Фольклор народов Урала
классный час (3 класс)

конспект внеурочного мероприятия "Фольклор народов Урала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.folklor_narodov_urala.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

Конспект внеурочного мероприятия по теме 

«Фольклор народов Урала»

Дата проведения: 21.03.17.

Класс: 3

Составитель:

Стрижова Ирина Андреевна

студентка группы  46,

специальность 44.02.02

 «Преподавание в начальных классах»

Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное

Класс: 3

Тема: «Фольклор народов Урала»

Цель: Ознакомление учащихся с фольклором народов Урала

Задачи

Планируемые результаты

1.

Приобщение учащихся к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.

Учащиеся знают истоки народной культуры и духовности.

2.

Развитие у учащихся творческих способностей на основе разных жанров уральского фольклора.

У детей развиты творческие способности на основе разных жанров уральского фольклора.

3.

Воспитание нравственных качеств личности учащихся: доброта, справедливость, правдивость, гордость за свой край

У учащихся сформированы нравственные качества личности: доброта, справедливость, правдивость, гордость за свой край.

Форма проведения: виртуальное путешествие

Дата проведения: 21.03.17

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, листы бумаги.

Этап, время

Совместная деятельность учителя и учащихся

Используемые технологии, методы, средства

Планируемый результат, УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организац.

этап

-Урал-это наша малая Родина. Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по Уралу, а какое это будет путешествие, вы узнаете, разгадав ребус.

-Какое слово у вас получилось? (фольклор)

-А кто-нибудь знает, что такое фольклор? (народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол))

-Мы отправимся в путешествии и изучим фольклор народов Урала.

-Разгадывают ребус.

-Отвечают на вопросы.

Метод:

Словесный-объяснение.

Форма: Организация начала занятия

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Основной

этап

-Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, и еще многое другое.

-Своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда большинство человечества ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, высказывали их в устном произведении, после передавали свои знания другим: от отца к сыну, от матери к дочери, т.е. из поколения в поколение. Тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

- Павел Петрович Бажов писал: «Каждый приносил на Урал что-то своё в быт, свою терминологию, своё в песнях, в сказках, в прибаутках. Копилка уральского фольклора вместила в себя многие образцы древнерусской народной поэзии и песенности, массу вариантов общерусского фольклора, а также уникальные произведения, созданные творчеством народных мастеров края». В широком смысле фольклор - это всё, что сочетается со словом и словесным искусством.

-И первая станция нашего путешествия колыбельные песни.

В колыбельных песнях, ласковых обращениях к детям, пестушках, потешках каждый народ высказывал любовь к детям, заботу об их жизни.

Колыбельные песни исполняются взрослыми для детей, чтобы убаюкать, усыпить ребенка.

«Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи.

Ты Ванюшу не буди.

А наш Ваня будет спать,

Станет глазки закрывать.»

А какие колыбельные поет вам ваша мама?

Мамы, бабушки называют своего ребенка ласковыми именами.

Кто знает, что же такое пестушки?

Пестушки – это коротенькие стихотворные приговорки, сопровождающие умывание, купание, массаж.

Например:

«Потягунушки, потягунушки,

Поперек толстунушки,

А в ножках ходунушки,

а в ручках хватунушки,

а в роток – говорок,

а в головку- разумок.

Потешки – это стихи с элементами игры.

Например: «Ладушки-ладушки», «Сорока - ворона», «Водичка- водичка».

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Прибаутки- это небольшие стихотворения, напоминающие маленькие сказочки в стихах о доме, животных, погоде.

«Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

В лапы коту не даются.

-Мы с вами дошли до следующей станции народные сказки.

-Народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин словесного фольклора.

-Какие народные сказки вы знаете?

-Чему учат народные сказки?

-Все сказки поучительны, в них резко противопоставляется добро и зло, хорошее и плохое, красивое и безобразное.

-Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.

-Давайте познакомимся с названиями некоторых башкирских сказок.

Калым

Лентяйка

Сарбай

Сказка о курае

Падчерица

Лиса-сирота

Ленивая девочка

Мудрый старик и глупый царь

Как собака нашла себе хозяина

Алп-батыр

Кто сильнее?

Почему гуси стали пёстрыми

Абзалил

Большая Медведица

-И сейчас я вам прочитаю башкирскую сказку «Большая Медведица»

В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо – с чашку. Человеческий род постепенно приумножался, зверей тоже становилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.

В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришёл откуда-то Великан и до дна опорожнил котёл. Что делать? Решили сделать котёл больше. А к котлу и ковш нужен.  Котёл отлили из серебра, а ковш – из золота. Поднял Великан котёл, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком лёгок», – промолвил Великан и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звёздам, да так и застрял между ними.

Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три – ручку. Вечером ковш – вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.

-Ребята, все видели на небе большую медведицу?

-Понравилась ли вам сказка?

-Захотели ли вы прочитать другие сказки народов Урала?

-Следующая станция былины.

-Особое место в народном творчестве занимает былина.

Былина – это сочетание сказки и были.

Основная идея былин – это защита родной земли от разбойников и иноземных захватчиков.

Основными героями былин являются кто?

Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Об их подвигах и рассказывают былины. Есть даже мультфильмы про этих героев. Мы с вами их смотрели.

