Презентация "Духовно-нравственное воспитание"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. Николай Васильевич Шелгунов
Духовность и нравственность Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой. Нравственность – способы действия, нормы поведения, поступки людей. Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души. 26.06.19
Базовые характеристики мотивационной сферы личности Нравственность- поступки людей Духовность – свойство души, стремления
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - первостепенная задача современной образовательной системы. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Важным фактором, обеспечивающим как социальную, так и культурную модернизацию современного общества, считается школа.
В школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно. В ФГОС второго поколения говорится о необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему. Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Главная цель Концепции - раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи: формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание нравственных качеств личности ребёнка; освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
В ФГОС второго поколения определен духовно – нравственный «ПОРТРЕТ»ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Честный и справедливый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и Добрый, не причиняющий зла живому решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам Патриотичный (готовый поступиться своими интересами) Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Концепция раскрывает Содержание задач воспитательного процесса Направления воспитательной деятельности Систему организации воспитания Формы и методы духовно- нравственного развития
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указываются пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников : Духовно- нравственное воспитание Урочная деятельность Внешкольная деятельность Семейное воспитание Внеурочная деятельность
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека - представления о политическом устройстве РФ, символах государства, правах и обязанностях гражданина РФ, об исторической судьбе; - интерес к государственным праздникам и событиям в жизни России, крае, в котором находится ОУ.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека Формы деятельности: - беседы, классные часы, экскурсии, тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла,просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры; - участие в социальных проектах.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - нравственный выбор; - представления о правилах поведения; - свобода совести и вероисповедания; - знание правил этики, культуры речи.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Формы деятельности: -классные часы; -участие в благотворительных акциях; -проведение сюжетно-ролевых игр - конкурсы; - коллективные творческие дела.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда; - элементарные представления об основных профессиях; - первоначальные навыки коллективной работы.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формы деятельности: - праздники труда, конкурсы; - презентация учебных и творческих достижений; - участие в разработке и реализации различных проектов.
Воспитание ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни - уважение родителей; - забота о старших и младших; - стремление к здоровому образу жизни; - здоровье нравственное и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни Формы деятельности: - семейные праздники; - творческие домашние задания, при выполнении которых необходима помощь родителей; - приобщать родителей к участию во внеурочных классных и школьных мероприятиях; - включать родителей в органы управления школы.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде -формирование экологического мировоззрения; -получение элементарного опыта природоохранительной деятельности; - развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Формы деятельности: -классные часы; - участие в разработке и реализации различных проектов; -туристические походы и путешествия по родному краю; - экологические акции, десанты; - расширение опыта общения с природой (при поддержке родителей).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание ) - представление о душевной и физической красоте человека; - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание ) Формы деятельности: - посещение музеев; - шефство над памятниками культуры, посещение художественных мастерских, тематических выставок; -встречи с творческими людьми (поэтами, писателями, художниками); - участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.
беседы создание пробл. ситуации изуч. образцов худ. культ проектная деят. учеников исследоват. деят. учеников изуч. героич. прошлого игры, конкурсы, викторины Формы урочной работы
Задачи урочной деятельности- реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. . Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Воспитательные цели могут быть также реализованы на материале любого учебного предмета
Формы внеурочной работы с детьми: Беседы, игры, конкурсы, викторины нравственного и духовно-нравственного содержания; Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки; Благотворительные акции; Социальные проекты; Разнообразные проекты; Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); Коллективные творческие дела; Организация спортивных соревнований, праздников.
Формы внеурочной работы с детьми: Проведение совместных праздников школы и семьи Тематические встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, жителями блокадного Ленинграда, почетными гражданами города Встречи с творческими людьми(поэтами, писателями, художниками) Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей; Тематические классные часы
Задачи внеурочной деятельности- Формирование основных культурных ценностей при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственный пример педагога; Социально-педагогическое партнерство; Индивидуально-личностное развитие; Интегративность программ духовно-нравственного воспитания; Социальная востребованность воспитания
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером.
«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» К.Ушинский
Литература: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. / Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 г. Концепция включения в новое поколение стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образоательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // http ://www.interfax-region.ru (2007 г.) Моторин А. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. //http://www.pravoslavie.ru/gurnal/ Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. – Спб., 1894.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"
Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"
Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....
Экологическое воспитание – воспитание человечности.
Статья об экологическом воспитании младших школьников....
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...