Конспект занятия «В мире птиц»
план-конспект занятия (4 класс)

Таисия Васильевна Чекулаева

Цель: активизация знаний детей о птицах

Задачи:

Образовательные:

-Систематизировать знания детей о разновидностях птиц и их особенностях

-Развивать знания детей о питании птиц, о сроках прилёта

Развивающие:

- Развивать внимание, наблюдательность, память

- Развитие логическое мышление

Воспитательные:

-развивать любознательность, интерес к природе

- воспитание бережное отношение к окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                     Конспект занятия

                                       «В мире птиц»

Цель: активизация знаний детей о птицах

Задачи:

Образовательные:

-Систематизировать знания детей о разновидностях птиц и их особенностях

-Развивать знания детей о питании птиц, о сроках прилёта

Развивающие:

- Развивать внимание, наблюдательность, память

- Развитие логическое мышление

Воспитательные:

-развивать любознательность, интерес к природе

- воспитание бережное отношение к окружающему миру

                          Ход занятия:

  1. Посмотрите на набор букв и найдите слова из рядом написанных и прочитайте их

В Ю Г Ч Ж Э У С О Л О В Е Й Р В Ь Э К Ц Ж С Ъ В Г Ш Д Я Т Е Л Е Т Щ К Ф Д В О Р О Н А Н Ы Д Б Р Г Я Х У Ж Ф О Е Н В О Р О Б Е Й Ы Д Н К Я Ж У З Ф Д К О Л Ы Ъ К У К У Ш К А Р В Д И Ш У Ж Ф Б Г А В Ж Г Ц Д Г Р А Ч О Ю В К Щ Ц С Н Е Г И Р Ь Ж Ы Х У Б Н Ф А К Л З В Ч Г Ж Ф Б Щ Ц Э С Т Р А У С Ж Н М З У Ю В Н М Ы П И Н Г В И Н У Л Ю Я Л А С Т О Ч К А Е Р Ш С З У С Т Р И Ж Н О В Ж Я  

Кто догадался, на какую тему будет у нас занятие?

Правильно. Мы поговорим о птицах.

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы-

Всё в природе на века пусть сохранится.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даём такой наказ:

Берегите травы, речку, лес и поле,

 Не держите птиц, пожалуйста в неволе,

Посмотрите, как красиво всё кругом,

Ведь природа- это тоже чей-то дом.

2.Мы с вами изучали птиц и писали небольшие доклады.

Зачитаем несколько.

3.Хорошо ли вы запомнили название птиц, узнаем по отгадыванию загадок

Загадки «Пернатые друзья»

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют

Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут (снегирь)

Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,

Повадкой-вороватая,

Крикунья хрипловатая (ворона)

Длиннохвоста, белобока,
И зовут её…..             (сорока)

Живёт в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом ( дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает (воробей)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей)

Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица….(грач)

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда (синичка)

Длинный нос, короткий хвост

Стоит, притихший, на высокой крыше,

На чьей крыше гнездо вьёт-

В тот дом счастье принесёт (аист)

Унылая старушка
Живёт в лесной избушке,

Одно и тоже говорит,

Один слог всю жизнь твердит(кукушка)

Птицы бывают зимующие и перелётные.

4. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если я назову зимующую птицу, оставайтесь на месте сидеть. Если птица будет перелётная, нужно встать и помахать руками, как крыльями.

5.Почему птицы улетают на юг?

Правильно, из-за нехватки корма.

Многие люди помогают выжить птицам зимой.

 Осенью мы делали кормушки, а зимой вывесили на участке школы и подкармливали птиц. Давайте вспомним, как это происходило.

(просмотр слайдов)

6 Графический диктант

Нарисуй птицу по заданию.

От начальной точки 1 клетка влево,6 клеток вверх, 1 клетка вверх  на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок вправо,1 вправо, 1 вверх на уголок вправо,1 вверх на уголок вправо,1 вверх на уголок вправо,1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо,1 вверх на уголок вправо, 7 вверх, 11 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 3 вниз на один уголок вправо, 5 влево, 1 вниз на уголок влево, 10  вниз, 1 вниз на уголок влево, 1 вниз на уголок влево, 1 вниз на уголок влево, 1 вниз на уголок влево, 2 влево, 2 вправо, 6 вниз, 1 вправо

Должна получится цапля.

7. Динамическая пауза

Какая птица не спит по ночам? (сова)

Чем сова питается? (грызунами)

Поиграем в игру «Совушка и мышки»

Ведущий называет слово «день»: сова спит, а мышки бегают. Когда называется слово «ночь» мышки замирают, а сова обходит и того кто пошевелился, забирает к себе в нору.

8 Викторина «Не зевай, на вопросы отвечай» 

1.Почему дятла называют «помощником»

других птиц?

(Дятел раздалбливает кору деревьев и

облегчает другим птицам добычу пищи)

2.Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что она подкидывает свои яйца в чужие гнёзда, а выросшие кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда?

(Кукушка- единственная птица, которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых гусениц)

3.Какая основная причина перелёта птиц в жаркие страны?

(Отсутствие еды)

4.Какие птицы прилетают к нам первыми?

(Грачи)

5.Какие птицы прилетают последними?

(Ласточки)

6.У каких птиц есть ясли?

(Пингвины)

7.У каких яйца высиживает самец?

(Страусы)

8.Как называется самец вороны?

(Ворона

Ворон и вороны –это разные птицы)

9.В каком часу просыпается воробей?

(Позже всех, но всегда в одно и тоже время

5-6 часов утра)

10 Кого называют царём птиц?

(Орёл)

11. Какая птица самая большая в мире?

(Страус)

12 Какая самая маленькая в мире?

(Колибри

Размер её чуть больше шмеля, а вес не больше 2 граммов)

13 Какая птица летает выше всех?

(Орёл)

14. Какая птица быстрее всех летает?

(Стриж)

15 Какая птица может летать хвостом вперёд?

 (Колибри)

16 Какая птица лучше всех подражает другим птицам?

(Скворец)

17 Какие птицы ловят насекомых на лету?

(Ласточки и стрижи)

18 Какая птица является символом

 красоты, нежности и чистоты?

(Лебедь)

19 Какая птица считается хозяйкой ночного леса?

(Сова)

 20. У какой птицы самый длинный язык?

(У дятла

Особенностью этой птицы является

 необычно гибкий язык с зазубринами, как на рыболовном крючке.

 Он длинный, 20 см, покрытый клейкой слюной.

В «нерабочем» состоянии язык уложен гармошкой, а при кормлении высовывается из клюва на 10 см)

21. Какие птицы выстаивают

 своих птенцов, а не высиживают?

(Пингвины

Пингвин- папа стоит на морозе, держит на лапах яйцо с будущим детёнышем и не шелохнётся.

Даже не ест и не пьёт)

23 Какую птичку горняки берут в шахту?

Она хорошо чувствует не заметные для человека вредные газы. Однако, предупредив шахтёров об опасности, сама погибает

 (Канарейка)

24 Как поступают ласточки, если воробьи заняли их гнёзда?

 (Они замуровывают отверстие и запирают обидчиков в гнезде)

25. Что означает сорочья болтовня?

(Сигнал тревоги)

26. По какой причине клесты

 выводят птенцов зимой?

(К этому времени созревают семена

хвойных деревьев, их основной корм)

27. Любимое лакомство снегирей?

(Ягоды рябины)

28.Почему цапле дали такое имя?

Быстро хватает(цапает)

9.Рассказ воспитателя об аистах.

Гнездо аистов много лет тому назад свили птицы на столбе в г. Коммунаре. Все любовались и наблюдали за их жизнью. Каждую весну птицы прилетали вновь и вновь.

В прошлом году кто-то разорил их гнездо. Две птицы успели улететь, а третий, видимо раненый, долго летал над столбом и садился на то место, где было гнездо. Что будет этой весной? Не знаем!

Наше занятие мне хотелось бы продолжить стихотворением

«Просьба» Н.А. Заболоцкого.

 

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

10.Итог занятия.

Молодцы, отлично позанимались. Некоторые знания освежили, некоторые закрепили.

11. В качестве подарка за хорошую работу на занятии посмотрите видео о попугае Грише.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "В мире задач"

Решать задачи – это здорово, Неинтересен урок без задач. Задачи заставляют думать, Анализировать и рассуждать. Будем задачи сегодня решать. Складывать, делить, вычитать, умнож...

Конспект занятия "В мире профессий"

Педагог знакомит с такими замечательными профессиями, как социальный работник, агроном, много познавательного материала  и развивающих заданий. Занятие соответствует требованиям ФГОС....

Конспект занятия «Урок мира»

Цель занятия: Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру...

Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...

Конспект занятия "О зимующих птицах нашего края"

Цели:Познакомить детей с зимующими птицами  нашего края;Расширить знания о зимующих птицах;Воспитывать бережное  отношение к  природе....

Конспект занятия "Международный день птиц. Кто такие птицы?"

Цель: познакомить с птицами как одной из групп животных, организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц, познакомить с их разнообразием....

Конспект занятия по теме "Птицы"

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса...