Программа "Музейный Петербург"
методическая разработка
Цель внедрения данной программы в деятельность образовательного учреждения – воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свой город, бережного отношения к его наследию, сопричастности к судьбе Санкт-Петербурга, пробуждение желания созидать доброе и прекрасное на основе изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Новизна программы состоит в постепенном погружении младших школьников в мир города. Знания о его истории и культуре учащиеся получают в основном через практические действия, в играх, т.е. теми методами, которые для детей данного возраста наиболее эффективны.
Главной задачей является создание условий для достижения максимального обучающего, воспитательного и развивающего эффектов данной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzeynyy_peterburg.docx | 54.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей №369
Красносельского района Санкт-Петербурга
Программа
«Музейный Петербург»
Возраст учащихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Объём реализации: 144 часа (1-ый год – 72 ч
2 –ой год – 72 ч)
Автор-составитель: Дарьина Диана Витальевна
Санкт-Петербург
2017
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………….3 стр
2. Учебно-тематический план……………………………………..6 стр
3. Содержание программы………………………………………...12 стр
4. Методическое и материально-техническое обеспечение…...21 стр
5. Список литературы……………………………………………...22 стр
I. Пояснительная записка
Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.
В настоящее время дополнительное образование призвано помочь решить задачу воспитания петербуржца XXI века, человека творческого, гуманного, интеллектуально развитого. Для подрастающего поколения культурное и духовное богатство нашего города открывается во всём объёме человеческих достижений. Город создавали гениальные архитекторы, украшали замечательные скульпторы и художники, воспевали великие писатели и поэты, в нём творили выдающиеся учёные. Благодаря этим людям родились и стали известны во всём мире такие понятия как петербургская культура, петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь. Петербуржцы всегда хранили и передавали культурно-исторические традиции новому поколению.
Актуальность программы состоит в том, что она носит опережающий характер по сравнению с общеобразовательным курсом истории и культуры Санкт-Петербурга, а её тематика предусматривает подготовку учащихся к школьным и районным играм-конкурсам по истории города.
Программа имеет культурологическую направленность дополнительного образования детей, она предполагает теоретические и практические занятия, экскурсии по городу, посещение музеев, садов и парков города.
Педагогическая целесообразность:
- включение регионального компонента в образовательный процесс;
- акцентирование внимания на самостоятельной деятельности учащихся по изучению истории города и своего родного края, не ограниченной рамками образовательного процесса;
- помощь детям из отдалённых микрорайонов Санкт-Петербурга самостоятельно ориентироваться в пространстве центральной части города;
- опыт общения учащихся со сверстниками из других школ во время проведения районных игр-конкурсов.
Цель образовательной программы – воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению истории родного города, гордости за свой город, бережного отношения к его наследию, чувства сопричастности к тому, что в нём происходит.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- познакомить с историческими и культурными особенностями разных периодов развития города; познакомить с историческими местами, памятниками архитектуры и скульптуры города;
- создать условия для воспитания чувства любви и уважения к родному краю, гордости за свой город; содействовать воспитанию чувства ответственности за сохранение и развитие культурного наследия города через социально-значимую деятельность.
- расширить и поддерживать познавательный интерес учащихся к прошлому и настоящему нашего города и края; развить умение самостоятельно работать с разнообразными информационными источниками.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы, - 7-9лет.
Срок реализации программы – 2 года (72 + 72 часа).
Режим занятий.
Программа предусматривает два часа занятий в неделю и две экскурсии в течение года.
Формы занятий.
Занятия сочетают в себе двигательную активность и возможность самостоятельной работы. Они разнообразны по форме – это лекции, беседы, демонстрация фотографий, мультимедийных презентаций и видеоматериалов, экскурсии, творческие работы, игры и экспромты.
Ожидаемые результаты и способы их определения.
По итогам освоения программы учащиеся овладевают системой знаний: об этапах строительства города, об основных достопримечательностях, о значении личностей в истории.
