/spasibo.jpg

Поныровского района Курской области

        

Открытый классный час

в 4В классе

 на тему

«Благодарность – это… Слова благодарности»

        

Разработала:

Асеева Евгения Ивановна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Поныри

2016

Тема: Благодарность – это… Слова благодарности.

Цель: формирование нравственных ценностей личности.

Задачи:

развивать представление о человеке как духовном и нравственном существе, имеющем духовные потребности;

определить смысл слов «благодарность», «спасибо»;

развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их,

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

содействовать развитию памяти, внимания, речи, мышления;

воспитывать чувство благодарности за любое проявление добра;

воспитание доброжелательного, ценностного отношения к людям, самому себе;

воспитывать умения быть благодарными.

Материально-техническое обеспечение: презентация, музыкальные записи, карточки, памятки, шаблоны рук, ларец, толковые словари, конверт с листками.

Планируемые результаты:владение представлением о человеке как духовном и нравственном существе, имеющем духовные потребности; знать смысл слов «благодарность», «спасибо»; умение общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их,высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Ребята, пожелаем друг другу здоровья. Скажем … (Здравствуйте). Подумаем о своих близких, отправим им мысленно свое добро. Представим, что они в этот момент улыбнулись.

- А теперь положим левую ладошку на правую ладонь своего товарища, подойдём парами к нашим гостям.

- Гости, возьмите тоже ладонь своего соседа в свою. Давайте образуем круг и скажем друг другу «Здравствуйте!»

- Дети, возвращаемся на свои места, тихо садимся.

- Дорогие ребята, я очень вам благодарна за то, что вы так хорошо и интересно поприветствовали друг друга. Я благодарна вам и нашим гостям за то, что у вас были добрые взгляды и улыбки.

II. Мотивационно – целевой этап.

Игра «Доскажи словечко».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
  2. Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  4. Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
  6. И  в России, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

– Как одним словом назвать все эти слова? (вежливые)

- На какие группы можно разделить слова вежливости? (ответы детей)

СЛАЙД 2.

– Правильно, эти слова можно разделить на 4 группы:

Слова – благодарности

Слова – прощания

Слова – приветствия

Слова – извинения

III.  Формулирование темы мероприятия.

- Но сегодня мы будем говорить об одной из групп вежливых слов, а о какой, отгадаем из стихотворения Анатолия Турянского:

Главное - уметь благодарить...
Воду - за волну и за крещение,
Рощу - за покой в зените дня,
Землю - за любовь и всепрощение,
И костёр - за теплоту огня.
Главное - уметь благодарить...

- Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.

СЛАЙД 3.

Тема нашего классного часа «Благодарность – это… Слова благодарности».

- Что бы вы хотели узнать сегодня?

СЛАЙД 4.

Я хочу узнать:

Что такое …                              благодарность (1 ЩЕЛЧОК)

Легко ли быть …                       благодарным (1 ЩЕЛЧОК)

Кого, за что и как надо …        благодарить (1 ЩЕЛЧОК)

IV. Основная часть.

  1. Работа с понятием «благодарность».

- А что же такое благодарность? (ответы детей)

- Где, в чем мы можем найти точный ответ на этот вопрос?  (в толковом словаре)

- Найдите толкование этого слова в словаре, договоритесь, кто будет отвечать в вашей паре (выслушиваем МАКСИМУМ  2 ответа)

СЛАЙД 5.

БЛАГОДАРНОСТЬ, -и, ж. Чувство признательности к кому-нибудь  за оказанное добро, внимание, услугу. 

СЛАЙД 6.

В прекрасном русском слове «благодарю» заключён мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, творю благополучие, щедро отдаю частицу своей души.

- Как вы думаете, какое слово является синонимом к слову «благодарность», «благодарю»? (спасибо). (ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. Выступления учащихся.

1 ученик. Слово «БЛАГОДАРЮ» образовано из двух слов БЛАГО и ДАРИТЬ, ДАРЮ. Произнося данное слово, мы делимся частью нашего блага и лично мы сами, а не кто-то другой, отвечаем добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую», т. е. «приношу благодарение».

