Конспект классного часа "День снега" для 3-4 класс
классный час (3 класс)
Классный час носит познавательный характер, предназначен для 3-4 классов. Классный час посвящен зимнему явлению -снегу. Чтобы занятие прошло интересно используются стихи, загадки, игры, много практической части. Конечно, перед проведением классного часа, учителем проводится большая работа при подготовке. Например, для сценки учитель привлекает учащихся другого класса; была оказана родительская помощь. Несмотря на некоторые трудности в подготовке, классный час обязательно понравится вашим детям, т.к. в некоторых случаях они становятся активными участниками творческой и практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_snega.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа "День снега" для 3-4 класс
Классный час носит познавательный характер, предназначен для 3-4 классов. Классный час посвящен зимнему явлению -снегу. Чтобы занятие прошло интересно используются стихи, загадки, игры, много практической части. Конечно, перед проведением классного часа, учителем проводится большая работа при подготовке. Например, для сценки учитель привлекает учащихся другого класса; была оказана родительская помощь. Несмотря на некоторые трудности в подготовке, классный час обязательно понравится вашим детям, т.к. в некоторых случаях они становятся активными участниками творческой и практической деятельности.
Цель: расширить знания о снеге.
Задачи:
- познакомить с новым,необычным зимним праздником;
- расширить кругозор об одной зимней забаве -снеговике;
- развивать творческие способности,познавательные интересы учащихся.
Оборудование: предметные картинки, карточки для индивидуальной работы,пакетики с солью и сахаром,кусочки полиэтиленовой пленки,ватман с рисунком, детали для снеговика,ватные снежки,клей,карандаши.
Ход классного часа:
1. Организационная часть.
2.Вводная часть
1.Сообщение темы
Ребята, хочу наш класный час начать с разгадывания ребуса.
Прочитайте зашифрованное слово. Правильно – снег!
Снег кружится, снег ложится.
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
А знаете ли вы о том, что в календаре есть день, посвященный снегу. 22 января во всем мире отмечают День снега. Этот праздник совсем еще молодой, в этом году ему исполнилось 5лет. Родился он зимой 2012года по предложению Международной федерации лажного спорта. Второе название – Международный день зимних видов спорта.
2.Отгадывание загадок
Какие зимние виды спорта вы знаете? Загадки вам помогут их назвать.
1.Он на лыжах, но как птица,
Может в небе появиться.
Оттолкнётся и вперёд
Отправляется в полёт. Прыжки с трамплина.
2. И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто: .. Биатлон
3. Мчаться вниз по снежным склонам –
Очень мужественный спорт!
А поможет чемпионам
В этом спорте ...Сноуборд
4. По склону, спортсмены,
Быстрее трамвая,
Съезжают на лыжах
Флажки огибая. Слалом.
5. Посмотрите – вот герой,
Он летит вниз головой,
Животом на санках лёжа.
Страшно так, мороз по коже. Скелетон.
6. Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …хоккей
7. Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. Лыжные гонки.
8. На площадке ледяной
На площадке ледяной
Игроки метут метлой
И по льду гоняют камень.
Что за спорт здесь перед нами? керлинг
День снега отмечают не только северные страны, где снега традиционно много, но и бесснежные государства – Австралия, Новая Зеландия,Пакистан .Там для развлечений используют искусственный снег.
3. Основная часть
1.Вводная беседа
И. Бурсов
Посмотрите-ка, ребята,
Всё вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал белый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок –
Дед Мороз почистил зубы,
И рассыпал порошок.
Снег… Это белое чудо, подаренное нам самой природой. Он постоянно вызывает у нас восхищение.
Он летает белой стаей, и сверкает на лету. Он на солнышке румяный, под луною-голубой, он и белый, и лохматый,и, пушистый,как перо.
Снег всегда такой разный, но очаровательный и любимый. Не зря ему посвятили целый праздник!
А за окном пушистый белый снег —
Предвестник долгожданных перемен…
Он радует людей сегодня всех,
И мир становится вокруг светлей.
Ирина Самарина-Лабиринт
А что такое снег? Можно по - разному описать это зимнее явление природы - атмосферные осадки, состоящие из мелких кристаллов льда, которые опадают в виде хлопьев, клочков с облаков;
- рыхлый лед, который заменяет зимой дождь.
- сверкающие на солнце разноцветными бликами кристаллики замёрзшей воды, но при этом пушистые и мягкие,
обретшие красивую ажурную форму, если присмотреться поближе.
2. Разговор о снежинках
Отгадайте загадку
Эти звезды ледяные,
Сплошь резные, вырезные.
С неба в гости к нам летят,
Красотой своей манят.
Снежинка, как раз и есть это крохотный ледяной кристалл замысловатых уникальных форм. Снежинки всегда разные и неповторимые, но все они шестигранные. В природе нет двух одинаковых снежинок. Даже удивительно, какое богатое воображение у природы!
Даже была снежинка, которая попала в «Книгу рекордов Гиннеса» из-за своих размеров – 38см ширину и 20см толщиной. ( лентой-сантиметр визуально определяют размер снежинки).
Форма снежинок тоже бывает разной. Много лет назад в Москве выпал снег, состоящий из снежинок, размером с ладонь, похожих на ….страусиновые перья.
Физминутка
Не боимся мы пороши, любим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам. Снега хватит вам и нам!
3. Выполнение заданий
Мы с вами столько много знаем о снежинках, что вам будет легко выполнить следующие задания.(прим.задания на подготовленных карточках)
1. Снегопад, снегопад, снежинки в гости к нам спешат. Но вот беда, ветерок поиграл и все перемешал. Надо отыскать настоящие снежинки и закрасить их.
2. Будь внимателен, дружок, Отыщи двух снежинок-близнецов.
4. Продолжение беседы о снеге
Можно часами наблюдать из окна как падает на землю снег, как кружиться, подхваченный ветерком, словно в танце. Снег не может надоесть!
Снег хрустит под ногами,
Вдаль уходят следы.
Я топчу сапогами
Покрывало зимы.
Почему снег хрустит при ходьбе? Основная причина – шум от раздавливаемых кристалликов-снежинок. Характер хруста зависит от температуры. Чем сильнее мороз - тем громче звук.
Скрип, похожий на хруст снега, можно получить, если сжимать смешанные соль и сахар.
5. Проведение опыта
1. Давайте проверим это – перед вами лежат пакетики, возьмите их в руки и помните. (прим. в пакетики насыпана соль и сахар, достаточно одного на парту; во время опыта в классе должна стоять тишина, чтобы дети смогли услышать характерный звук). Что вы слышите?
Раньше этот прием довольно часто использовали при озвучивании фильмов и в театральных постановках.
6.Интересный факт
В стихотворениях, рассказах мы часто слышим:
Землю всю укрыло
Покрывало снежное, нежное…
А вот на Крайнем Севере снег бывает настолько твердым, что топор при ударе по нему звенит, словно ударили по железу.
7. Отчего снег белый…
Мы привыкли к тому, что снег белого цвета. А вы знаете почему? Снег состоит из снежинок. Отдельная снежинка прозрачная, ведь она ледяная. Но когда их много,они падают друг на друга, ложатся слоями. А уже вместе становятся белыми.
Работа в парах.
Давайте проверим это научное объяснение. Поможет нам обыкновенная прозрачная пленка. У каждого из вас лежат кусочки пленки - снежинки.
Каждый из вас берет по очереди кусочек пленочки и по очереди ложит на предыдущий кусочек. Так делаете до тех пор, пока кусочков не останется. Что вы заметили? Кусочки кажутся белыми. Что и требовалось доказать!
8. Прослушивание сказки
Пришло время сказки. Послушайте, как сказка объясняет «Почему снег белый»
Давным-давно, когда еще ни тебя, ни меня не было, создал умный бог Оне-нга тундру. Расстелилась она, словно оленья шкура, разными цветами переливается — где море голубое холодное, где леса зеленые, где проталины в снегу, словно дыры в шкуре у быка.
А самый главный цвет в тундре — белый. Создал бог снег, и создал его белым, сверкающим. Да вот только не нравится снегу его цвет — все хотел он с кем-то поменяться.
