Культурный дневник школьника Саратовской области
статья
Предварительный просмотр:
Культурный дневник как одна из форм сотрудничества семьи и школы.
Саратовцева Е.В.,
учитель начальных классов
Гимназии г. Вольска
Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание педагогов на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций. В рамках этого направления Министерством образования Саратовской области разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области». Каждую четверть школы сдают отчет о количестве школьников, их родителей и классных руководителей, участвующих в заполнении данного документа в Управление образования МР, сводный отчет отправляется в Министерство.
Хочу обратить внимание, что культурно-образовательный проект будет сопровождаться проведением региональных конкурсных мероприятий: «Самый культурный класс», «Самый культурный ученик», «Самая культурная семья».
Данная работа ориентирована на:
1) определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей;
2) выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров;
3) формирование активной социальной позиции школьника.
Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
Культурный дневник может быть использован в рамках внеурочной деятельности и воспитательной работы. «Дневник» предполагает как самостоятельную деятельность школьника, так и его совместную деятельность со взрослым (учителем, родителем).
Культурный дневник включает в себя 9 разделов:
1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области.
2 раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.
3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.
4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.
5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.
6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс.
7 раздел «Туристические тропы» предлагает школьникам совершить знакомство с природными памятниками Саратовской области.
8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.
9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.
Каждый раздел Культурного дневника структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В него вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.
Каждое задание сопровождается понятными ребенку символами. Например, фотоаппарат, ручка, кисти и краски.
необходимо сфотографировать понравившееся сооружение, скульптуру, памятник природы и поместить фотографию в предложенной рамке-паспарту. | |
выразить свои впечатления, чувства, мыслей от увиденного, услышанного, обсужденного и т.п. | |
продумать сюжет, композиции будущего рисунка и создать его. |
Культурный дневник создан в соответствии с системно-деятельностным подходом, обозначенным в ФГОС. На первом плане вопросы самоопределения школьника в своей деятельности (урочной и внеурочной), вопросы воспитания учащегося как субъекта деятельности. Могу отметить, что задания в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней деятельности школьника.
Культурный дневник предполагает совместную работу школьника, родителей и классного руководителя.
Проанализировав план воспитательной работы 3-3 класса, пришла к выводу, что возникла необходимость его корректировать и включить новые творческие формы мероприятий, направленные на развитие заинтересованности обучающихся в деятельности по разделам Дневника:
- образовательные, исследовательские проекты по разделам Культурного дневника школьника: «Самая знаменательная дата моего города»; «Я поведу тебя в музей»; «Святые места моего района» и т.д.;
- посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов, экскурсии (виртуальные и реальные) в музеи, картинную галерею, по святым местам;
- знакомство с Героями – земляками, актерами, художниками и др.
- конкурсы по разделам Дневника школьника: «Самый зеленый туристический маршрут»; «Самое запоминающееся театральное событие»; «Я – читатель!»; «Мой необычный выходной»; «Музеи, которые я посетил» и т.д..
Сначала я познакомила с Культурным дневником детей, на собрании родителей, рассказала о разделах, видах заданий. Объяснила, что Культурный дневник заполняется в электронной форме как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой последовательности, с любого раздела, вызвавшего наибольший интерес. Родители доброжелательно приняли этот проект, ведь он предполагает изучение края, в котором живем, знакомство с нашими земляками Героями, художниками, актерами и другими.
Некоторые дети уже начали заполнять культурный дневник оформлять творческие задания, делать записи о прочитанных книгах, создавать свою копилку впечатлений.
Одни дети начали рассказывать о музейном зазеркалье, а другие решили поведать о самых увлекательных и запоминающихся выходных. И вот, что из этого получается.
Обращаю ваше внимание на Музейное зазеркалье. (Презентация)
Ведущее предназначение Культурного дневника− пробуждение интереса школьника к истории своей малой Родины, к ее культуре, искусству. Эта работа ни на одну четверть и даже ни на один год. Поэтому мы начали, а постепенно подключим всех учеников нашего класса. Самое главное заинтересовать детей и родителей совместным творчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОРТФОЛИО Панина Наталья Николаевна учитель начальных классов, классный руководитель 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Моховое Ершовского районаСаратовской области». Саратовская область, Ершовск
Информационно-аналитический отчёт классного руководителя 2 класса МОУ «СОШ с. Моховое» учителя начальных классов Паниной Натальи Николаевны....
«Саратовский край – земля моя родная» (Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию образования Саратовской области )
Цели мероприятия:образовательные: Углубить знания о знаменитых людях Саратовской области;развивающие: развивать познавательный интерес к профессиям, интеллектуальные и творческие способно...
Исследовательская деятельность в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района» Деменковой Юлии Леонтьевны.
Доклад из опыта работы...
Отчет о работе класса кадетско – казачьей направленности в МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» в 2016 – 2017 учебном году.
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностн...
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ « ШАГ В НАУКУ» ТЕМА ПРОЕКТА «Листая страницы Красной книги Саратовской области»
Цель работы: Выяснить, как Красная книга может помочь спасти исчезающие виды растений и животных.Задачи исследования: · Узнать, почему некоторые виды животны...
РАЙОННАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МОЁ ПЕРВОЕ ОТКРЫТИЕ», ПОСВЯЩЁННОЕ ГОДУ ВОЛГИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Актуальность проблемы: сегодня многие в мире понимают, что экологическая обстановка на нашей планете далёко не благополучна. Мы живём в сельской местности, и может показаться, что серьёзные экол...
культурный дневник школьника
Культурный дневник 2а класса...