Путешествие по русским народным сказкам
проект (1 класс)
Представляю проект по внеурочной деятельности "Путешествие по русским народным сказкам", для 2 варианта АООП обучающихся с интелектуальными нарушениями (1 "И" класса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проекта:
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей. Создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности средствами искусства (художественного самовыражения).
Задачи:
Образовательные:
1. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
2. Продолжать знакомить со сказками;
3. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
Развивающие:
1. Формирование коммуникативных способностей и навыков социального взаимодействия, необходимых для интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.
2. Развивать артистические способности.
3. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
4. Формировать навыки сотрудничества.
5. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
6. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Воспитательные:
1. Формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам;
2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Коррекционные:
1. Закрепить знания детей по темам народного фольклора.
2. Обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.
3. Развивать пространственную организацию движений у детей.
4. Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.
5. Учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.
6. Формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
7. Учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
8. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Вид проекта: творческий, групповой.
Актуальность темы:
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.
Отличительные особенности данного проекта:
1. Адаптирован как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
2. Систематизирована структура организации занятий
3. Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Образовательная область проекта: художественно-эстетическое развитие
Коррекционная область проекта: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Стимулирование эмоциональных переживаний детей, развитие их художественной эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей.
Расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми.
Определение базовых достижений ребёнка на каждом этапе работы с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, как и типично развивающимися детьми, является театр и театрализованные игры. Игра-ведущий вид деятельности детей с ОВЗ, а организованная театрализованная деятельность, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающем миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняя роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирования качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие личные проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себя, застенчивость.
Социализация — процесс вхождения и освоения системы культурных норм поведения и взаимоотношений между людьми. Психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с проблемами в развитии не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности.
Возникает объективная потребность в ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру». Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.
Работа с детьми с ОВЗ, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра).
Под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого дети с проблемами в развитии способны чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Состав проектной группы : руководитель проекта: А.В. Ситникова - воспитатель
Участники проекта: обучающиеся 1"и" класса, 1-3 классов.
По продолжительности: краткосрочный;
По количеству участников: групповой.
Планируемый результат:
- Умение слушать музыку;
-Знают упражнения, отвечающие за развитие общей произвольной моторики, речевого дыхания, слухового внимания и зрительной памяти;
- Расширен словарный запас детей;
- Умеют правильно понимать вопросы и четко отвечать на них;
-Умеют слушать себя и своих сверстников, знают игры, сказки;
- Знают сказочных героях;
- Развиты личностные качества – активность, самостоятельность, творчество;
- Развит интерес к восприятию сказочных образов.
Взаимодействие с родителями:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
7. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
8. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
9. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
10. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
11. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
12. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Методы: беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Возраст участников проекта: 8-10 лет дети 1 года обучения
Обеспечение:
Информационное: подбор наглядно - дидактического материала по теме проекта.
Материально-техническое: оборудование (детские музыкальные инструменты, игровое оборудование (наборы сюжетно – ролевых игр, оборудование для театрализованной деятельности).
В ходе проекта:
- разработана педагогическая система по приобщению детей к художественной литературе;
- составлено перспективное планирование;
- конспекты НОД;
- сценарии развлечений;
- высокая компетентность педагога в вопросах развития интереса к книге у ребенка;
- изучена литература по теме;
- подобраны наглядно – методические пособия (разные виды театра, дидактические игры и упражнения);
- родители понимают значение приобщения детей к чтению.
- Содержание предметно - развивающей среды в группе: музыкальный центр, дидактический материал, ширма для показа кукольных спектаклей, детские музыкальные инструменты, атрибуты; домашняя библиотека пополнена интересной детской литературой, разными видами детского театра.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
- знакомство детей с народными сказками
II. Этап – Исследовательский
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный
- изготовление педагогами атрибутов к сказке «Колобок», «Курочка Ряба»
- театрализация русской народной сказки «Колобок», «Курочка Ряба»
- игры и упражнения к сказке «Колобок», «Курочка Ряба»
- подведение итогов.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М., 2000.
2. Русские народные сказки
3. Волина В.В. "Учимся играя". М..: Hoвaя шкoлa , 1994.
4. http://www.maam.ru
5. https://infourok.ru
6. http://ped-kopilka.ru
7. http://vospitatel.com.ua
Приложение №1
Сценарий сказки «Колобок» на новый лад.
Действующие лица:
Ведущий:
Дед:
Бабка:
Колобок:
Зайка:
Волк:
Медведь:
Лиса:
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Ведущий:
- Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать,
А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.
Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:
Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?
По тропинке он катился, и в лесочке очутился,
У него румяный бок, кто же это?. (колобок)
- И так….Мы начинаем!
Сказка «Колобок на новый лад»
Ведущий:
- Жил-был старик со своею старухой,
Дед землю копал,
Вместе с бабкой огород сажал.
(дед изображает, как копает, а бабка, как огород сажает)
Дед:
- Ох, устал я!
Испеки-ка, бабка, на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Бабка: «замешивает» тесто и приговаривает:
- Вот по сусекам помела,
Горсти две муки нашла,
Соль, ваниль и сахарок.