Отправился как-то снег в гости к лесу — взвилась в небо вьюга, пляшет снег в воздухе. Спрашивает у леса: -Давай поменяемся цветами, лес? Станешь ты белым да искристым, а я — зеленым да коричневым. Согласился тогда лес, оделся в белое, а снег зеленым стал да на землю выпал. Вышли утром зайцы- беляки из нор своих — не спрятаться им уже в снегу, любой охотник сразу найдет их. Жалуются северные животные снегу, не хотят видеть его зеленым.
Отправился тогда снег к морю необъятному. Стало оно зимой холодным да черным. Спрашивает тогда снег у моря: - Море, я хочу быть темным, как ты! Давай меняться. Согласилось тогда море, и стал снег иссиня-черным, выпал на землю. Утром выходят охотники из чумов — темно на улице из-за черного снега, следов оленьих не видно. Как теперь тут охотиться. Пожаловались охотники снегу, не хотят видеть его черным.
Взвился снег в воздух метелью, закружился, да полетел к сиянию северному. И у него попросил цветом поменяться, да стал на время ярким да цветным. Красивым получился снег, да только от обилия красок не было видно на нем ничего. Опечалились зверьки да птицы, загоревали .
Ничего не осталось тогда снегу, и стал он снова белым. Тут уж все были довольны. Зайцы да мышки прятались в нем, охотники — следы различали, дети играли со снегом. А старые ненцы эту историю запомнили да мне рассказали.
9.Продолжение беседы
Всюду снег, в снегу дома
Привезла его зима.
А вы когда-нибудь задавали вопрос – почему снег бывает только зимой. Правильно!
Для снега нужен холод.
– Кто зимою трудится,
Делает нам снег?
– Я! – ответил Мороз,
И схватил меня,
За нос!
Водяной пар (вода под воздействием солнца испаряется с озер, море, океанов и т.д.) поднимаясь вверх, замерзает от низкой температуры воздуха, превращается в маленькие и тонкие кристаллики. Они легко летают в воздухе, благодаря ветру соединяются и образуют снежинки. Вес их увеличивается, воздушные потоки уже не могут удержать их, и они падают на землю. И мы радуемся снегу!
Физминутка
(прим. Учащиеся под песню «Снег-снежок» (автор Е.Макшанцева) выполняют различные упражнения, движения)
10.Сценка
Ребята, а помните сказку «Мороз Иванович»? Какую диковинку он показал рукодольнице у себя в спальне (под снежной периной пробивалась зеленая травка). Почему Мороз Иванович так сделал, как он объяснил это девочке?
Да, снег не только приносит радость людям, но и пользу животным и растениям.
Сейчас вам ребята 6класса покажут сценку «Зачем зимой снег»
Учитель: Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило — ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал:
Заяц. Ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег!
Учитель:.Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распустил и зачастил-забормотал:
Т е т е р е в . Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?
Заяц. Ой, кто это?
Т е т е р е в. Не бойся, это я — тетерев-черныш-шш. Кого это ты ругаешь? Кого честишь?
Заяц. Кого-кого? (Тряхнул ушами косой.) Да снег! Куда ни побегу — следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или — тьфу, чтобы не сглазить! — волк. И кто этот окаянный снег выдумал?
Т е т е р е в . Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег — это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы — кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка.
Заяц. Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно штука вредная!
Т е т е р е в . Очень даже полезная (взъерошился).
Заяц. Нет, вредная!
Тетерев. Полезная!
Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить!
Т е т е р е в . Давай, а на что?
Заяц. А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, бесхвостым, смеяться.
Т е т е р е в . Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не отпираться.
Учитель: Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь — Мышка.
Т е т е р е в . Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?
Мышка. Хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попадается, и семян разных полно.
Т е т е р е в . Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост!
Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.
Учитель: И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом. Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые замело, а в них — запасы желудей. Одно спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва отыщешь, едва поклюешь — опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки. Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна красна пришла. Ручьи зажурчали.
Птицы (поют). Как хорошо, что снега было много. Смотрите, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод.
Пшеница (шепчет). Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-землю живой водой! Вырастем мы густые-прегустые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю!
Учитель: Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался — ничего не поделаешь — проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то, ни се, так себе, не хвост — культяпка.
11. Игра с пословицами
Любят и ценят люди снег. Существует много пословиц и поговорок об этом явлении зимы.
