Адаптация детей к обучению в основной школе
статья (4 класс)

Цемик Светлана Александровна

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_obucheniyu_v_osnovnoy_shkole.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к обучению в основной школе.

      Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие "адаптация", как общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем.

  Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio -- приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

  Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

   Практика свидетельствует, что учитель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет учителю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от учителя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей.

     Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

      Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она - показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами - это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Изменение социальной позиции ребенка, системы его взаимоотношений с окружающими требует определенного периода адаптации, в ходе которого в соответствии с новыми условиями становятся иными стереотипы поведения.

    Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

     Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.

Физиологическая адаптация - «свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды».

Психологическая адаптация - «направленность организма на сохранение психического здоровья».

Социально-психологическая адаптация -  процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.

      Для успешной адаптации  школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий на протяжении всего времени обучения в начальной школе:

-- проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;

-- на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;

-- использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

-- установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;

-- осуществлять коллективную, групповую  работы с детьми;

-- реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;

-- учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

-- осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

      Понятие "адаптация" тесно связано понятием "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в основную одинаково. Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
  2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
  3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
  4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
  5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Переход учащихся в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как один из наиболее сложных этапов в развитии и обучении детей.

В разное время вопросы, связанные с данной темой, разрабатывались такими авторами, как Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Т.И. Юферева, A.M. Прихожан, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Л.А. Ясюкова и др. В их исследованиях были выделены теоретические и практические аспекты данной проблемы.

Теоретические аспекты связаны с вопросами о кризисах возрастного развития, о соответствии системы образования задачам развития школьников и возможности ее реорганизации.

Практические аспекты задаются необходимостью совершенствовать методическое обеспечение деятельности специалистов в период перехода детей в среднее звено современной массовой школы с целью обеспечения адаптации учащихся к новым условия обучения.

Сближение психологической теории и практики в отношении решения задач адаптации детей при переходе в среднюю школу сегодня остается актуальной задачей.

Одной из причин этого является различие условий обучения в начальном и среднем звене школы. В 1-4 классах дети учатся в одном и том же кабинете, и уроки по основным предметам ведет один учитель. Наблюдая детей в течение всего учебного дня, учитель имеет возможность проявить индивидуальный подход к каждому ребенку и организовать жизнедеятельность класса в единой системе на протяжении всего обучения. В средней школе происходит переход к предметному обучению: уроки ведут в своих кабинетах разные учителя, один из которых является классным руководителем учащихся.

           Исходя из этого, можно выделить несколько основных групп трудностей, с которыми ребенок столкнется  при переходе в основную школу:  

                                                                                                                                               • Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для     детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет,     сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».

• Мало того. Теперь появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим.

• Появление новых предметов. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

• Новые требования. И здесь очень показательны ответы на вопросы анкеты. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы «хорошо учиться», «ходить в школьной форме». На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками.

• Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей.                                                  На самом деле отсутствие своего места, своей территории,            необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количеств    вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

• Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и  дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.

       Это только одни из главных факторов, затрудняющих процесс адаптации. Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.

     Переход из начальной школы в среднюю, как правило, сопровождается достаточно резкими изменениями в организации школьной жизни детей.
Единая схема организации образования в российских школах не позволяет сравнить психологические характеристики детей, переходящих в
возрасте 10-11 лет в среднюю школу и тех, которые бы такой переход не совершали.

      Чаще всего, выделяют 5 основных факторов готовности к обучению в  основной школе:

  1. интеллектуальная готовность (развитие мышления и речи)
  2. эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности)
  3. социально-психологическая готовность (стремление к общению)
  4. функциональная готовность (психофизиологическое развитие)
  5. личностная готовность (развитие учебной мотивации)

         Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры важен для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, для его скорейшей адаптации к новым условиям, для безболезненного вхождения в новую систему отношений.

            Последнее направление особенно важно, так как степень личностной готовности к школе будет во многом определять  особенности развития личности ребенка на последующих возрастных этапах. Личностная готовность предполагает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленными ситуацией школьного обучения.

            По мнению ЗапорожцаА.В., проводившего исследования по этой проблеме, личностная (социально-психологическая)  готовность детей к школе охватывает три сферы жизненных отношений ребенка:

  • отношение ребенка к самому себе
  • отношения с окружающими взрослыми
  • взаимоотношения со сверстниками.

            Две последние сферы отношений, характеризующие личностную готовность детей к школьному обучению можно объединить  в качестве отдельного компонента готовности - коммуникативного, так называемой социальной зрелости.

Одна из основных задач средней школы состоит в том, чтобы ввести ребенка в систему наук, а наука, как известно, выстраивается по понятийному принципу. Чтобы воспринимать содержание любой науки, понять ее внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать понятийным мышлением, которое способно адекватно отражать закономерности. Если ребенок обладает понятийным мышлением, то он доступно, легко и осознанно усваивает материал. Кроме того, он способен самостоятельно, в рамках общей программы, осваивать некоторые научные знания. Если же понятийное мышления не сформировано, то ученику приходится прибегать к заучиванию излагаемой на уроках информации. Опора на механическое заучивание, недостаточная осознанность перерабатываемой информации, неумение установить причинно- следственные связи, выдвигать разнообразные и развивать наиболее существенные гипотезы и другие примитивные операции закрепляются, а в   5 классе они уже ничего не могут дать для успешного усвоения программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка при переходе в основную школу

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе...

Профилактика возможных трудностей адаптации учащихся при переходе в основную школу

Мероприятие прошло в рамках стажёрской практики. Вместе с присутствующими коллегами было рассмотрено осуществление этой актуальной трудовой функции для учителя начальных классов. На занятии были выявл...

Программа адаптации детей к обучению "Школа будущих первоклассников "АБВГДейка"

Программа способствует  формированию готовности к обучению  будущего школьника, развитию интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность...