первые шаги к чтению
статья (1 класс)

Старостина Наталья Павловна

Многие поклонники чтения уже с рождения маленького стараются демонстрировать ему буквы, развешивают в помещении плакаты с азбукой. Существует довольно много разнообразных методов, которые помогают обучить малыша чтению достаточно быстро, но в любом случае вам понадобятся терпение, последовательность в занятиях и их регулярность.
Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста.  Родителям надо обеспечить  правильное развивающее пространство.

    Для развития абстрактного мышления ребенка предложите ему познакомиться с буквами, например, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а колесо– вылитая буква «О».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_k_chteniyu.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

 

Попова Вера Владимировна, Старостина Наталья Павловна, МОУ СШ №  29 г.Волгоград

  Многие поклонники чтения уже с рождения маленького стараются демонстрировать ему буквы, развешивают в помещении плакаты с азбукой. Существует довольно много разнообразных методов, которые помогают обучить малыша чтению достаточно быстро, но в любом случае вам понадобятся терпение, последовательность в занятиях и их регулярность.
Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста.  Родителям надо обеспечить  правильное развивающее пространство.

    Для развития абстрактного мышления ребенка предложите ему познакомиться с буквами, например, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а колесо– вылитая буква «О».

    Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

      С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!»  Можно использовать  интересную  игру в «Магнитная рыбалка». Для этого  нужно сложить  все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж!  Посмотри, как она похожа на жука!»

    Дети очень  часто любят повторять действия взрослых. Например, дайте ребенку вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита.

     Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать (подобрать) иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»),  младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её.

     Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но,  учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий. 

Если  вдруг у  ребенка  не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.   Большинство букварей для детей  предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала. Каждый ребенок индивидуален, и обучение будет зависеть не только от вас, но и от его личных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые стандарты - первые шаги в начальной школе

В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющег...

Первые шаги к обучению чтению.

От сформированности умений и навыков, заложенных в подготовительный период обучения чтению, зависит овладение первоклассниками приемами слогового чтения....

правила чтения английских букв, первые шаги

материал представляет собой презентацию, слайды с правилами чтения гласных букв и некоторых буквосочетаний...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...

Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»

В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....

Первые шаги в чтении, Spotlight 2

Интерактивная презентация по первым урокам чтения с обучающимися 2 классов по программе Spotlight...

доклад "Первые шаги к осознанному чтению"

доклад "Первые шаги к осознанному чтению"...