Мир детства
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_detstva.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство – это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Детство – это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических исследованиях французского историка Ф. Арьеса показано, как складывалось понятие детства на протяжении исторического развития человечества и чем оно отличалось в разные эпохи. Он пришел к выводу, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к изменению периодизации человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с « балованием » и « нежением » малыша. В дальнейшем обязанность регулярной подготовки к взрослой жизни принимает на себя другой социальный институт – школа. Л.С. Выготский отмечал, что нельзя говорить о детстве «вообще». История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества .
Ф.Арьес исследовал решение проблемы детства в изобразительном искусстве и выявил, что вплоть до 13 в. Искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. По-видимому, никто не считал, что ребенок заключает в себе личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались, как уменьшенные взрослые . Ф . Арьес показал историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимся .
В реальном мире жизнедеятельности существует множество проблем детства. Это проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (в России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% – инвалиды; в 60–80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной паталогией ); детей, лишенных родителей, детей-беженцев; детей с девиантным поведением; одаренных детей . Современные проблемы детства Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский , С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.
Одной из проблем современного детства оказывается социализация ребенка в поликультурном образовательном пространстве.
Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие. Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления. В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму. Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.
Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детство, детство, ты куда ушло?...
Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...
Журналы моего детства и детства моих родителей
Информационный классный час...
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
Статья "Из детства домашнего в школьное детство»
В статье говорится об одной из самых важных проблем в педагогике: о непрерывности и преемственности в образовательном маршруте при переходе из детского сада в школу....
Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"
Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» - это комплексно-целевой проект по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...
Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)
Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...
Открытое внеурочное занятие по курсу «Добрая дорога детства» 3класс «Викторина – Добрая дорога детства»
Внеурочное занятие по курсу "Добрая дорога детства" 3кл...