По страницам Конституции РФ
классный час (2 класс)
Классный час во 2-м классе призван познакомить детей с основным законом РФ - Конституцией, пробудить чувство гордости за свою Родину, способствовать воспитанию чувства патриотизма, интересу к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов.
Введение
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Именно с этой целью и был проведен классный час во 2 классе.
Актуальность данного занятия заключается в том, чтобы познакомит обучающихся с основным законом РФ – Конституцией, рассказать о правах и обязанностях детей и взрослых. Обратить внимание детей на правильное пользование правами. На этапе актуализации знаний обучающиеся разгадывали кроссворд, тем самым определяли тему классного часа. Этот прием позволил обучающимся вспомнить основные государственные символы, а далее перейти к изучению Закона РФ.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества с обучающимися, что помогает в развитии положительной мотивации к учению, и оно становится учением с увлечением.
Данная система работы позволяет развивать у обучающихся способность к самообучению, самоуправлению и самообразование.
В ходе обучения происходит формирование оценочной самостоятельности у обучающихся. В течение всего урока использовались разные формы контроля: прием «Светофор» при оценке работы групп, выполнение теста с самопроверкой, в результате правильного решения которого, обучающиеся должны составить слово «молодец». Самооценка и взаимооценка предшествует оценке учителя, что позволяет сохранить благоприятную атмосферу на уроке и способствует здоровьесбережению обучающихся. В случае неправильного ответа обучающегося учитель создает ситуацию успеха, например, задает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, в результате добивается правильного ответа обучающегося, что позволяет повысить его самооценку и сохранить интерес к изучаемой теме.
Новизной данной работы можно считать деятельность самих обучающихся: они впервые работали с нормативным документом Конституцией. Важным аспектом данного занятия является формирование навыков оценки, т.е. с первого класса обучающиеся учатся оценивать деятельность друг друга с помощью сигнальных карточек, а на этом занятии они учились анализировать ответы одноклассников и высказывать свое собственное мнение, аргументируя его. Используя на практике такой вид работы, пришла к выводу, что это способствует тому, что школьники учатся объективной проверке и объективному оцениванию не только своих работ, но и работ своих одноклассников.
Данная разработка урока будет полезна любому учителю начальных классов, педагогу дополнительного образования, воспитателю группы продленного дня.
Наличие в школе сети Интернет открывает большие возможности информатизации учебного процесса. Таким образом, обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций.
Данный урок является первым в изучении Конституции РФ. После окончания урока учащиеся получили домашнее задание: найти в сети Интернет информацию об обязанностях детей, закреплённых в Конституции РФ. Это позволяет нам реализовывать следующие принципы обучения: наглядность, интерактивность, т.к. каждый, кто когда-либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство по сути своей интерактивно. Таким образом, компьютер — это наиболее подходящий помощник в обучении, целью которого является интерактивное общение. Значимость домашнего задания заключается еще в том, что обучающиеся выполняют задание вместе с родителями, что позволяет организовать их совместный досуг.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: По страницам Конституции РФ
Цель:
- познакомить учащихся с основным законом государства – Конституцией РФ;
Задачи:
- содействовать развитию познавательной активности учащихся;
- формировать гуманизм, всесторонне развитую личность;
- воспитывать чувство гордости и уважения к Родине, Конституции.
Оборудование: доска, раздаточный материал, презентация, проектор, компьютер.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Орг. момент
- Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Добрый день ребята!
- У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний
- Ребята! Скажите, пожалуйста, чем знаменателен день 12 декабря, в нашей стране?
- Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на этот вопрос.
III. Изучение нового материала
- Я предлагаю вам послушать внимательно сказку и подумать, почему страна Закония стала процветающей?
«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено. Взрослые могли не ходить на работу – плохо работали заводы, школы, больницы. Дети ходили в школу по желанию. Их мог обидеть любой. Люди могли брать чужие вещи без разрешения, могли друг друга обижать, грубить. На улицах города было грязно и неуютно.
В государстве Нельзя было всё совсем иначе. В этом государстве все взрослые ходили на работу, поэтому работали заводы, школы, больницы, магазины. Нельзя было грубо относится к горожанам. Дети с желанием ходили в школу, детские сады. Никто не имел права их обижать.
Эти два государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно обижать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. Правители города договорились о том, на что люди имеют право, а на что нет, какие обязанности они должны выполнять. И результатом такой работы стал основной закон государства. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливыми и довольными.
Учитель: - Так как вы, ребята, думаете, почему страна стала процветающей, все жители стали счастливыми и довольными, и почему они чувствовали себя в безопасности? (Жители стали жить по законам.)
- Да. В этом государстве был принят основной закон. А как он называется, мы узнаем, разгадав кроссворд.
(Фронтальная работа)
1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
3) Торжественная государственная песня. ( Гимн)
4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы. (Георгий)
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый. (Петр)
8) У орла две головы, значит, он…(двуглавый)
9) Наше государство-Российская…(Федерация)
10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)
11) Главный символ армии (Знамяя).
- Прочитайте ключевое слово по вертикали: Конституция.
- Так называется основной Закон многих государства. В переводе с латинского языка это слово значит утверждать, устанавливать.
Конституция определяет, по каким правилам люди должны жить: что можно и нужно делать, а что запрещено.
- Кто же придумал все эти правила? Об этом мы попробуем узнать, открыв первую страницу Конституции, которая у вас лежит на столах. Попробуйте понять, КТО разработал и принял этот Закон. (Работа в парах. Ответы детей).
- Ну конечно, сами люди. Она была разработана на основе международных документов, закрепляющих права человека.
1948г – Всеобщая декларация прав человека;
1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
1959г. – Декларация прав ребенка;
1989г. – Конвенция о правах ребенка.