Учащиеся осваивают следующие способы деятельности: работу с картой города, умение пользоваться литературой по заданной теме, описание впечатлений об экскурсии.
Всё приобретённые знания и навыки определяются в процессе обучения регулярными опросами, тестированием, конкурсами, творческими заданиями.
Формы подведения итогов реализации программы:
- игры, викторины;
- выставки творческих работ.
II. Учебно-тематический план.
1-ый год обучения
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее |
Раздел I. МЫ И НАШ ГОРОД.
1. | Мир города. | - | 2 | 2 |
2. | Петербург и петербуржцы. | 1 | 1 | 2 |
3. | Транспорт. Мы – пешеходы. Мы – пассажиры. | - | 2 | 2 |
4. | Санкт-Петербург - город музеев. | 2 | - | 2 |
5. | Санкт-Петербург – город театров. | 1 | 1 | 2 |
6. | Экскурсия в музей. | - | 4 | 4 |
Раздел II. «ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН…»
7. | Образ Петра I. | 1 | 1 | 2 |
8. | Город у воды. | 1 | 1 | 2 |
9. | Город на островах. Заячий остров. | 1 | 1 | 2 |
10. | Петропавловская крепость – сердце города. | 1 | 1 | 2 |
11. | Экскурсия в Петропавловскую крепость. | - | 4 | 4 |
Раздел III. БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
12. | Домик Петра I. | 1 | 1 | 2 |
13. | Васильевский остров. | 1 | 1 | 2 |
14. | Стрелка Васильевского острова. | 1 | 1 | 2 |
15. | Шпили над городом. Адмиралтейские верфи. | 1 | 1 | 2 |
16. | Невский проспект. | 1 | 1 | 2 |
17. | Летний сад. | 1 | 1 | 2 |
18. | Скульптуры летнего сада. | - | 2 | 2 |
19. | Главная площадь города. Зимний дворец. | 2 | - | 2 |
20. | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | - | 2 | 2 |
21. | Экскурсия в Эрмитаж. | - | 4 | 4 |
22. | Река Мойка. | 1 | 1 | 2 |
23. | Канал Грибоедова. | 2 | - | 2 |
24. | Река Фонтанка. | 1 | 1 | 2 |
25. | Путешествие Конька-Горбунка (конные скульптуры). | 1 | 1 | 2 |
26. | Храмы города. | 2 | - | 2 |
27. | Экскурсия в Исаакиевский собор | - | 4 | 4 |
28. | Символы города. | 1 | 1 | 2 |
29. | Обобщающее занятие (викторина). | - | 2 | 2 |
30. | Игра-путешествие «Любимый город». | - | 2 | 2 |
31. | Обобщающая экскурсия «Блистательный Санкт-Петербург». | - | 4 | 4 |
Итого: | 24 | 48 | 72 |
2-ой год обучения
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее |
Раздел I. МЫ И НАШ ГОРОД.
1. | Вводное занятие «Наш Петербург». | - | 2 | 2 |
2. | Летний сад. Летний дворец Петра I. | 2 | 2 | 4 |
3. | Площади города. Площадь Искусств. | 2 | 2 | 4 |
4. | Площади города. Сенатская площадь. | 2 | 2 | 4 |
5. | Площади города. Исаакиевская площадь. | 2 | 2 | 4 |
6. | Михайловский замок Павла I. | 1 | 1 | 2 |
7. | Экскурсия в Русский музей. | - | 4 | 4 |
8. | Обобщающее занятие по теме (игра-путешествие). | - | 2 | 2 |
Раздел II. «ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН…»
9. | Жители невских берегов | 1 | 1 | 2 |
10. | Из истории приневских земель. | - | 2 | 2 |
11. | Невские крепости. Кронштадт. | 2 | 2 | 4 |
12. | Обзорная экскурсия по городу. | - | 4 | 4 |
13. | Обобщающее занятие по теме (викторина) | - | 2 | 2 |
Раздел III. БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
14. | Храмы Санкт-Петербурга. Казанский собор. | 2 | - | 2 |
15. | Храмы Санкт-Петербурга. Храм Воскресения Христова «Спас на крови». | 2 | 2 | 4 |
16. | Александро-Невская лавра. | 1 | 1 | 2 |
17. | Иноверческие храмы. | 2 | - | 2 |
18. | Экскурсия в Александро-Невскую лавру. | - | 4 | 4 |
19. | Герои мифов в скульптуре и архитектуре города. | 2 | 2 | 4 |
20. | Мифические животные в скульптуре. | 2 | 2 | 4 |
21. | Памятники животным. | 1 | 1 | 2 |
22. | Экскурсия «Львы стерегут город». | - | 4 | 4 |
23. | Обобщающее занятие (выставка работ). | - | 2 | 2 |
24. | Игра «Что? Где? Когда?» | - | 2 | 2 |
Итого: | 24 | 48 | 72 |
III. Содержание программы.
1-ый год обучения
Раздел I. Мы и наш город.
Тема 1. Мир города.
Практическое занятие: Сравнение картин сельской и городской жизни, Составление схемы «Мой путь из школы домой».
Тема 2. Петербург и петербуржцы.
Теоретическое занятие: Жители нашего города – петербуржцы, петербуржцы любят, берегут, изучают свой родной город, профессии жителей нашего города, крупные предприятия Петербурга.
Практическое занятие: Отгадывание загадок о профессиях людей.
Тема 3. Транспорт. Мы – пешеходы. Мы – пассажиры.
Практическое занятие: Игра «Светофор».
Тема 4. Санкт-Петербург – город музеев.
Теоретическое занятие: Музы – богини, покровительствующие творцам, учёным. Кунсткамера – первый музей в России. Эрмитаж – самый большой музей. Музейные экспонаты. Музеи Васильевского острова.
Тема 5. Санкт-Петербург – город театров.
Теоретическое занятие: Первые театры. Виды театров: детские (кукольные, ТЮЗ, театр зверей), драматические, музыкальные. Театральные профессии. Части здания театра.
Практическое занятие: просмотр и обсуждение презентации «Театральные профессии».
Тема 6. Экскурсия в музей.
Раздел II. «Здесь будет город заложён…»
Тема 7. Образ Петра I.
Теоретическое занятие: Детские годы Петра I, любимые игры и занятия. Путь на российский престол. Пётр I – создатель Русского флота. Санкт-Петербург – град Петра.
Практическое занятие: Рассматривание книг о Петре I, чтение отрывков.
Тема 8. Город у воды.
Теоретическое занятие: Географическое положение Санкт-Петербурга. Река Нева (исток, устье, приток, рукав, дельта, русло). Стратегически важное значение расположения города.
Практическое занятие: Работа с картой Санкт-Петербурга и области.
Тема 9. Город на островах. Заячий остров.
Теоретическое занятие: Начало строительства крепости на Заячьем острове. Самый большой остров – Васильевский. Причины сокращения количества островов в городе.
Практическое занятие: Работа с картой Санкт-Петербурга.
Тема 10. Петропавловская крепость – сердце города.
Теоретическое занятие: Даты, причины, этапы строительства крепости. Доменико Трезини – первый архитектор города. Устройство крепости. Жизнь в крепости.
Практическое занятие: Трафарет «Петропавловская крепость».
Тема 11. Экскурсия в Петропавловскую крепость.
Раздел III. Блистательный Санкт-Петербург.
Тема 12. Домик Петра I.
Теоретическое занятие: Домик Петра I на Городском острове – первое жилое здание в Санкт-Петербурге. Его устройство и особенности.
Практическое занятие: Рисунок «Домик Петра».
Тема 13. Васильевский остров.
