Фольклор народов Урала
классный час (3 класс)
конспект внеурочного мероприятия "Фольклор народов Урала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.folklor_narodov_urala.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Конспект внеурочного мероприятия по теме
«Фольклор народов Урала»
Дата проведения: 21.03.17.
Класс: 3
Составитель:
Стрижова Ирина Андреевна
студентка группы 46,
специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное
Класс: 3
Тема: «Фольклор народов Урала»
Цель: Ознакомление учащихся с фольклором народов Урала
№ | Задачи | Планируемые результаты |
1. | Приобщение учащихся к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора. | Учащиеся знают истоки народной культуры и духовности. |
2. | Развитие у учащихся творческих способностей на основе разных жанров уральского фольклора. | У детей развиты творческие способности на основе разных жанров уральского фольклора. |
3. | Воспитание нравственных качеств личности учащихся: доброта, справедливость, правдивость, гордость за свой край | У учащихся сформированы нравственные качества личности: доброта, справедливость, правдивость, гордость за свой край. |
Форма проведения: виртуальное путешествие
Дата проведения: 21.03.17
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, листы бумаги.
Этап, время | Совместная деятельность учителя и учащихся | Используемые технологии, методы, средства | Планируемый результат, УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Организац. этап | -Урал-это наша малая Родина. Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по Уралу, а какое это будет путешествие, вы узнаете, разгадав ребус. -Какое слово у вас получилось? (фольклор) -А кто-нибудь знает, что такое фольклор? (народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол)) -Мы отправимся в путешествии и изучим фольклор народов Урала. | -Разгадывают ребус. -Отвечают на вопросы. | Метод: Словесный-объяснение. Форма: Организация начала занятия | Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
Основной этап | -Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, и еще многое другое. -Своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда большинство человечества ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, высказывали их в устном произведении, после передавали свои знания другим: от отца к сыну, от матери к дочери, т.е. из поколения в поколение. Тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков. - Павел Петрович Бажов писал: «Каждый приносил на Урал что-то своё в быт, свою терминологию, своё в песнях, в сказках, в прибаутках. Копилка уральского фольклора вместила в себя многие образцы древнерусской народной поэзии и песенности, массу вариантов общерусского фольклора, а также уникальные произведения, созданные творчеством народных мастеров края». В широком смысле фольклор - это всё, что сочетается со словом и словесным искусством. -И первая станция нашего путешествия колыбельные песни. В колыбельных песнях, ласковых обращениях к детям, пестушках, потешках каждый народ высказывал любовь к детям, заботу об их жизни. Колыбельные песни исполняются взрослыми для детей, чтобы убаюкать, усыпить ребенка. «Баю-бай, баю-бай, Ты собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи. Ты Ванюшу не буди. А наш Ваня будет спать, Станет глазки закрывать.» А какие колыбельные поет вам ваша мама? Мамы, бабушки называют своего ребенка ласковыми именами. Кто знает, что же такое пестушки? Пестушки – это коротенькие стихотворные приговорки, сопровождающие умывание, купание, массаж. Например: «Потягунушки, потягунушки, Поперек толстунушки, А в ножках ходунушки, а в ручках хватунушки, а в роток – говорок, а в головку- разумок. Потешки – это стихи с элементами игры. Например: «Ладушки-ладушки», «Сорока - ворона», «Водичка- водичка». «Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Прибаутки- это небольшие стихотворения, напоминающие маленькие сказочки в стихах о доме, животных, погоде. «Кот на печку пошел, Горшок каши нашел, На печи калачи, Как огонь горячи, Пряники пекутся, В лапы коту не даются. -Мы с вами дошли до следующей станции народные сказки. -Народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин словесного фольклора. -Какие народные сказки вы знаете? -Чему учат народные сказки? -Все сказки поучительны, в них резко противопоставляется добро и зло, хорошее и плохое, красивое и безобразное. -Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время. -Давайте познакомимся с названиями некоторых башкирских сказок. Калым Лентяйка Сарбай Сказка о курае Падчерица Лиса-сирота Ленивая девочка Мудрый старик и глупый царь Как собака нашла себе хозяина Алп-батыр Кто сильнее? Почему гуси стали пёстрыми Абзалил Большая Медведица -И сейчас я вам прочитаю башкирскую сказку «Большая Медведица» В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо – с чашку. Человеческий род постепенно приумножался, зверей тоже становилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо. В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришёл откуда-то Великан и до дна опорожнил котёл. Что делать? Решили сделать котёл больше. А к котлу и ковш нужен. Котёл отлили из серебра, а ковш – из золота. Поднял Великан котёл, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком лёгок», – промолвил Великан и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звёздам, да так и застрял между ними. Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три – ручку. Вечером ковш – вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно. -Ребята, все видели на небе большую медведицу? -Понравилась ли вам сказка? -Захотели ли вы прочитать другие сказки народов Урала? -Следующая станция былины. -Особое место в народном творчестве занимает былина. Былина – это сочетание сказки и были. Основная идея былин – это защита родной земли от разбойников и иноземных захватчиков. Основными героями былин являются кто? Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Об их подвигах и рассказывают былины. Есть даже мультфильмы про этих героев. Мы с вами их смотрели. -Мы с вами познакомимся с некоторыми былинами и песнями Кирилла Данилова из Нижнего Тагила. -Былины и песни, бытовавшие на горнозаводском Урале, дошли до нас в отличной записи Кирилла Данилова, мастерового Нижнетагильсокго завода. Собрание песен этого эпического певца обычно называют Сборником Кирши Данилова. В этом сборнике 71 произведение, из них большинство-былины и исторические песни. Первой в своём сборнике Кирилл помещает былину о купце Соловье Будимировиче. Начинается она с широкого, красивого запева: Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота океан-море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты днепровские. -Н. А. Римский-Корсаков в опере «Садко» использует этот запев. -Следующая песня по контрасту рассказывает о купце Терентище, затем следует былина о Дюке Степановиче и две исторические песни «Щелкан Дудентеевич» и «Мастрюк Темрюкович» и т.д. -Следующая станция пословицы и поговорки. -Народный афоризм-это мысль, наполненная каким-либо значение, выраженная кратко. Сам народ называет такие афоризмы по-разному: пословицы, поговорки, притча и т.д. -Пословицы и поговорки – это краткое, меткое народное изречение о жизненных явлениях. -Какие пословицы вы знаете? -В пословицах осуждается лень, хвастовство, они хвалят положительные свойства человека, высмеивают недостатки («Мир не без добрых людей», «Слезами горю не поможешь», «Любишь кататься, люби и саночки возить»). Дразнилка- это стишок, рифмующий шутливую или обидную строчку с именем «Маша-растеряша». В дразнилках много обидного, но много и остроумия, выдумки, словесной игры. «Прокоп – укроп – медный лоб». -На Урале собраны тысячи народных афоризмов. В числе первых собирателей был Василий Никитич Татищев. Татищев составил сборник пословиц и в 1736 году послал его в петербургскую академию наук. В сборнике 1339 пословиц, расположенных по алфавиту. -Значительное место в сборнике отведено пословицам, выражающим уважительное отношение к труду, к человеку труда: «Чести без труда не сыскать»; «Не спеши языком и не ленися руками»; «Работа хвалит мастера» … -Как вы понимаете эти пословицы? -Последняя станция придания рабочих. -Своеобразия преданий рабочих полностью обусловлено особенностями их трудовой деятельности. Известно, что в России с большой тщательностью составлялись боярские, княжеские, дворянские родословные. Трудовой люд тоже составлял свои генеалогии, только не письменные, а устные, и передавали их в форме родовых, семейных преданий. На Урале народные генеалогические предания возникают во второй половине 17 века в связи с появлением рабочих династий. -Семейно- родовые предания-это устная история семьи с обязательными сведениями о нескольких поколениях или хотя бы с некомментированным перечнем членов рода по мужской линии: «Наша порода начинается с Кузьмы, он был привезён к Демидову на завод, у него был сын Никифор, у Никифора-Иван, у Ивана-Фёдор, потом мой дедушка-Петр Фёдорович, меня по деду называли Петром» -Старики посредством семейно-родовых преданий воспитывали молодежь, передавали ей свой житейский опыт, прививали молодым членам семьи уважительное отношение к дедам и прадедам, простым труженикам. Старики требовали знания своей родословной и при этом не останавливались даже перед суровыми мерами. -Семейные предания рабочих содержат самые разнообразные сведения о взаимоотношениях между старшими, о семейных праздниках и традициях. Это не только устная летопись трудовой династии, но и отражение истории завода, поселка, часто они содержат ценные факты по истории того или иного ремесла. -А теперь, ребята, ваша задача в группах придумать что-то своё, используя любой вид фольклора. | -Слушают учителя. | Методы: Словесный-беседа; Технологии: ИКТ Средства: Речь учителя Форма: Вопросно-ответная | Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Заключит. этап | -Заключая наше путешествие, скажем кратко о современном состоянии фольклора. В настоящее время существенно изменилась традиционная жанровая система: одни жанры давно ушли в прошлое, их уже никто не помнит и не исполняет (былины, богатырские сказки и т.д.); другие жанры бытуют пассивно, постепенно исчезая. -Ребята. Давайте подведем итог, с какими жанрами фольклора мы сегодня с вами познакомились? -Какие запомнились вам больше всего? | -Подводят итог. | Метод: Словесный-беседа. | Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры народов Урала
Издавна, стараясь подражать взрослым, дети показывали разные жизненные ситуации в играх. Коллективная игра актуальна и сегодня, так как оказывает большое влияние на формирование таких качеств характер...
Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)
Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....
Блюда национальной кухни народов Урала
Контрольные измерительные материалы для проверки результатов освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы в части учёта этнокультурных особенностей Челябинской области по т...
Национальные игры народов Урала
Контрольные измерительные материалы для проверки результатов освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы в части учёта этнокультурных особенностей Челябинской област...
Национальные костюмы народов Урала
Контрольные измерительные материалы для проверки результатов освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы в части учёта этнокультурных особенностей Челябинской област...
Конструкт. Классный час: "Народы Урала". (Мини проект)
Мини прект. Продукт копилка игр народов Урала....
Презентация к классному часу: "Народы Урала".
Презентация к классному часу "Народы Урала"...