Ученик 2. Это слово большинство из нас произносит тысячу раз в день, выражая благодарность окружающим. Считается, что русское слово «спасибо» родилось в 16 веке из часто произносимого словосочетания «спаси Бог».

  1. Практическая часть.

- За горами, за долами, за волшебными странами есть волшебный город Спасибоград. В этом городе живут удивительные люди. Они – сказочно вежливые.

А вы когда – нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят? (Н. Юсупов)

- Почему так город называется?

- Какие приключения могли бы произойти в этом сказочном городе с вежливыми (невежливыми) людьми?

- А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?

  1. Работа со сказочными героями.

- Как вы понимаете пословицу «Жив буду – не забуду»? (объяснение смыла детьми)

- А сейчас посмотрите на доску.

- Задание: соедини правильно, используя слова благодарности.

- Как вы думаете, кто кого здесь может благодарить и за что?

Айболит

Ветер

Иванушка

Золотая рыбка

Королевич Елисей

Конёк - горбунок

Старик

зайчиха

(ответы детей)

- Выражая слова благодарности от лица сказочных героев, вы использовали только слова «спасибо» и «благодарю». На самом деле слов благодарности намного больше, и мы должны их знать и использовать в речи. Помните, в народе есть такое поверье – не произноси слова благодарности в состоянии раздражения.

СЛАЙД 7.

- Я заготовила для вас маленькие памятки, в которые собрала слова – благодарности. Они понадобятся нам в дальнейшей работе и пригодятся вам в жизни.

Благодарю, спасибо, огромное спасибо, я вам очень признателен, у меня нет слов, чтобы отблагодарить вас, я тронута вашим вниманием, вы меня так выручили, это очень мило с вашей стороны, низкий поклон и др.

  1. «Волшебный ларец».

- А мы возвращаемся в волшебный город Спасибоград, в котором есть волшебный ларец. Мы сейчас проведём игру «Что в ларце?». Это ларец с дарами. Как вы думаете, какие там дары? (предположения детей)

- Проверим ваши предположения. ………, открой ларец. Что там? (ничего, пустой – показать всем).

- Нет, дети, ларец не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что это по –вашему?

СЛАЙД 8.

Доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечность, честность.

- Что обозначают все эти слова? (Чувства)

СЛАЙД 9.

- Ребята, посмотрите на слова. Что это такое? (Чувства).

- Почему тогда им не нашлось места в ларце?

V. Заключительная часть.

1. Слово учителя.

- Для каждого человека слова благодарности имеют своё значение.

Для меня благодарность – это, прежде всего, умение сказать «спасибо». Я просыпаюсь каждое утро и говорю «спасибо» этой жизни за то, что я проснулась, за то, что у меня есть люди, ради которых мне стоит проснуться и жить дальше. Будьте щедрыми на добрые слова, не забывайте сказать «СПАСИБО» за добрые дела, которые делают для вас окружающие, друзья, коллеги, просто незнакомцы на улице. Следовательно, можно сказать «СПАСИБО» солнышку, что оно ярко светит, водителю, который притормозил на пешеходном переходе или который привёз вас сегодня в школу. И, конечно, стоит сказать «СПАСИБО» своим родителям, иначе бы вас не было на этом свете.

СЛАЙД 10.

Благодарность – это любовь.  Быть благодарным – это значит дать место в своём сердце тому, кого ты благодаришь.

- И я осознала, что для того, чтобы благодарность жила в твоём сердце, необходима регулярная практика (как для детей, так и для взрослых). Путь к истинной благодарности имеет несколько ступеней. И чтобы их пройти, нужно сделать МНОГО простых, но в то же время трудных шагов.

- Я предлагаю сейчас нам всем, и нашим гостям тоже, вместе с нами пройти СЕГОДНЯ часть этих шагов.

☼ Под музыку делаем 7 шагов. На каждом шагу читаем благодарность.