Теоретическое занятие: Васильевский остров – самый большой из островов. Строительство порта.
Практическое занятие: Работа с картой-схемой центральной части города..
Тема 14. Стрелка Васильевского острова.
Теоретическое занятие: Что такое стрелка? Понятие ансамбля в архитектуре. Биржа, пакгаузы, Ростральные колонны, набережная, сквер.
Практическое занятие: Работа с трафаретами элементов ансамбля.
Тема 15. Шпили над городом. Адмиралтейские верфи.
Теоретическое занятие: Здания со шпилями – Петропавловский собор и Адмиралтейство. Адмиралтейство – крепость и верфь. Кораблик на шпиле Адмиралтейства – символ города.
Практическое занятие: Разгадывание ребусов.
Тема 16. Невский проспект.
Теоретическое занятие: Невский проспект – главная улица города. Транспорт. Достопримечательности и мосты на Невском проспекте.
Практическое занятие: Просмотр видеофильма о Невском проспекте.
Тема 16. Невский трезубец.
Теоретическое занятие: Вознесенский проспект, гороховая улица, Невский проспект – три луча Невского трезубца. Водные магистрали, их пересекающие.
Практическое занятие: Разгадывание ребусов. Путешествие по карте города.
Тема 17. Летний сад.
Теоретическое занятие: Летний сад – место отдыха горожан. Роль Петра I в создании сада. Решётка Летнего сада – один из символов Санкт-Петербурга.
Практическое занятие: Создание своего проекта сада.
Тема 18. Скульптуры летнего сада.
Практическое занятие: просмотр и обсуждение видеофильма «Скульптуры Летнего сада».
Тема 19. Главная площадь города. Зимний дворец.
Теоретическое занятие: Роль городской площади в петровскую эпоху и в современном городе. Происхождение названия. Франчеко Бартоломео Растрелли – первый архитектор Зимнего дворца. Украшения дворца: колонны, скульптуры, статуи, маски, пилястры. Зимний дворец – памятник истории и культуры.
Тема 20. Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.
Практическое занятие: Просмотр и обсуждение видеофильма об Эрмитаже.
Тема 21. Экскурсия в Эрмитаж.
Тема 22. Река Мойка.
Теоретическое занятие. «Цветные» мосты через Мойку. Синий мост – самый широкий мост Петербурга. Дом-музей А.С.Пушкина на набережной Мойки.
Практическое занятие: Создание эскизов узоров решёток набережной
Тема 23. Канал Грибоедова.
Теоретическое занятие: История названия (ранее Екатерининский). Грифоны на Банковском мосту. Дом книги. Казанский собор. Храм Спас на крови.
Тема 24. Река Фонтанка.
Теоретическое занятие: Происхождение названия. Сфинксы на Египетском мосту. Конные скульптуры Клодта на Аничковом мосту.
Практическое занятие: Игра «Ожившие скульптуры».
Тема 25. Путешествие Конька-Горбунка (конные скульптуры).
Теоретическое занятие: Скульптуры на Аничковом мосту, на Арке Главного штаба, «Медный всадник».
Практическое занятие: Разгадывание ребусов.
Тема 26. Храмы города.
Теоретическое занятие: Санкт-Петербург – город уважительного отношения к людям разного вероисповедания. Костёл, мечеть, синагога. Православные храмы. Их отличительные особенности.
Тема 27. Экскурсия в Исаакиевский собор.
Тема 28. Символы города.
Теоретическое занятие: Герб, флаг, гимн – официальные символы города.
Значение символов Санкт-Петербурга.
Практическое занятие: Конструирование герба Санкт-Петербурга.
.
Тема 29. Обобщающее занятие (викторина).
Тема 30. Игра-путешествие «Любимый город».
Тема 31. Обобщающая экскурсия «Блистательный Санкт-Петербург».
2-ой год обучения.
Раздел I. Мы и наш город.
Тема 1. Вводное занятие «Наш Петербург»
Практическое занятие: Конкурс знатоков.
Тема 2. Летний сад. Летний дворец Петра I.
Теоретическое занятие: История создания Летнего сада, утраченные при наводнении сооружения сада, ассамблеи в Летнем саду, Летний дворец Петра I.
Практическое занятие: Просмотр и обсуждение в/ф о Летнем саде.
Тема 3. Площади города. Площадь Искусств.
Теоретическое занятие: Архитектор Карл Иванович Росси, Михайловский дворец, Русский музей, Михайловский театр, памятник А.С.Пушкину.
Практическое занятие: Разгадывание кроссворда, викторина «Виды искусства».
Тема 4. Площади города. Сенатская площадь.
Теоретическое занятие: Из истории названий площади, здания Сената и Синода, памятник Петру I, история его создания.
Практическое занятие: Просмотр отрывков из кинофильма «Звезда пленительного счастья», чтение и обсуждение воспоминаний очевидцев событий.
Тема 5. Площади города. Исаакиевская площадь.
Теоретическое занятие: Огюст Монферран, Исаакиевский собор, история строительства, Мариинский дворец, памятник Николаю I.
Практическое занятие: Конкурс рисунков «Городская площадь.
Тема 6. Михайловский замок Павла I.
Теоретическое занятие: Из истории дворца, Памятник Александру III, памятник Петру I.
Практическое занятие: игра «Построй замок».
Тема 7. Экскурсия в Русский музей.
Тема 8. Обобщающее занятие по теме.
Практическое занятие: Игра-путешествие.
Раздел II. Здесь будет город заложён.
Тема 9. Жители невских берегов.
Теоретическое занятие: Северные племена, населявшие территорию, их обычаи, уклад жизни, торговый путь «из варяг в греки».
Практическое занятие: Рисунок «Занятия наших предков».
Тема 10. Из истории приневских земель.
Практическое занятие: просмотр и обсуждение в/ф «Александр Невский»
Тема 11. Невские крепости. Кронштадт.
Теоретическое занятие: Северная война, крепости Нотебург, Ниеншанц, Кроншлот – Кронштадт, Иоанн Кронштадский, Морской собор.
Практическое занятие: Рисунки «Гербы морских городов», герб Кронштадта.
Тема 12. Обзорная экскурсия по городу.
Тема 13. Обобщающее занятие по теме.
Практическое занятие: Викторина «Крепости на невских берегах».
Раздел III. Блистательный Санкт-Петербург.
Тема 14. Храмы Санкт-Петербурга. Казанский собор.
Теоретическое занятие: А.Н.Воронихин, колоннада собора, памятник воинской славы, музейное прошлое собора.
Тема 15. Храмы Санкт-Петербурга. Храм Воскресения Христова «Спас на крови».
Теоретическое занятие: трагическая гибель императора Александра II, традиции старинных русских церквей в проекте храма, музей русской мозаики.
Практическое занятие: Изготовление мозаичного панно.
Тема 16. Александро-Невская лавра.
Теоретическое занятие: Александро-Невский монастырь, первые постройки, Благовещенская церковь, Троицкий собор, некрополь.
Практическое занятие: Работа с картой, составление плана.
Тема 17. Иноверческие храмы.
Теоретическое занятие: Соборная мечеть, Буддийский храм, Большая хоральная синагога, Лютеранская церковь святых Петра и Павла.
Тема 18. Экскурсия в Александро-Невскую лавру.
Тема 19. Герои мифов в скульптуре и архитектуре города.
Теоретическое занятие: атланты и кариатиды, гермы, древнегреческие герои.
Практическое занятие: Чтение и обсуждение мифов Древней Греции.
Тема 20. Мифические животные в скульптуре.
Теоретическое занятие: Древние сфинксы, сфинксы у Египетского моста, сфинкс Михаила Шемякина, грифоны, ши-цзы.