-Мы с вами познакомимся с некоторыми былинами и песнями Кирилла Данилова из Нижнего Тагила.

-Былины и песни, бытовавшие на горнозаводском Урале, дошли до нас в отличной записи Кирилла Данилова, мастерового Нижнетагильсокго завода. Собрание песен этого эпического певца обычно называют Сборником Кирши Данилова. В этом сборнике 71 произведение, из них большинство-былины и исторические песни.

Первой в своём сборнике Кирилл помещает былину о купце Соловье Будимировиче. Начинается она с широкого, красивого запева:

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты днепровские.

-Н. А. Римский-Корсаков в опере «Садко» использует этот запев.

-Следующая песня по контрасту рассказывает о купце Терентище, затем следует былина о Дюке Степановиче и две исторические песни «Щелкан Дудентеевич» и «Мастрюк Темрюкович» и т.д.

-Следующая станция пословицы и поговорки.

-Народный афоризм-это мысль, наполненная каким-либо значение, выраженная кратко. Сам народ называет такие афоризмы по-разному: пословицы, поговорки, притча и т.д.

-Пословицы и поговорки – это краткое, меткое народное изречение о жизненных явлениях.

-Какие пословицы вы знаете?  

-В пословицах осуждается лень, хвастовство, они хвалят положительные свойства человека, высмеивают недостатки («Мир не без добрых людей», «Слезами горю не поможешь», «Любишь кататься, люби и саночки возить»).

Дразнилка- это стишок, рифмующий шутливую или обидную строчку с именем «Маша-растеряша». В дразнилках много обидного, но много и остроумия, выдумки, словесной игры. «Прокоп – укроп – медный лоб».

-На Урале собраны тысячи народных афоризмов. В числе первых собирателей был Василий Никитич Татищев. Татищев составил сборник пословиц и в 1736 году послал его в петербургскую академию наук. В сборнике 1339 пословиц, расположенных по алфавиту.

-Значительное место в сборнике отведено пословицам, выражающим уважительное отношение к труду, к человеку труда: «Чести без труда не сыскать»; «Не спеши языком и не ленися руками»; «Работа хвалит мастера» …

-Как вы понимаете эти пословицы?

-Последняя станция придания рабочих.

-Своеобразия преданий рабочих полностью обусловлено особенностями их трудовой деятельности. Известно, что в России с большой тщательностью составлялись боярские, княжеские, дворянские родословные. Трудовой люд тоже составлял свои генеалогии, только не письменные, а устные, и передавали их в форме родовых, семейных преданий. На Урале народные генеалогические предания возникают во второй половине 17 века в связи с появлением рабочих династий.

-Семейно- родовые предания-это устная история семьи с обязательными сведениями о нескольких поколениях или хотя бы с некомментированным перечнем членов рода по мужской линии: «Наша порода начинается с Кузьмы, он был привезён к Демидову на завод, у него был сын Никифор, у Никифора-Иван, у Ивана-Фёдор, потом мой дедушка-Петр Фёдорович, меня по деду называли Петром»

-Старики посредством семейно-родовых преданий воспитывали молодежь, передавали ей свой житейский опыт, прививали молодым членам семьи уважительное отношение к дедам и прадедам, простым труженикам. Старики требовали знания своей родословной и при этом не останавливались даже перед суровыми мерами.

-Семейные предания рабочих содержат самые разнообразные сведения о взаимоотношениях между старшими, о семейных праздниках и традициях. Это не только устная летопись трудовой династии, но и отражение истории завода, поселка, часто они содержат ценные факты по истории того или иного ремесла.

-А теперь, ребята, ваша задача в группах придумать что-то своё, используя любой вид фольклора.

-Слушают учителя.

Методы:

Словесный-беседа;

Технологии:

ИКТ

Средства:

Речь учителя

Форма:

Вопросно-ответная

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Заключит.

этап

-Заключая наше путешествие, скажем кратко о современном состоянии фольклора. В настоящее время существенно изменилась традиционная жанровая система: одни жанры давно ушли в прошлое, их уже никто не помнит и не исполняет (былины, богатырские сказки и т.д.); другие жанры бытуют пассивно, постепенно исчезая.

-Ребята. Давайте подведем итог, с какими жанрами фольклора мы сегодня с вами познакомились?

-Какие запомнились вам больше всего?

-Подводят итог.

Метод:

Словесный-беседа.

Регулятивные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры народов Урала

Издавна, стараясь подражать взрослым, дети показывали разные жизненные ситуации в играх. Коллективная игра актуальна и сегодня, так как оказывает большое влияние на формирование таких качеств характер...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Блюда национальной кухни народов Урала

Контрольные измерительные материалы для проверки результатов освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы в части учёта этнокультурных особенностей Челябинской области по т...

Национальные игры народов Урала

Контрольные измерительные материалы для проверки результатов  освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы в части учёта этнокультурных особенностей Челябинской област...

Национальные костюмы народов Урала

Контрольные измерительные материалы для проверки результатов  освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы в части учёта этнокультурных особенностей Челябинской област...

Конструкт. Классный час: "Народы Урала". (Мини проект)

Мини прект. Продукт копилка игр народов Урала....

Презентация к классному часу: "Народы Урала".

Презентация к классному часу "Народы Урала"...