- День принятия Конституции считается памятной датой и это государственный праздник. Когда же была принят Основной закон РФ? (Дети находят дату принятия в Конституции).
- Да, в нашей стране это произошло 12 декабря 1993 г. (Запись на доске). И сегодня отмечается его 25-летие. В честь этого события выпущена монета в 25 рублей.
- Для того чтобы каждый гражданин страны мог хорошо изучить законы, Конституцию издали в виде книги. Давайте посмотрим ее содержание (первая страничка). Состоит она из 2 разделов, глав и статей. (Показ). Так же мы здесь можем найти всю информацию о главных символах нашей страны.
- Когда вы подрастете, то прочитаете ее всю, а сегодня мы заглянем только на некоторые страницы. Попробуйте сформулировать тему урока.
- О чём бы вы хотели узнать на уроке?
- Сегодня поговорим только о том, что записано в Конституции о правах граждан, в т.ч. и детей. Вы, хоть и маленькие, но уже с рождения являетесь гражданами нашей страны.
- А как вы понимаете, что такое право? (Ответы детей)
- Да, право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе. Эти правила охраняются государством. В Конституции записаны права наших граждан. Откройте страницу 8, главу 2 (закладка). В этой главе 48 статей, но мы посмотрим только те статьи, которые защищают, не только права взрослых, но и детей.
- Ребята! Сейчас вы, работая в парах, читаете указанную статью и называете право. Мы составим кластер, который нам поможет запомнить наши права – с. 20, 23, 26, 28, 29.1, 37.5,38,41.1,43.1
(Дети называют – учитель вывешивает правило на доске.
Права: на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, на пользование родным языком и выбор вероисповедания, на свободу мысли и слова, на отдых, на воспитание в семье, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование).
- Как много прав! Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе. Но о них мы поговорим в следующий раз.
- А теперь я предлагаю вам отдохнуть
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам сказочную викторину. Для этого вы должны разделится на группы. На столе у каждого есть фрагмент иллюстрации к сказке. Вы должны её собрать, рассмотреть, определить её название и дать ответы на вопросы. Все задания у вас в конверте. (Дети выбирают из двух предложенных прав одно, приклеивают его на иллюстрацию и защищаю свой выбор, а остальные при помощи сигнальных карточек выражают соё согласие или несогласие).
«Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
- Какое право нарушено? (На неприкосновенность частной жизни)
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.
- Какое право нарушила ведьма в этой сказке? ( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом).
- Чьи еще права были нарушены в этой сказке? (Нарушены права братца на защиту и право на семью)
«Лиса и заяц» р.н.с.
- О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? (Право на непри-
косновенность жилища)
- Кто нарушил это право? (Лисица)
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)
А.Н.Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»
- Каким правом не воспользовался Буратино? (Правом на образование)
- Кто ему помог справится с трудностями? ( Мальвина, Пьеро, …)
К.И. Чуковский. «Айболит»
- Назовите главных героев сказки? (Айболит, животные, разбойники)
- Какого права разбойники хотели лишить животных? (Право на медицинскую помощь) .
Защита ответов
VI. Рефлексия
Индивидуальная работа
Дети выбирают один из трёх ответов и букву ответа записывают в столбике справа. Кто ответит правильно, должно получится слово МОЛОДЕЦ.
Игра «Определи, кого из героев сказки хотели лишить следующих прав» /выбери одного героя из трёх/
Право на жизнь | А) Золушка М) Колобок С) Кот в сапогах | М |
Право на неприкосновенность жилища | Г) Сестрица Алёнушка О) Зайчик В) Колобок | О |
Право на свободный труд | Л) Золушка Н) Красная Шапочка Т) Балда | Л |
Право на владение личным имуществом | Ж) Красная Шапочка О) Буратино Э) Баба Яга | О |
Право на жизнь в семье со своими родителями. | Б) Царевна-лягушка Д ) Гадкий утенок З) Серый волк | Д |
Право на отдых. | И) Лиса Алиса Е) Крошечка-Хаврошечка Ч) Мышка-норушка | Е |
Право на медицинское обслуживание | Р) Баба-Яга Ц) Звери из Африки С) Красная шапочка | Ц |
- Вы действительно молодцы!
VIII. Подведение итогов
- Так где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе
России – Конституции.)
- Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)
- Для чего нужна Конституция? (Ответы детей.)
- Какие права закреплены в основном Законе РФ? (Обратиться к кластеру)
- Конституция защищает только права детей?
- Давайте вернёмся к нашей сказке. Что же помогло людям государства Закония наладить спокойную жизнь? (Принятие Конституции)
- Ребята! Нашли ли вы в ходе урока ответы на свои вопросы?
- А что нужно сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы?
- Всё правильно! Наше знакомство с основным законом нашей страны будет продолжено, а сегодня классный час подходит к завершению, и я предлагаю прочитать следующие строки
Конституция - главное право
Для того, кто на свет нарожден,
И крепка, и могуча держава,
Свято чтящая этот Закон.
- Наш классный окончен. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/12/picture-13585.jpg)
Классный час "15-летие Конституции РК"
Классный час посвященный празднованию 15-летия Конституции РК...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-724841-1450097060.jpg)
Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)
Используемый материал позволяет продолжить знакомство с Российскими праздниками, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствует воспитаниюпатриотизма, содействует развитию познав...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-51404-1484905908.jpg)
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-558204-1420231094.jpg)
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.
Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-453660-1515908607.jpg)
Открытый классный час «12 декабря День Конституции РФ. Конституция глазами детей»
Открытый классный час на тему «12 декабря День Конституции РФ. Конституция глазами детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995954-1516027139.jpg)
Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики"
Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики". Внеурочное занятие по курсу ОРКСЭ, ОДНКНР....