Поиграем в Снежки. Я кидаю вам снежок и называю начало пословицы, вы находите ее продолжение и возвращаете снежок обратно. (прим. вторая часть пословицы на доске, дается время,чтобы дети ознакомились с написанным и тогда игра пройдет быстро и интересно)
1часть | 2часть |
Много снегу — много хлеба, | много воды — много травы. |
Снега надует — хлеба прибудет; | вода разольется — сена наберется. |
Снег глубок — | год хорош. |
Одержишь снег на полях зимой — | будешь с хлебом осенью. |
Снег холодный, | а от стужи укрывает. |
Больше снега на полях — | больше хлеба в закромах. |
Снег земле-кормилице — | теплый кожух. |
12. Зимние заклички
Раньше, чтобы снега выпало много, в начале зимы наши бабушки, прабабушки выходили на улицу и пели заклички на снег. Заклички – это коротенькие песенки, в которых обращаются к разным природным объектам или явлениям.
Падай, падай, белый снег,
Радуй, радуй всюду всех,
Падай, падай на село,
На гусиное крыло
Поле белым укрывай,
Будет летом каравай
Если долго не ложился снег, то посаженные под зиму растения могли замерзнуть. Значит, нужно было снова выходить в поле и звать зиму:
Приди зима, намети снега!
А вы, люди, знайте, сани снаряжайте,
Зиму встречайте, мороз величайте!
С глубокими снегами, с долгими вечерами!
13.Снежные ангелы
Ну а сейчас мне нужен помощник, я буду читать задание, а он его выполнять. Все что необходимо, лежит у меня на столе, большая просьба, в классе должна стоять тишина. ( прим. На ватмане нарисован незаконченный снеговик. Ребенок по ходу прочтения загадки прикрепляет к нему нужные детали, в конце работы называется отгадка.
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему,
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – снеговик.
Снеговик или снежная баба - простая снежная скульптура. Лепка снеговика – любимое занятие детей и взрослых.
А вы знаете, что в древние времена их считали ангелами, сошедших с небес, которые доносят до Бога просьбу и мечты людей. Поэтому, как только снеговик был готов, люди тихонько шептали ему свое заветное желание, а потом ждали и верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится. А для того, чтобы снеговик мог взлететь на небо, в его руку вставляли метлу.
Кстати, снежные бабы – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что снегами и метелями повелевают духи женского пола.
Снеговика лепили всегда рядом с домом, иногда щедро украшали гирляндами, на шею вешали шарфик. Обязательным были морковка в носу – для духов посылающих урожай, перевернутое ведро на голове – символ достатка в доме.
14.Рекорды.
По всему миру ставят рекорды по лепке снеговиков.
Один из самых больших снеговиков 37 метров высотой и более 6000 т весом вылепили в американском городе Бетел. В 2013 году в Москве был создан самый высокий снеговик в России, официально зафиксированная высота 9 метров 40 сантиметров.
4.Подведение итогов.
К сожалению, классный час подошел к концу. Чему он был посвящен? Почему мы так много говорили о снеге? Что вам понравилось? Что нового узнали?
5.Рефлексия
Перед вами лежат снежинки белая и голубая. Если вам занятие понравилось,приклейте на доску белую снежинку,если нет – голубую. Спасибо, ребята,вы молодцы, хорошо работали на классном часу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа для учащихся 4 класса « Дорогою добра…»
Качество это серьезное, Главное, важное.То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийти вновь и вновь.Это качествоВ сердце у многих...
Конспект классного часа для учащихся 4 класса «Всех нужнее и добрее в этом мире доброта"
Внеклассное мероприятие о доброте....
Конспект классного часа для учащихся 4 класса «Всех нужнее и добрее в этом мире доброта"
Внеклассное мероприятие о доброте....
Конспект классного часа "Моя семья", 4 класс
Конспект классного часа "Моя семья", 4 класс...
Конспект классного часа для обучающихся 4 класса " Все профессии нужны - все профессии важны"
Данный конспект преднозначен для обучающихся 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида. Содержит презентацию, знакомит с миром профессий, занимательный материал....
Конспект классного часа. Тема: "Дружба" 1 класс + презентация
конспект занятия на тему "дружба"занятие проводилось в 1 классе...
Конспект классного часа "День Победы" 2 класс
Тема классного часа: «День Победы» Планируемые результаты: ü Личностные: познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ...