Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка"
рабочая программа (1 класс)

Актуальность программы  заключается в том, что, данный педагогический опыт позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся младшего школьного возраста, а именно:развитие музыкального слуха, овладение навыками вокального пения, приобретение новых знаний по музыкальной культуре, ознакомление с народными музыкальными традициями, музыкальными инструментами, что способствует развитию индивидуальных способностей, обучающихся: творческих, художественно-эстетических способностей.

Новизна программы в том, что через включение обучающихся в музыкальную деятельность, происходит развитие интеллектуальныхспособностей обучающихся, формирование духовно-нравственных качеств личности и благоприятного эмоционального состояние детей, что способствует успешной социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_shkatulka.docx66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа предмета внеурочной деятельности

 «Музыкальная шкатулка»

1 класс 2017-2018 учебный год

Составитель: учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ№19»

Пачева Наталья Николаевна

Пояснительная записка

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

В. А. Сухомлинский

Основной целью современной организации воспитательной работы с обучающимися младшего школьного возраста является общее развитие ребёнка.

Документ «Наша новая школа», утверждённый президентом РФ, отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», вКонцепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,являющейся методологической основойфедерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации, определёнсовременный национальный воспитательный идеал.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  • социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
  • воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития, обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
  • духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

В школе сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Обучающиеся младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Актуальность программы для МБОУ «СШ№ 19» заключается в том, что, данный педагогический опыт позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся младшего школьного возраста, а именно:развитие музыкального слуха, овладение навыками вокального пения, приобретение новых знаний по музыкальной культуре, ознакомление с народными музыкальными традициями, музыкальными инструментами, что способствует развитию индивидуальных способностей, обучающихся: творческих, художественно-эстетических способностей.

Новизнапрограммы в том, что через включение обучающихся в музыкальную деятельность, происходит развитие интеллектуальныхспособностей обучающихся, формирование духовно-нравственных качеств личности и благоприятного эмоционального состояние детей, что способствует успешной социализации в обществе.

Цель программы:

  • развитие творческого потенциала обучающихся через раскрытие музыкальных способностей, направленных на формирование духовно-нравственного, интеллектуального, общекультурногоразвития личности обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • изучить направленности интересов, обучающихся младшего школьного возраста;
  • развивать индивидуальные особенности обучающихся (музыкальные, интеллектуальные, духовно-нравственные);
  • приобщать обучающихся и их родителей к миру искусства через включение в совместные мероприятия (посещение музеев, театров, выставок).

Общая характеристика внеурочной деятельности

Программа ориентирована на приобретение обучающимисядуховно-нравственных, художественно-эстетических, общекультурных знаний в различных видах деятельности.

В основу программы внеурочной деятельности положеныпринципы:

  • учёт возрастных особенностей;
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Программа создана с учетом возрастных, психологических особенностей, а также общеучебныхнавыков первоклассников. В программе учитываются межпредметные связи с учебными предметами: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство». При разучивании песенного репертуара педагог опирается на знания и уменияобучающихся: умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении и др.

Программа «Музыкальная шкатулка» составлена на основе программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, и может служить дополнением к ней. Программа может реализовываться учителем начальных классов в сотрудничестве с родителями. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует группа обучающихся от 10 до 15 человек.

Реализация программы

Реализация программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и создание «музыкальных» образов, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Каждый вид учебной музыкальной деятельности играет определённую роль в музыкальном образовании обучающихся:

  • слушательская деятельность - как деятельность познавательная, поскольку обеспечивает максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений;
  • певческая деятельность –это навык выразительного исполнения, требующий волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучающихся.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считаю форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по музыкальной грамоте и слушанию музыки. Теории преподносится в форме беседы, сопровождаемой показом приемов пения, ответами на вопросы детей. Время, отведенное на темы, зависит от сложности поставленных задач и объема музыкального материала. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей, интересов обучающихся.

Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие начинается с загадки, которую дети разгадывают в процессе занятия. Условия образовательнойорганизации позволяют проводить занятия в кабинете музыки, в актовом зале, в малом спортивном зале.Часть занятий проводятся в форме экскурсий.

Личностные и метапредметные  результаты

        Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • Наличие внутренней мотивации обучающихся;
  • Ориентация на успех в творческой деятельности;
  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные УУД:

  • Уметь ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;
  • Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями литературы, изобразительного искусства;
  • Участвовать в совместных мероприятиях, обучающихся и родителей в рамках реализации программы.

Обучающиеся должны знать:

  • первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
  • музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;
  • правила пения, певческой постановки и охраны голоса.
  • правила распределение дыхания при исполнении музыкального произведения.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, хоровой музыки, оперы, балета, проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
  • слушать и эмоционально исполнять вокальные произведения;
  • проявлять навыкивокально – хоровой деятельности.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Вид занятия

Планируемые результаты

УУД.

План

Факт

Тема года: «Музыка в загадках».

33

«Здравствуй, школа!».

2

1

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.

(Школа).

1

аудиторное

Знать правила поведения на занятии, правила пения.

Уметь слушать музыку внимательно, определять характер и настроение  музыкального  произведения «Теперь мы первоклассники».

Освоить роль ученика;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Наблюдать, сравнивать. Подробно пересказывать прослушанное произведение; определять тему.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2

Звенит звонок, и непременно

Наступает... (Перемена).

1

аудиторное

практическое

Знать правила поведения на занятии, правила пения; текст 1 куплета песни «Теперь мы первоклассники».

Уметь слушать музыку внимательно, определять характер и настроение  музыкального произведения, эмоционально откликаться на прослушанную песенку «Репка» Вихаревой.

«Осень в музыке».

2

Освоить роль ученика;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Сравнивать, анализировать; уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Сравнивать, формулировать.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях.

3

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

1

аудиторное

практическое

Знать: роль музыки в повседневной жизни человека; песню, танец, марш; правила пения.

Уметь: определять на слух общий характер музыкальных произведений.

Вступать после музыкального вступления в песнях «Теперь мы первоклассники», «Репка».

4

Кругла да гладка,

Откусишь - сладка.

Засела крепко

На грядке...

(Репка).

1

аудиторное

практическое

Знать:что мелодия – главная мысль музыкального произведения;  характерные особенности жанров: песни, танца, марша.

Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения, инсценировать музыкальные произведения (на примере  песни  «Репка»).

«Музыкальная азбука».

5

5

Семь кружочков-малышат
На линеечках сидят.
Ах, как дружно все живут,
Звонко песенки поют.
Очень заняты работой
Эти радостные...

(Ноты).

1

аудиторное

Знать  названия нот.

Уметь чисто интонировать мелодию песни «Теперь мы первоклассники»,

петь звукоряд, правильно артикулируя звуки о,а,и.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Уметь воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.  Использовать в своей деятельности

 простейшие муз инструменты.

Уметь определять характер и настроение  музыки с учетом терминов и образных определений.

6

Пять линеек — дом для нот,

Нота в каждой здесь живет.

Люди в мире разных стран

Зовут линейки...

(Нотный стан).

1

аудиторное

практическое

Знать нотный стан, названия нот.

Уметь:выразительно и эмоционально исполнять знакомые песни, понимать дирижерский жест. Петь легко и свободно звукоряд до – мажор.

7

Открывает нотный стан

Музыкальный капитан

Капитан отличный –

Славный ключ .. (Скрипичный ).

1

аудиторное

практическое

Знать: истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью; нотный звукоряд до – мажор, скрипичный ключ.

Уметь: высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях, чисто интонировать мелодию, петь по фразам песню  «Хлопайте в ладоши!».

 Начинать петь одновременно, понимать дирижерский жест.

8

Чтоб не спутать польку с вальсом, или маршем, например,

Обязательно на страже

 Здесь всегда стоит (Размер).

1

аудиторное

практическое

Знать размер 2/4, где он используется.

Уметь:слушать музыку внимательно,

определяя  на слух основные жанры музыки. Выполнять фразировку в мелодии песни «Хлопайте в ладоши!»

9

Песню запоем все вместе,

Зазвучит по школе песня.

Складно, слаженно и дружно.

Вместе петь, ребята, нужно.

Песней полон коридор —

Так старается наш...

(Хор).

1

внеаудиторное

практическое

Знать: связь разговорной и музыкальной речи;

размер 2/4, дирижерскую схему; понятие «хор».

Уметь: воспринимать и передавать радостный характер песни «Хлопайте в ладоши!»; понимать дирижерский жест учителя, чисто интонировать малую терцию вверх и вниз.

«Песенки о животных».

3

10

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж).

1

аудиторное

Знать, что  песня – основа музыкальных впечатлений.Размер 2/4.

Уметь эмоционально воспринимать изображение сказочных образов  в музыке, запоминать мелодию новой песни «Ежик».

Петь легким звуком попевку р.н.п.  

 «Ах вы, сени».

Освоить роль ученика;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное.

Сравнивать, сопоставлять. Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях.

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Знакомиться с элементами нотной записи.    

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

11

Я ищу тебя, прыг-скок,
Мягкий, ласковый

"комок".
Где ты прячешься, проказник?
Кто отгрыз у тапка задник?
Покажись скорей, дружок!
Наш лохматенький 

 (Щенок).

1

аудиторное

практическое

Знатьпонятия:  «лад», «мажор», «минор»; мелодию новой песенки  «Мой щенок».

Уметь петь энергично выразительно, умеренно громко,  не форсируя звук;

играть простейшие музыкальные фразы из песни «Ежик» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне.

12

Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он … (Медведь)

1

внеаудиторное

практическое

Знать  какое значение имеет музыка в жизни человека, звучание природы.

Уметь: воспринимать и передавать радостный и спокойный  характер изучаемых музыкальных произведений  «Ежик» и «Мой щенок».

Распевать один слог на несколько звуков.

«Ох ты, зимушка – зима!».

2

13

Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял … (Снег).

1

аудиторное

Знать размер 3/4 на примере песни «Серебристые снежинки».

Уметь выразительно исполнять песни; чисто интонировать мелодию музыкального произведения; понимать дирижерский жест, правильно делать акцент в трехдольном размере.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Участвовать в паре.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.  Самостоятельно создавать  способы решения проблем творческого поискового характера.

14

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? 

(Зимой).

1

аудиторное

практическое

Знать, что  песня – основа музыкальных впечатлений.

Уметь определять общий характер музыки; узнавать освоенные музыкальные произведения «Три пингвина» Варламова, «Серебристые снежинки».

«Зимние веселыепраздники».

2

15

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник?... (Новый год)

 

1

аудиторное

практическое

Знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения;  характерные особенности жанров: песни, танца, марша.

Размер 3/4.

Уметь воспроизводить интервалы голосом; чисто интонировать при пении песен «Серебристые снежинки», «Мой щенок».

Правильно использовать певческое дыхание, понимать дирижерский жест.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

Определять план выполнения заданий на занятиях.

Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях.

Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме.

16

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество).

1

внеаудиторное

практическое

Знать религиозные праздники, народные традиции, песни.

Уметьслушать, воспринимать «колядки». Выдерживать паузы, не брать дыхание в  середине муз. фразы в песнях «Ежик», «Серебристые снежинки».

«Про любимые игрушки звонко песенки поем».

2

17

Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Воздушный шар)  

1

аудиторное

Знать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; мелодию новой песни «Шарики воздушные».

 мелодию и текст песни «Мамочка моя».

Уметь: узнавать освоенные музыкальные произведения. Играть простейшие музыкальные фразы на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне («Три пингвина»).

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.    

Сравнивать, сопоставлять.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. 

Участвовать в паре.

 Самостоятельно создавать  способы решения проблем творческого поискового характера.

18

Ей меняю я наряды, 

Спать кладу, гулять вожу, 

Расчешу и если надо, 

Бант красивый повяжу. 

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? 

 (Кукла).

1

аудиторное

практическое

Знать,  как передавать ритмический рисунок  в мелодии песни «Мамочка моя». Текст песни «Шарики воздушные».

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты; выразительно исполнять фразировку  песни «Кукла» Вихаревой.

Весело и подвижно исполнять песни «Три пингвина», «Шарики воздушные».

«Здравствуй, Масленица!»

2

19

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем. (Масленица).

1

аудиторное

практическое

Знать: музыкальный образ русских воинов; героические образы в искусстве; песни о защитниках Отечества.

 Музыкальный размер 4/4 на примере русской народной песни «Солдатушки».

Уметь: слушать музыку внимательно,

определять плясовой характер русских народных песен  «Ах вы, сени», «Калинка». Определять на слух  звучание народного оркестра на примере  песен  «Светит месяц», «Коробейники». Петь легко и свободно р.н.п. «Блины».

Уважать  свою семью, родственников, родителей.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Уметь проводить простые аналогии и сравнения  между музыкальными произведениями.

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

20

Тесто лью и жарю... Много!

Только дырочки видны...
Из старания такого
Получаются...

 (Блины).

1

внеаудиторное

практическое

Знать:  о своеобразии русских народных песен «Солдатушки», «Ах вы, сени», «Калинка». Звучание народных инструментов: свирели, дудочки, рожка, гуслей.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать знакомые русские народные песни или их фрагменты, определять на слух  музыкальные размеры 2/4; 4/4.

«Очень любим маму».

2

21

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная!

( Мамочка).

1

внеаудиторное

практическое

Знать образы – портреты созданные с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

Уметь выразительно исполнять мелодию песни «Мамочка моя», легко и подвижно

 веселую песню «Блины». Петь, выделяя акценты в попевку р.н.п.  

«Уж как шла лиса».

Освоить роль ученика.

Уважать  свою семью, родственников, родителей.

Уметь  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Осуществлять простые  обобщения между отдельными произведениями искусства.

Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях.

Контролировать и оценивать свою деятельность.

22

Ароматное варенье,

Пироги на угощение,

Вкусные оладушки

У любимой ...

(Бабушки)

1

внеаудиторное

практическое

Концерт для мам

Знать изобразительные и выразительные особенности музыкального сочинения.

Уметь петь выразительно, эмоционально, передавая характер произведения. Правильно стоять, выходить и уходить со сцены.

«Весенние прогулки».

4

23

Кончилось время 
Снега и льда.
Берег реки
Затопляет вода.
День удлиняется,
Ночь убывает.
Как это время,
Скажи, называют?(Весна).

1

аудиторное

Знать свойство музыки передавать состояние природы, чувств, мыслей человека.

Уметь узнавать освоенные музыкальные произведения; различать тембры различных музыкальных инструментов; анализировать музыкальные произведения. Петь попевку р.н.п.  «Уж как шла лиса», изменяя характер произведения.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме.

Уметь  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Использовать в своей деятельности простейшие муз инструменты.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

24

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик).

1

аудиторное

практическое

Знать  мелодию и текст 1 –го куплета новой песенки «Одуванчик».

Уметь выразительно исполнять веселую по характеру песню «Шарики воздушные». Петь легким звуком попевку р.н.п.  «Уж как шла лиса». «Ах вы, сени».

25

Мы по улице ходили

И о времени забыли.

Дождь пошел.

Стучит он гулко,

Сорвана была... (Прогулка).

1

аудиторное

практическое

Знать содержание и музыкальный материал изученных произведений: р.н.п.  «Уж как шла лиса», «Мамочка моя», «Шарики воздушные».

Уметь эмоционально исполнять разные по характеру песни, определять  на слух основные жанры музыки.

26

На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это

(Бабочка).

1

аудиторное

практическое

Знать музыкальные инструменты по изображениям.

Уметь: определять простые размеры, считать их на 2/4,3/4. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Играть простейшие музыкальные фразы песен «Уж как шла лиса», «Ах вы, сени» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне.

«Веселые музыканты».

2

27

Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка-будет музыка слышна.
Подумайте минуточку... что же это?

 (Дудочка).

1

аудиторное

Знать музыкальные инструменты по изображениям.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства.

28

По упругим бокам
часто бьют толстяка.
И гремит толстячок, 
подставляя бочок:
"Бум-бара, бум-бара!
На парад мне пора!"

 (Барабан).

1

аудиторное

практическое

Знать музыкальные инструменты по изображениям и звучанию. Узнавать игру оркестра русских народных инструментов.

Уметь: сопоставлять  тембры, показать имитацию игры на них. Играть мелодию р.н.п. «Теремок» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне.

«Разыграем сказку!»

4

29

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — …(Теремок).

1

аудиторное

практическое

Знать  о значении музыки  в спектаклях.

Уметь сопоставлять изображения народных и профессиональных инструментов, считать размер  4/4. Петь песенку «Теремок» подвижно, весело.

 Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях.

Уметь определять характер и настроение  музыки с учетом терминов и образных определений.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в  своей памяти.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.        

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы.

30

1

аудиторное

практическое

Знать о жанровой принадлежности музыкальных произведений; о музыке, звучащей  в кино.

Уметь  узнавать знакомые песенки из мультфильмов. Определять простые размеры. Петь песенки «Ежик», «Теремок», чисто интонируя мелодию.  Инсценировать сказку «Теремок».

31

1

внеаудиторное

практическое

Знать содержание и музыкальный материал изученных произведений; особенности изображения музыкальными звуками жизненных явлений.

Уметь узнавать освоенные музыкальные произведения; эмоционально воспринимать изображение сказочных образов  в музыке. Инсценировать сказку «Теремок».

32

1

внеаудиторное

практическое

Знать, что такое песенность, танцевальность и  маршевость в оперной и балетной музыке.

Уметь выразительно исполнять любимую песню; определять простые размеры, считать их. Инсценировать сказку «Теремок».

33

«Подведем итог»…

1

внеаудиторное

практическое

Знать, что такое песенность, танцевальность и  маршевость в оперной и балетной музыке;

какое значение имеет музыка в жизни человека.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты.

Содержание программы

Основное содержание программы предполагает тематические блоки, которые обеспечивают целостный и комплексный подход реализации программы и позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом блоке раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом планировании, каждый блок отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Основным содержанием занятий является изучение народной музыки, это способствует формированию патриотических качеств личности обучающихся, а также воспитывает в детях уважение к музыкальной культуре других народов и формируется представлениео том, что мы – часть общемировой культуры.

        Содержание занятий по программе «Музыкальная шкатулка» включает в себя межпредметные связи, которые направлены на развитие интеллектуальных, духовно-нравственных качеств личности, обучающихся младшего школьного возраста. Например, в тематике занятий по программам «Литературное чтение», «Окружающий мир»дети заучивают тексты песен и скороговорок, делают правильные логическиецепочки сравнивая «образы» в литературе и музыке.

Для развития певческих умений и навыков, используются различные формы распевания. Для разработки дыхания - имитация «Надутый мяч», «Свежий лес», «Восход солнца». Для развития дикции и артикуляции – скороговорки. Дети могут придумать сами мелодию на скороговорку и утрированно пропеть слоги: «бгда», «бра», «кпрфа» и.т.д. Используется пение в унисон, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование - придумывание движения в соответствии с содержанием песни. Данные распевания и формы работы очень увлекают детей, заинтересовывают. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

  • в воспитании духовно-нравственного, интеллектуального, общекультурного человека;
  • в раскрытии творческих способностей обучающихся (музыкальных способностей)
  • в воспитании эмоционально – ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

       Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

1 класс (33 часа).