Практическое занятие: Творческая работа «Создай свой миф».
Тема 21. Памятники животным.
Теоретическое занятие: «Укротители коней» на Фонтанке, Львиный мостик, сторожевые львы, памятник собаке и другие животные.
Практическое занятие: Игра «Угадай животное».
Тема 22. Экскурсия «Львы стерегут город».
Тема 23. Обобщающее занятие (выставка творческих работ).
Тема 24. Игра «Что? Где? Когда?».
Прогнозируемые результаты.
В результате обучения учащиеся приобретают:
- Знания об истории рождения нашего города , о роли Петра I в его создании, об архитектуре эпохи Петра I, быте, искусстве, о традициях, заложенных основателем города.
- Умения работать с картой города, различать постройки Петровской эпохи.
- Навыки ориентироваться в пространстве центральной части города по основным зданиям-доминантам, изученным по программе.
IV. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Раздел | Форма занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Мы и наш город. |
презентации;
|
|
|
|
«Здесь будет город заложён…» |
научно- популярной литературы;
|
|
|
|
Блистательный Санкт-Петербург |
|
|
|
|
VI. Список литературы.
Для педагагов.
- Библиотека Петербургского учителя. Махинько Л.Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа краеведческого курса для 5-9 классов. – СПб; 1998.
- Бунатян Г.Г. Петербург за 3 дня. Путеводитель. – СПб; «Паритет», 2006.
- Буренина М. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб; Издательский дом «ЛИТЕРА», 2002.
- Даринский А.В. История города Санкт-Петербурга/1703-1917/. – СПб; ЭКАМ, 1995.
- Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. – СПб; ЭКАМ, 1996.
- Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. – СПб; «ПАРИТЕТ», 2002.
Для учащихся.
- ЕрмолаеваЛ.К., Лебедева И.М. Здесь будет город… - СПб; 1995.
- Заварихин С.П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. – СПб; 1996.
- Нестеров В.А. Знаешь ли ты свой город? – СПб; 1997.
- Платунов А.М. Так строился Петербург. – СПб; 1997.
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Санкт-Петербургу. – СПб; «Паритет», 2005.
- Ефимовский Е.С. Любимый город С.-Петербург. Азбука в стихих и картинках. – СПб; 2004.
Информационная карта
Район - Красносельский ОДОД ГБОУ лицей №369 |
Направленность программы – культурологическая |
Наименование программы – «Музейный Петербург» Вид программы – модифицированная Уровень освоения – общекультурный Срок освоения – 2 года Возраст учащихся – 7-9 лет Год разработки – 2017 Дата утверждения – мая 2017 г. |
Ф.И.О. автора-составителя – Дарьина Диана Витальевна Образование – высшее, ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990 г. Специальность – педагогика и методика начального обучения Квалификация – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, воспитательГПД высшей квалификационной категории |
Краткая аннотация программы:
Цель внедрения данной программы в деятельность образовательного учреждения – воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свой город, бережного отношения к его наследию, сопричастности к судьбе Санкт-Петербурга, пробуждение желания созидать доброе и прекрасное на основе изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Новизна программы состоит в постепенном погружении младших школьников в мир города. Знания о его истории и культуре учащиеся получают в основном через практические действия, в играх, т.е. теми методами, которые для детей данного возраста наиболее эффективны.
Главной задачей является создание условий для достижения максимального обучающего, воспитательного и развивающего эффектов данной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".
Этот материал можно использовать на уроке по истории города в 3 классе "История наводнений и пожаров в Петербурге"....
Презентация урока-путешествия "Из Петербурга в Петербург" 4кл.
Презентация к уроку окружающего мира 4 кл. ОМК "Школа России"...
Презентация по истории Санкт-Петербурга "Скульптуры животных в Петербурге"
В данной презентации содержится краткое описание и фотографии некоторых скульптур животных в Санкт-Петербурге....
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...