Славный вышел колобок,
Пышный да румяный! (показывает колобок)
Дед:
- Надо нам за стол присесть,
Колобок скорее съесть!
Бабка:
- Погоди-ка, дед, чуток,
Пусть остынет колобок!
Ведущий:
- Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Покатился Колобок мимо ёлок и берёз.
Вдруг наш шалунишка повстречал Зайчишку.
Зайка:
- Я полакомлюсь тобой,
Всё в бегах с утра я.
Колобок:
- Что ты! Что ты! Погоди,
Послушай песню, Зая!
- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Велика Зайчишке честь Колобок румяный съесть!
(Зайка зачарованно слушает песенку, а Колобок убегает)
Зайка:
- Да катись ты, Колобок, нету с тебя толку!
К деду с бабой я пойду да морковки наберу.
Будут детки грызть морковку, от морковки больше толку! (уходит)
Ведущий:
- А Колобок покатился по дороге, Волку Серому под ноги.
Облизнулся Серый Волк, в Колобках он знает толк!
Волк:
- Как ты, кстати, Колобок, я голодный очень,
Съемка я тебя, дружок, буду сыт до ночи!
Колобок:
- Что ты, что ты, Серый Волк! Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенёк, песенку послушай.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Ведущий:
- И Колобок покатился дальше.
Волк:
- Ну, зачем мне Колобок? Что-то скачет очень!
Лучше по лесу пойду, может что-нибудь найду!
(идёт по «лесу», находит пачку чипсов, собирается их съесть)
Ведущий:
- Выбрось это, Серый Волк, знают все на свете – взрослые и дети –
Чипсы для здоровья вред, ты не ешь их на обед! Ты меня послушай,
яблочко вот скушай!
(Волк берёт яблоко, благодарит и уходит)
Ведущий:
- А Колобок наш катится,
Не от кого не прячется…
- Вдруг навстречу сам Потапыч, зарычал он, поднял лапы.
Медведь:
- Подойди-ка, Колобок, я перекушу чуток!
Колобок:
- Что ты, что ты, Косолапый, опусти ты свои лапы,
Лучше песенку мою ты послушай – я спою.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Убежал от Зайца я и от злого Волка.
И, Топтыгин, от тебя мне уйти недолго!
(Колобок убегает)
Медведь:
- Ну и катись себе, Колобок, ведь что с тебя за толк?
Лучше по лесу пойду. Может, что-нибудь найду. (находит бутылку
с «Кока-колой», собирается попить)
Ведущий:
- Что ты, что ты, Косолапый, не бери ты в свои лапы
Кока-колу шипучую, для здоровья вреднючую,
А вот мёд, скажу вам честно, для здоровья есть полезно!
(даёт Медведю баночку с мёдом, тот благодарит и уходит)
Ведущий:
- А Колобок покатился кувырком через рощу прямиком,
А навстречу вдруг Лиса увидала Колобка.
Лиса:
- Как пригож ты, Колобок, как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.
Колобок:
- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
От Медведя я ушёл и от Волка с Зайцем,
И Лисе за Колобком тоже не угнаться! (убегает)
Лиса:
- Не хочу я Колобок (машет ему вслед, зачем его кушать?
Лучше песенки его будем вместе слушать.
Колобок ведь из муки – сладкий калорийный,
А мечтаю я, друзья, пойти в балерины.
На диете я сижу, за фигурою слежу.
Лучше в огород пойду овощей там наберу. (уходит)
Ведущий:
- Ешьте овощи и фрукты - это лучшие продукты!
Вас спасут от всех болезней – нет вкусней их и полезней!
Подружитесь с овощами и с салатами и с щами,
Витаминов в них не счесть, значит нужно это есть!
- Сказка – ложь, да в ней намёк, всем ребятам здоровый урок!
(играет музыка «В гостях у сказки», все артисты выходят на поклон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к игре "Путешествие по русским народным сказкам"
Материал содержит полностью разработаное мероприятие в занимательной форме .Презентация яркая, красочная, интересная для детей 1-2 классов.Время проведения -1 урок....
Презентация к игре "Путешествие по русским народным сказкам"
Материал содержит полностью разработаное мероприятие в занимательной форме .Презентация яркая, красочная, интересная для детей 1-2 классов.Время проведения -1 урок....
Интегрированный урок математики и внеклассного чтения «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (урок – обобщение в 1 классе)
Урок математики построен в виде путешествия по русским народным сказкам....
Проект урока по литературному чтению "Путешествие по русским народным сказкам"
Презентация проекта урока по литературному чтению "Путешествие по русским народным сказкам". Подходит для обобщающего урока к разделу "Русские народные сказки" во 2-3 классе. Урок предполагает группов...
Игра-путешествие по станциям "Путешествие по русским народным сказкам"
Учащиеся по командам получают маршрутные листы. На станциях их встречают сказочные герои и дают им задания....
Путешествие по русским народным сказкам.
Внеклассное мероприятие по теме "Путешествие по русским народным сказкам" разработано в форме викторины. красочно оформлены сказки, в конце даны ответы на вопросы викторны....
Конспект игры-занятия в 1 классе "Путешествие по русским народным сказкам".
Игра-занятие для группы продленного дня 1 класса, направленное на уточнение и обогащение знаний детей о русских народных сказках....