Раздел1. Здравствуй, школа! (2ч)

Раздел 2.: Осень в музыке.  (2ч)

Раздел 3.:Музыкальная азбука.  (5ч)

Раздел 4. Песенки о животных.  (3ч)

Раздел 5. Ох ты, зимушка-зима! (2ч)

Раздел 6..Зимние веселые праздники. (2ч)

Раздел 7. Про любимые игрушки звонко песенки поем. (2ч)

Раздел 8.Здравствуй, масленица! (2ч)

Раздел 9. Очень любим маму! (2ч)

Раздел 10. Весенние прогулка. (4ч)

Раздел 11. Веселые музыканты. (2ч)

Раздел 12. Разыгрываем сказку! (4ч)

Раздел 13. Подведем итог. (1ч)

Приложение №1

Методика «Изучение школьной мотивации обучающихся (Н. Г. Лусканова)

Школьникам предлагается ответить на вопросы, выбирая, предложенный вариант ответа:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

1-не очень                        1-балл;

2-нравится                        3-балла;

3-не нравится                        0-баллов.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

1-чаще хочется остаться дома        0-баллов;

2-бывает по разному                        1-балл;

3-иду с радостью                        3балла.

3. Если бы учитель в школе сказал: "Завтра могут прийти в школу лишь те, кто хочет?", ты бы пошел в школу или остался дома?

1-не знаю                1-балл;

2-дома                        0-баллов;

3-в школу                3-балла.

4. Тебя нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

1-не нравится        3-балла;

2-по разному        1-балл;

3-нравится        0-баллов.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?

1 -хотел бы                        0-баллов;

2-не хотел бы         3-балла;

3-не знаю                        1-балл.

6. Ты хотел бы , чтобы в школе остались определенные предметы?

1-не знаю                        1-балл;

2-не хотел бы                3-балла;

3-хотел бы                        0-баллов.

7. Ты часто рассказываешь дома родителям о школе?

1-часто        3-балла;

2-редко        1-балл;

3-не рассказываю        0-баллов.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя в школе был менее строгий учитель?

1 -точно не знаю        1-балл;

2-хотел бы        0-баллов;

3-не хотел бы        3-балла.

9. У тебя в классе много друзей?

1-мало        1-балл;

2-много        3-балла;

3-нет        0-баллов.

10. Тебе нравится твой класс?

1-нравится                        3-балла;

2-не нравится                0-баллав;

3-не очень                        1-балл.

Ключ:

25-30 баллов - все хорошо, высокая школьная мотивация и учебная активность;

20-24 балла - нормальная школьная мотивация;

15-19 балла - положительное отношение к школе, но привлекает внеучебной стороной;

11-14 баллов - низкая мотивация;

10 баллов - верхняя граница дезадаптации.

Приложение № 2

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо

Цель:

  • выявить нравственные представления обучающихся

Оцениваемые УУД:выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст:младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

А    Нравиться

Б     Не очень нравиться

В     Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А    Сделаю замечание и помогу убрать

Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А    Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую

Б     Незнаю

В     Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А    Извинюсь и уберу за собой

Б     Незнаю

В     Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде?

А    Нет

Б     Иногда

      В     Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее?

А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке

Б     Скажу другу, чтонадоизвиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

      В     Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

     Средний    уровень (6-11 баллов):     такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета  интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

рабочая программа по внеурочной деятельности " Математическая шкатулка" научно-познавательного направления

Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению научно - познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность к...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-3 классов "Музыкальная шкатулка"

Программа курса внеурочной деятельности  «Музыкальная шкатулка» является программой духовно – нравственной направленности. Занятия музыкально-творческой и концертной деятельност...