1 шаг (кладём на пол лист с названием «Благодарите Вселенную»)

Благодарю Тебя, Всевышний,

За то, что есть моя семья,

За то, что есть мои родные,         + музыка

За то, что есть на свете я.

2 шаг «Благодарите своих родителей».

Ваша мама и ваш папа дали вам жизнь. И это самое главное, за что вы их должны благодарить. Вы можете быть обиженными на них, но не осуждайте их. Благодарите их за то самое главное, что они вам дали – за жизнь!

3 шаг «Благодарите свой род»

Благодарите свой род, своих бабушек и дедушек за ту незримую поддержку, которую они вам оказывают.

4 шаг «Благодарите стариков»

Благодаря старости человек начинает видеть и понимать, что существует время. Старость часто олицетворяется с мудростью. Пожилые люди – наше зеркало. Придёт время, и в этом зеркале мы увидим себя. Пусть каждый в этом зеркале увидит своё и поймет то, что ему дано будет понять.

5 шаг «Благодарите тех, кто сделал вам добро»

Благодарите  всех, кто хоть что-то делает для вас. Даже если для вас сделали что-то обыденное: разогрели покушать, помыли за вас посуду, убрали ваши вещи или купили лекарство, помогли в чем – то разобраться, просто поддержали вас или дали вам мудрый совет. За всё благодарите. И даже, если вы об этом не просили, всё равно благодарите. Вам сделали это от души, о вас просто позаботились.

6 шаг «Благодарите учителей»

Благодарите своих учителей за то, что они учат вас жизни и мудрости , дают свои знания. За то, что вместе с ними вы растёте и развиваетесь.  Благодарите их за то, что они    помогают проявлять ваши достоинства  и индивидуальность.

7 шаг «Благодарите себя»

Благодарите себя. Если вам не хватает благодарности, если вы считаете, что вы сделали для кого-то очень много, а он  не заметил этого, поблагодарите себя сами. А лучше всего не ждите ни от кого благодарности. Если вы её заслужили, то обязательно получите.

СЛАЙД 11.

+ музыка

На фоне слайда под музыку читаю слова:

«Когда ваше сердце полно благодарности, любая дверь, которая кажется закрытой, может привести вас к удивительным открытиям…»

VI. Рефлексия.

-Возвращаемся на свои места.

- У вас на партах лежат шаблоны ладошек.

-Подумайте, кому вы хотите выразить свою благодарность, напишите на ладошках.

Во время письма читаю стихотворение:   + музыка

Главное - уметь благодарить…
Солнце - за его внимание,
Звёзды - за неяркий свет в ночи,
Друга - за плечо и понимание,
Бабушку - за тёплый хлеб в печи.
Главное - уметь благодарить...


Можно быть талантливым, бездарным,
Многое свершить иль натворить...
Главное - быть жизни благодарным,
Главное - уметь благодарить…

- После классного часа вы вручите свои благодарности адресатам.

- Послушайте  рассказ писателя – педагога Василия Сухомлинского.

«По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода.

Они наклонились, напились.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

СЛАЙД 12.

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...»

- Мы  сегодня еще раз убедились, что благодарить надо всех и всегда.

- И вам тоже предстоит долгий путь, который, я уверена, будут сопровождать бесконечные и искренние слова благодарности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Уроки детской риторики. 1 класс. Слова извинения,благодарности.

Презентация к уроку  детской риторики в 1 классе по учебнику Т.А,Ладыженской "Детская риторика в рассказах и рисунках". На уроке  обучающиеся 1 класса учаться моделировать своё речевое повед...

Слова благодарности от родителей

Толковый словарь Ожегова.благодарность  - официальное выражение высокой оценки чьего-нибудь труда, действий  чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, вни...

Слова благодарности.

Данный материал знакомит учащихся со словами выражения просьбы, благодарности, их назначением, этимологией, осо­бенностями употребления в речи. Учит употреб­лять вежливые слова с учетом ситуации общен...

Благодарность - это... Слова благодарности

Открытый классный час на конкурс "Самый классный классный - 2016"...

Слова благодарности

классный час...