Сценарии мероприятий
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Артман Светлана Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Сценарий Урока мужества «Расстрелянный остров»

Цель:

- познакомить детей с историей острова Даманский и с событиями которые      

  произошли на нем  5 и 15 марта в 1969 году;

- рассказать о мужестве и героизме советских солдат при защите границ нашей    

  страны;

- воспитать чувства любви к Родине и уважения к подвигу участников Даманских        

  событий.

Задачи:

- способствовать  развитию патриотических чувств учащихся;

- формировать чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины;

- развивать чувство любви и преданности своему Отечеству.

Оборудование:

-  фотографии

-  книжная выставка

-  документальный фильм «Остров Даманский»

-  статьи из газет

-  технические средства обучения: 
-  компьютер; 
-  проектор; 
-  музыкальный центр;

               Ход урока

Учитель:

Пролетели года, как с деревьев осенние листья,

И уже седина серебрит наши головы, друг.

Но порою ночами далекая молодость снится,

И тревогой опять наполняется грудь!

Вспоминаем «Даманский» и черную тень,

Что с китайского берега к нам пролегла,

Вспоминаем заснеженный мартовский день –

День, когда взорвалась над Уссури Весна!

Вспоминаем свист пуль и разрывы гранат,

Вспоминаем ушедших в легенду ребят,

Вспоминаем гром наших гвардейских «Катюш»

И победы ликующий радостный туш!

Так чего же, солдат, затуманился взор?

Отчего же, мой друг, подступила слеза?

Оттого, что Даманский вспомнился вновь

И ребята, которых забыть нам нельзя!

Учитель:

- Кому посвящено это стихотворение? (ответы детей)

- Где происходило событие о котором говорится в стихотворении ? (ответы детей)

Ученик: 

      Остров Даманский находился на реке Уссури.  В конце 60-х годов территориально относился к Пожарскому району Приморского края, граничившему с китайской провинцией Хэйлунцзян. Удаление острова от советского берега было около 500 м, от китайского — порядка 300 м. С юга на север Даманский вытянут на 1500-1800 м, а его ширина достигает 600-700 м. Реальные размеры острова сильно зависят от времени года и уровня паводковых вод. 

       Китайское название острова – Чженьбао, русское же имя он получил в 1888 году во время изысканий для прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали. Инженер-путеец Станислав Даманский погиб в этих местах во время

бури, переправляясь на лодке через Уссури. Его тело нашли возле «безымянного» острова, которому и дали имя погибшего «Даманский».  

Ученик:

       С начала 1960-х годов обстановка в районе острова накалялась. По заявлениям советской стороны, группы гражданских лиц и военнослужащих Китая  стали систематически нарушать пограничный режим и выходить на советскую территорию, откуда всякий раз выдворялись пограничниками без применения оружия. Поначалу на территорию СССР по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью: покосами и выпасом скота, заявляя, что находятся на китайской территории. Число таких провокаций резко возросло: в 1960 году их было 100, в 1962-м — более 5000. Затем стали совершаться нападения китайцев  на пограничные патрули. Счёт подобным событиям шёл на тысячи, в каждом из них были задействованы до нескольких сотен человек. 

Ученик:

     Герой Советского Союза Юрий Бабанский, служивший в год конфликта на погранзаставе в звании младшего сержанта, вспоминал: «…в феврале неожиданно получил назначение на должность командира отделения заставы, начальником которой был старший лейтенант Иван Стрельников. Прихожу на заставу, а там, кроме повара, никого нет. „Все, — говорит, — на берегу, с китайцами дерутся“. Я, конечно, автомат на плечо — и к Уссури. А там и в самом деле драка. Китайские пограничники перешли Уссури по льду и вторглись на нашу территорию. Вот Стрельников и поднял заставу „в ружьё“. Наши-то парни и повыше, и поздоровее были. Но и китайцы не лыком шиты — ловкие, увёртливые; на кулак не лезут, всячески пытаются увернуться от наших ударов. Пока всех отмолотили, часа полтора прошло. Но без единого выстрела. Только по морде. Я ещё тогда подумал: „Весёлая застава“».

      Несмотря на постоянные доклады о стычках на границе, руководство в Москве было неумолимо: «На провокации не поддаваться, огонь не открывать!». Так что потасовки на границе стали обычным делом, а служба превратилась в бесконечные разборки с нарушителями.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, к чему привели конфликты между русскими и китайскими пограничниками? (ответы детей)

Ученик:

        В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 77 китайских военнослужащих,  вооружённых карабинами  и (частично) автоматами Калашникова, переправились на Даманский

     Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР. Один из китайских военнослужащих поднял руку вверх, что послужило сигналом к открытию огня китайцами по группам Стрельникова и Рабовича.

Учитель:

Китайцы шли на белый лед реки,
На головах искрился мех косматый.
Сначала в ход пускали кулаки.
Потом заговорили автоматы

Ученик:

      Стрельников и следовавшие за ним пограничники (семеро человек) погибли, тела пограничников были сильно изуродованы китайскими военнослужащими. В скоротечном бою практически полностью погибло отделение пограничников под командованием сержанта Рабовича (11 человек) — в живых остались рядовой Геннадий Серебров и ефрейтор Павел Акулов, впоследствии захваченный в плен в бессознательном состоянии (тело Акулова с многочисленными следами пыток было передано советской стороне 17 апреля 1969 года).

Ученик:

      Получив донесение о стрельбе на острове, начальник соседней 1-й заставы «Кулебякины сопки» старший лейтенант Виталий Бубенин  выехала с бойцами на помощь. Китайцы продолжали атаковать боевые позиции советских пограничников у острова. Помощь пограничникам в эвакуации раненых и подвозе боеприпасов оказывали жители деревни Нижнемихайловки и военнослужащие.

      Бабанский вспоминал: «Через 20 минут боя из 12 ребят в живых осталось восемь, ещё через 15 — пять. Конечно, ещё можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного — положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но всё равно нашей земли».

       Около 13:00 китайцы начали отступление.

        В бою 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения.

Ученик:

        В то роковое утро 2 марта Владимир Шушарин  вместе со своими друзьями первым вышел навстречу нарушителям. Он, как и начальник заставы И. Стрельников, как и все его товарищи, не хотел, чтобы на льду Уссури пролилась кровь. Восемь советских пограничников остановились против тридцати китайских бандитов. Владимир Шушарин упал одним из первых. Две автоматных очереди прошили грудь солдата…  Он мужественно принял смерть, отстаивая неприступность рубежей любимой Родины. Такое письмо получили родители Владимира от командования и политуправления пограничных войск СССР.

      «Уважаемая Анастасия Зиновьевна и Исай Павлович! Ваш сын — рядовой Шушарин Владимир Михайлович 2 марта 1969 года пал смертью храбрых при охране и защите государственной границы СССР. Командование и Политическое управление пограничных войск Советского Союза выражают вам глубокое соболезнование. Подвиг Вашего сына является ярким примером беззаветного служения нашей великой Советской Родине, делу коммунизма. Светлая память о Вашем сыне — верном и мужественном защитнике социалистического Отечества навсегда сохранится в сердцах его боевых друзей, воинов-пограничников и всего советского народа».

         К словам этого письма пришло и извещение о смерти.

Учитель:

     - Ребята, давайте послушаем рассказы героев этих страшных событий.

(Просмотр фрагментов документального фильма «Остров Даманский», где участники военных сражений Виталий Бубенин, Юрий Бабинский и другие рассказывают о событиях происходивших на острове Даманский 2 матра 1969 года).

Ученик:

        После событий 2 марта на Даманский постоянно выходили усиленные наряды (не менее 10 пограничников, вооруженные групповым оружием). В тылу была развернута мотострелковая дивизия Советской Армии с артиллерией и установками системы залпового огня БМ-21 «Град». С китайской стороны готовился к боевым действиям 24-й пехотный полк численностью 5000 человек.

  Китайские военнослужащие мелкими группами по 10 - 15 человек начали перебежками выдвигаться на остров, другие стали занимать боевые позиции напротив острова, на китайском берегу Уссури.

Ученик:

       15 марта на остров вышел отряд подполковника Яншина в составе 60 пограничников на 4-х БТРах. Отряд расположился на острове четырьмя группами, на расстоянии порядка 100 метров друг от друга, отрыли окопы для стрельбы лежа. Командовали группами офицеры Л. Маньковский, Н. Попов, В. Соловьев, А. Клыга.

        На китайской стороне заработала громкоговорящая установка. Советских пограничников призывали покинуть "китайскую" территорию. На советском берегу тоже включили громкоговоритель. Трансляция велась на китайском языке и довольно простыми словами: "Одумайтесь, пока не поздно, перед вами - сыновья тех, кто освобождал Китай от японских захватчиков".

    Через некоторое время с обеих сторон наступила тишина, а ближе к 10.00 китайская артиллерия и миномёты (от 60 до 90 стволов) начали обстрел острова. Одновременно 3 роты китайской пехоты пошли в атаку. Начался ожесточённый бой, который длился около часа.

Учитель:

  -  Ребята, давайте послушаем рассказы героев этих страшных событий.

(Просмотр фрагментов документального фильма «Остров Даманский»  о событиях происходивших на острове Даманский 15 марта 1969 года).

Учитель:

       Всего в ходе столкновений советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек (в том числе четверых офицеров), ранеными 94 человек (в том числе девятерых офицеров).  

Учитель:

      -В память о пограничниках погибших на острове Даманский,   Виктор Баранов написал песню «Остров Даманский» (дети слушают песню)

На Уссури под солнцем тает лед, 
Весна смешала золотые краски... 
Но кто, скажите, кто же нам вернет 
Тех, кто погиб на острове Даманском. 
Земля рванулась и качнулся лед, 
И громом тишина упала сверху... 
На лед упал пятидесятый год 
И навсегда остался в списках на поверке. 
Но вот опять сменяются посты, 
Молчат на лоб надвинутые каски. 
Не воскресят наградные листы 
Тех, кто погиб на острове Даманском. 
Из них тогда не отступил никто, 
Звенело солнце медными лучами... 
Простите, парни, вы меня за то, 
Что в этот час не я был рядом с вами.

Учитель:

        За проявленный героизм пятеро военнослужащих получили звание Героя Советского Союза:  полковник  Демократ Леонов (посмертно), старший лейтенант Иван Стрельников (посмертно), младший сержант Владимир Орехов (посмертно), старший лейтенант Виталий  Бубенин, младший сержант Юрий Бабанский. Многие пограничники и военнослужащие Советской Армии награждены государственными наградами: трое — орденами Ленина, десятеро — орденами Красного Знамени, 31 — орденами Красной Звезды, десятеро — орденами Славы III степени, 63 — медалями «За отвагу», 31 — медалями «За боевые заслуги».

Ученик:

       Военное сражение выиграл Советский Союз, однако судьба острова была предрешена. По сути, он отошёл к Китаю уже в том же 1969 году. Советские пограничники получили приказ не патрулировать его, а их китайские коллеги продолжали это делать с завидной регулярностью. Но кремлевское руководство ещё 22 года не объявляло об этом своему народу. Даманский отошёл Китаю и стал называться Чженьбао.

Учитель:

     - Ребята, как народ чтит память о пограничниках, которые погибли на острове Даманском?

Ученик:

        В городе Дальнереченске, в память участников пограничного конфликта на острове Даманском, воздвигнут мемориал. 

Ученик:

        24 октября 2018 года в городе Лучегорске при поддержке Губернатора Приморья Олега Кожемяко был открыт памятник воинам Даманцам. Участие в открытии памятника приняли ветераны, школьники, военнослужащие и другие.

Ученик:

       30 ноября в селе Камень-Рыболов Ханкайского района Приморья был открыт Мемориальный комплекс воинам-пограничникам, погибшим на острове Даманском. В торжественном митинге, посвященном данному событию, принял участие врио губернатора края Олег Кожемяко.

       Олег Кожемяко поблагодарил всех, кто принял участие в создании памятника с фамилиями 15 погибших пограничников.

Учитель:

     - А какие мероприятия в память о погибших в Даманском  проходили в городе Находка?

Ученик:

       13 марта к 50-летию  событий на острове Даманский был организован концерт под названием «Эстафета памяти» посвященный памяти пограничникам острова Даманский. Для многих  жителей Находки  события на Даманском -  это время их  молодости, когда  вся страна с тревогой вслушивалась в сводки боев на границе Приморского края с Китаем. «Эстафета памяти» завершилась 18 марта, объехав  все пограничные точки края.  

Ученик:

- В городской газете «Находкинский рабочий» №38 от 20.03.2019 года на первой странице была опубликована статья Владимира Федорова «Память о героях Даманского».

Ученик:

          В сквере в честь 100-летия Пограничных войск на улице Лермонтова  города Находки состоялся торжественный митинг, посвященный 50-летию вооруженного конфликта на острове Даманском. Организовал и провел его бывший председатель совета ветеранов погранотряда № 62 Юрий Притчин.

         На мероприятие приехали многие офицеры. Так, ветеран пограничной службы и участник даманских событий подполковник в отставке Николай Зарубин поделился воспоминаниями о мартовском конфликте 1969 года между советскими и китайскими пограничниками и призвал собравшихся всегда помнить своих героев.

Учитель:

Помни мать Россия всех своих сыновей!

Помни поименно в звездном замке церквей.

Помни на просторах бывших бранных полей.

И с утра зажигаем им  побольше свечей.

Чтобы души погибших, там в небесной дали,

Эту память людскую лучше видеть могли.

Помни мать Россия всех своих сыновей…

Учитель:

   - Память погибших почтим минутой молчания. (горит свеча)

Ученик:

     Мы будем всегда гордиться подвигом советских пограничников. Там, на заставе Стрельникова, по-прежнему несут свою трудную службу солдаты. И, каждый раз, отправляясь в дозор, они приходят к братской могиле, чтобы дать клятву верности павшим товарищам.

Сценарий военно-спортивной игры «Зарничка»

для младших школьников.

Аннотация: 

        Игра приурочена к празднику 23 февраля, направлена на воспитание у молодого поколения духа патриотизма, привлечению учащихся к занятиям спортом, способствует сплочению коллектива. Игра  развивает силу, выносливость, ловкость, смекалку. В жюри приглашаются военнослужащие, сотрудники полиции или МЧС.

Целевая аудитория:  младшие школьники.
Цели и задачи:

- способствовать военно-патриотическому воспитанию школьников;
- пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта,  развитие и укрепление физической подготовки обучающихся; 
- сплочение коллектива,  воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
- формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного   начала;
- формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях;

Форма проведения: спортивная  игра.

Место проведения: спортивный зал.

Участники:

  • 1,2 классы и 3,4 классы

Оборудование: спортивный инвентарь – кольцеброс, обручи, кегли, спилы деревьев, маты, гимнастические лавки, носилки. Конверты с зашифрованными военными пословицами, фрагменты карты, ручки бумага

(по числу команд).

Для каждой команды:

название, девиз, песня

Ход игры

        Под маршевую музыку, команды строятся в спортивном зале. Главный судья произносит напутственную речь для команд:

 «Зарничка» – это военно-спортивная игра.  Вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, выносливость для достижения цели. Каждая из команд должна действовать слаженно, на этапы приходить вместе.

– Командирам команд приготовиться к сдаче рапортов! 

– Команды называют название, девиз.

– Командиры команд подойдите за маршрутными листами.

Маршрут прохождения этапов:

1 этап «Полоса препятствий»

2 этап «Самый выносливый»

3 этап «Я - гражданин и патриот»

4 этап «Исполнение военной песни»

1 этап «Полоса препятствий»

«Переход по бревну»

        Переправиться по бревну с одного берега на другой, не наступая ногами на землю. Необходимо перейти отрезок пути по перевёрнутой скамье, при соскакивании участник не приносит команде балл.

«Болото»

        Переправиться по кочкам (спилы деревьев) с одного берега на другой, не наступая ногами на землю. При попадании на землю участник не приносит команде балл.

«Снайперы»

        Попади в цель. «Кольцеброс». 2 попытки для каждого участника команды.

2-й этап «Физическая подготовленность»

 «Доставь боеприпасы»

        Оббежать «змейкой» кегли, взять мешочек с песком из коробки, вернуться назад и положить его в коробку на старте.

Конкурс «Самый выносливый»

        Участники преодолевают дистанцию, оббегая кегли, отжимаются 5 раз, возвращаются.

«Перевоз пострадавшего»

        На носилках перевезти 2 членов команды, при падении так же баллы пропадают.

3-й этап «Я - гражданин и патриот»

 «Моя Родина»

        Эстафета, участники бегут к обручу, берут фрагмент карты, возвращаются, собирают карту. Исполняют 1 куплет и припев гимна.

 «Памятные места города»

        Записать  названия памятных мест города.

Конкурс «Связисты»

        После получения пакета с шифровкой команда должна расшифровать написанное. (Каждой команде дается конверт, в котором разрезаны на отдельные слова 2 пословицы на военную тему. Из этих слов нужно собрать две пословицы)

Жить – Родине служить. Смелость города берёт.

4-й этап «Исполнение военной песни»

        Каждая команда выполняет строевые команды и исполняет заранее подготовленную песню на военную тематику.

Подведение итогов

        Судьи оценивают результат каждого конкурса и подводят итог.

Игра заканчивается награждением команд. Главный судья:

 Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. А сейчас подведем итоги, вручаются грамоты. Всем отрядам  выражаем  свою благодарность за участие в сегодняшней игре «Зарничка».

        Командиры получают награды. Звучит маршевая музыка.

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню героя Отечества

ВЕДУЩИЙ 1

Добрый день, уважаемые учителя и учащиеся нашей школы! Сегодня мы собрались на торжественном мероприятие, посвященному Дню Героев Отечества.

ВЕДУЩИЙ 2

Школа, внимание! Торжественная линейка объявляется открытой.

(Звучит Гимн РФ).

ВЕДУЩИЙ 3

Слово для открытия линейки предоставляется директору школы

ВЕДУЩИЙ 1

День Героев Отечества – это праздник, который отмечается по всей территории России. В нем участвуют люди разных возрастов, поколений и взглядов.

ВЕДУЩИЙ 2

Этот праздник объединяет народ вокруг одной цели – помнить своих настоящих героев. Героев Советского Союза, героев Российской Федерации, кавалеров ордена Славы и ордена Святого Георгия.

ВЕДУЩИЙ 3

Россияне горды своими воинами, которые проявили доблесть и отвагу на полях сражений.

ВЕДУЩИЙ 1

День 9 декабря был выбран не случайно. Декабрьская дата приурочена к выдающемуся событию эпохи правления императрицы Екатерины II — в 1769 году она учредила орден Святого Георгия Победоносца. В те годы этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.

ВЕДУЩИЙ 2

Россия – многострадальная земля. Много бед выпало на её долю.    Много слёз пролито её матерями.    Отдавать дань уважения ныне живущим и чтить память погибших – в первую очередь это важно для нас.  

ВЕДУЩИЙ 3

К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Чечня - эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

ВЕДУЩИЙ 1

И нашу школу беда не обошла стороной: и на нашей школе была открыта мемориальная доска ЕМЕЛИНУ ЮРИЮ, погибшему при исполнении воинского долга в Чеченской республике.

Он погиб в бою 14.12.1995 года, родным сообщили только 25.01. 1996 года…

Читают стихи 6 классы

За мужество, отвагу, вручает ордена,

Героям Отечества наша страна,

Герои Отчизны, хвала вам и честь,

Низкий поклон вам, за то, что вы есть!

Вы подвиг свершили совсем не для славы,

А для счастливого завтра Державы!

И мы на вас ровняемся, Отечества герои!

Вами восхищаемся - этого не скроем!

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

ВЕДУЩИЙ 2

 Светлой памяти Героев нашей Великой Родины Минута молчания.

Звучит метроном.

ВЕДУЩИЙ 3

Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.

ВЕДУЩИЙ 1 Мы просим всех  в этом зале спеть песню «Служу России»

ВЕДУЩИЙ 2 Торжественная линейка, посвященная Дню Героев Отечества, объявляется закрытой.



Предварительный просмотр:

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Я – гражданин и патриот»

Содержание

1

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Я – гражданин и патриот»

2

1.1

Актуальность программы ………………………………...

2

1.2

Цель и задачи программы………………………………...

3

1.3

Принципы военно-патриотического воспитания……….

4

1.4

Паспорт программы……………………………………….

7

1.5

Направления и формы реализации программы…………

8

1.6

Ожидаемые результаты…………………………………...

9

1.7

План мероприятий по патриотическому воспитанию….

15

1.8

Оценка результатов……………………………………….

15

2

Список литературы……………………………………….

15

3

Приложения……………………………………………….

16

1.1 Актуальность программы

В современном обществе остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Легко ли быть патриотом? Как привить человеку чувство любви к Родине? Каким должно быть патриотическое воспитание поколения?

1.2 Цель и задачи

В связи с этим разработана программа воспитания детей и подростков, цель которой – создание условий для формирования личности гражданина, социального становления, патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в нестандартных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Задачи:

- создание условий для совместной деятельности двух поколений: старшего (бабушки, дедушки) и младшего (дети, внуки) во имя общей цели;

- обмен знаниями, «живой» диалог между поколениями;

- улучшение коммуникации между поколениями;

- развивать социальные компетентности воспитанников (коммуникабельность, исполнительность, творческие навыки) через участие в проектной деятельности;

- способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, сохранять историческую память поколений у детей;

-  утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Свойства, характеризующие гражданина — патриота своей страны:

• умение любить Родину;
• неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью;
• готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
• умение устанавливать контакты с другими людьми;
• способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
• умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность.

1.3 Принципы военно-патриотического воспитания

Основополагающие принципы военно-патриотического воспитания, представляющие собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере:

  • научность, гуманизм, демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, с учетом особенностей различных категорий;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

1.4 Паспорт программы

Разделы паспорта программы

Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средней общеобразовательной школы   № 11» Находкинского городского округа

 «Я – гражданин и патриот» на 2018-2020 гг.

2. Сроки реализации

2018 – 2020 гг. Программа рассчитана на 2 года

I этап: проектный.

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить Программу  патриотического воспитания.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.

II этап: практический.

Цель: реализация Программы патриотического воспитания.

Задачи:

Организация внеурочной работы.

Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.

Проведение мониторинга эффективности Программы.

III этап: аналитический.

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.

Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.

Планирование работы на следующий период.

3. Основание для создания программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
  • Устав МБОУ «СОШ № 11» НГО;
  • План воспитательной работы школы;
  • локальные правовые акты.  

5. Заказчик программы

  • Школа
  • Родители

6. Аннотация программы

Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»

«Я – гражданин и патриот»  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

   Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

 В программе созданы условия для развития творческих индивидуальных способностей и роста личности ребенка.   

7. Предполагаемый результат

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России.

1.5 Программа реализуется по трем направлениям:

- «Связь поколений» (походы в музеи, беседы с родственниками, ветеранами, «детьми войны», посещение библиотеки);

- «Растим патриота и гражданина России» (урочная, внеурочная деятельность);

- «Юные исследователи» (исследовательская деятельность)

Формы реализации программы:

  • теоретические: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми,

классные часы, посещение музеев, экскурсии, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов и презентаций);

  • практические: конкурсы, викторины, экскурсии,  деловая игра, ролевая игра,  познавательная игра,  тематические игры,     подготовка и проведение КТД, квесты, оформление стендов, стенгазет, заметок в СМИ,  поздравление ветеранов ВОв,    участие в акциях (приложение № 1).

1.6 Ожидаемые результаты

Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей ОО и рассчитана на 2 года.

Ожидаемые результаты:

1. В организации, как образовательной системе:

  • организация работы по  военно-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания военно-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  • качественный рост воспитанности детей;
  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Количественные параметры:

  • включенность каждого ученика в воспитательные мероприятия;
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по  гражданско-патриотической тематике;
  • самостоятельная организация и проведение мероприятий (самоуправление).

1.7 План мероприятий по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин и патриот»

№ 

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение дополнительного курса по  военно-патриотической тематике

В течение года

Заместитель директора по ВР

2

Организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр на военную тематику

В течение года

Заместитель директора по МР

3

Организация работы по проектной деятельности обучающихся на военно-патриотическую тематику

В течение года

Учителя

4

Организация  школьной конференции «Российская армия. Вчера. Сегодня. Завтра»,  школьных конкурсов: «Нить времен», «Знатоки военной истории России», «Знатоки истории Великой Отечественной войны»,

В течение года

Заместитель директора по ВР, учителя-предметники

5

Проведение диспутов на  военно-патриотические темы

В течение года

Учителя истории

6

Подготовка презентаций обучающимися и использование их в процессе урока на  военно-патриотические темы

В течение года

Учителя истории,

учитель информатики

7

Участие в международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны»

В течение года

Заместитель директора по ВР, учителя истории

Проведение массовых мероприятий

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ:
музыкально-литературные композиции;
смотр строя и песни;
интеллектуальные игры;
рыцарские турниры;

походы в музеи, приглашение передвижных музеев.

Май

Заместитель директора по ВР

2

Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества

Февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители

3

Создание выставки книг: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт», «Битва под Москвой»

В течение года

Заместитель директора по ВР, библиотекарь

4

Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий

В течение года

Заместитель директора по ВР,

классные руководители

5

Проведение операции «Забота»:
• поздравление ветеранов ВОВ и труда;
• «Неделя добра» (оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям);
• поздравления для ветеранов, «детей войны»

Декабрь. февраль, май

Заместитель директора по ВР,

 классные руководители,

Совет старшеклассников

6

Встречи с участниками ВОВ, афганской, чеченской войн и героями тыла

В течение года

Заместитель директора  по ВР

7

Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам российского и городского значения: «Битва за Москву», «День героя»,
«Снятие блокады Ленинграда», «День народного единства»

Ноябрь, декабрь, январь

Заместитель директора  по ВР, классные руководители

8

Выпуск боевых листов: «Битва за Москву», «Великие полководцы»

Январь, декабрь, февраль

Заместитель директора по ВР,

 Совет старшеклассников

9

Проведение акции «Подвиг моего прадеда»

Апрель, май

Классные руководители

10

Участие в интеллектуально-спортивных играх «Зарничка», «Первый рубеж», «Вперед, мальчишки!»

В течение года

Заместитель директора  по ВР, классные руководители,

Учителя физической культуры

11

Проведение музейных уроков (в городском музее), классных часов, уроков мужества на  военно-патриотические темы

В течение года

Руководитель музея, классные руководители

12

Возложение цветов к Вечному огню

Май

Классные руководители

13

Участие в акции «Бессмертный полк», «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка»

В течение года

Заместитель директора  по ВР

17

Организация работы малого кинотеатра «Фильмы о ВОВ»

В течение года

Классные руководители

18

Участие в параде 9 мая

май

Заместитель директора по ВР,

 классные руководители

Физкультурно-оздоровительная и  военно-спортивная деятельность

1

Проведение спортивной эстафеты «А  ну-ка, парни!» для обучающихся 1-4-х классов

Февраль

Учителя физкультуры

2

Проведение соревнований по  мини-футболу среди обучающихся 6-11-х классов

Январь

Учителя физкультуры

3

Проведение военно-спортивной игры «Зарница»

Сентябрь

Учителя физкультуры,

заместитель директора  по ВР

4

Соревнования по пулевой стрельбе среди обучающихся 7-11-х классов

Март

Учитель физкультуры

5

Участие в городских соревнованиях по легкой атлетике, посвященных Дню Победы

Май

Учитель физкультуры

6

Организация работы спортивных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу,

В течение года

Учителя физкультуры,

заместитель директора  по ВР

Общественно полезный труд

1

Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет

1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ

2

Благоустройство территории ОО

Апрель, май

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, классные руководители

Методическое обеспечение

1

Создание кино- и видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: Дню города; Дню защитника Отечества; Дню Победы и др.

В течение года

Заместитель директора по ВР, руководитель музея

2

Разработка положений о различных спортивных и  военно-спортивных соревнованиях

В течение года

Заместитель директора по ВР

3

Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

4

Освещение опыта работы организации в средствах массовой информации

В течение года

Заместитель директора по ВР

Мероприятия в направлении «Я и моя семья»

1

Анкетирование по  профориентации с обучающимися 9-х классов

I полугодие

Центр занятости,

заместитель директора по ВР

2

Родительские собрания, конференции

В течение года

Заместитель директора по ВР, психологи, классные руководители

4

Проведение праздников, спортивных эстафет с обучающимися и их родителями

В течение года

Учитель физкультуры, классные руководители

5

Проведение акций «В театр всей семьей»

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

1.8 Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:

широта охвата объектов воспитания; целенаправленность; системность; содержательность; инновации.

  Риски программы

Риск

Пути преодоления риска

1. Пассивность  педагогического коллектива

Убеждение в необходимости  гражданско-патриотического воспитания  школьников

2. Отсутствие активности со стороны учащихся и их родителей

Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности

3. Перегрузка учащихся

Согласование  планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы

4.  Недостаточность материальных средств для реализации программы

Привлечение спонсорских средств

Литература

  1. Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013 - 2017 годы. Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 № 395-па;
  2. Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 N 273-Ф;
  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 № 2765-р;
  5. Программа Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».
  • Акция «Письмо солдату».
  • Игра «Зарница».
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
  • Возложение цветов к Памятным местам. 
  • Круглый стол
  • Конференции
  • Исследования


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Ради жизни на Земле"

Данная разработка с презентацией подготовлена к празднованию Дня Победы с целью знакомства учащихся  с историческими событиями тех лет. Развивает познавательную активность у детей, воспитывает чу...

Сценарий мероприятия к 8 Марта "Когда все вместе"

Разработка мероприятия к 8 Марта. Включает литературно-музыкальную композицию, конкурсную программу для детей и родителей...

сценарий мероприятия "Путешествие по Стране Толерантности"

Мероприятие для учащихся 7-12 лет в рамках недели толерантности...

Сценарий мероприятия. День защитника Отечества.

Сценарий праздника-соревнования для мальчиков  можно использовать в параллели или в классе. Весёлых соревнований....

Куклы-матрёшки (сценарий мероприятия)

Материал знакомит учащихся с историей возникновения русской матрешки, отличительными особенностями росписи различных их видов; развивает эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство...

сценарий мероприятия посвященного дню пожилого человека

Сцкенарий  для организации мероприятия с обучающимися 3-4 класса....