Рабочая программа внеурочной деятельности "Отчего и почему"
рабочая программа (3 класс)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Отчего и почему»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchego_i_pochemu_2017g._rusanova_o.a.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
Согласовано Заместитель директора _____________________ С.Н.Кондрашина «____» ___________________ 2017 г. | Утверждено приказом СОШ п. Верхнеказымский от 29.08.2017г. № 638-о _____________________Н.В.Степура |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Отчего и почему»
Возраст обучающихся 8- 10 лет лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Русанова Оксана Александровна
учитель начальных классов
Принято на заседании Методического совета протокол № 1 от « 28 » августа 2017 г. председатель __________________ Л.М.Хвощевская |
п. Верхнеказымский
2017 год
1. Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 3 класса.
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Практическая значимость. Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Связь с уже существующими по данному направлению программами: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества – это учащийся начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития
1.2. Цель и задачи.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
1.3. Отличительные особенности программы: базовые теоретические идеи; ключевые понятия; этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
1.4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 10 лет. На занятия отводится 1 час в неделю, всего 34 часа, продолжительность занятия 40 - 45 минут. Курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
1.5. Уровень результатов работы по программе.
Первый уровень результатов: предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов: предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
1.6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов.
2. Учебно-тематический календарный план
«Отчего и почему?»
3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Перечень универсальных действий | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
1 | 4.09 | «Миллион наблюдений». | 1 | Беседа | Игры на внимание | Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; работа в паре. |
2 | 11.09 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | Презентация | Логическая игра | Развитие логического мышления; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. |
3 | 18.09 | Как сотрудничать со взрослыми? | 1 | Беседа | Диалог с учителем | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса |
4 | 25.09 | « Самый – самый!» | 1 | Презентация | Психологическая игротека. Работа в парах. | Умение работать в паре, сотрудничать. |
5 | 2.10 | Искусство выдумывания историй. | 1 | Беседа | Речевой тренинг | Развитие речевой культуры, речевых навыков. Умение работать в команде. |
6 | 9.10 | Рисование в масштабе. | 1 | Беседа, презентация | Географический тренинг | Развитие пространственного воображения |
7 | 16.10 | Упражнение «Пословицы» | 1 | Беседа | Выполнение упражнения в парах | Умение работать в паре, сотрудничать. |
8 | 23.10 | Что такое «копилка сведений проекта»? | 1 | Беседа | Обсуждение проблемных вопросов | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. |
9 | 6.11 | Анкетирование как метод исследования. | 1 | Беседа | Подготовка анкет. Работа в парах. | Самостоятельный поиск и переработка информации |
10 | 13.11 | Компьютер – друг и помощник. | 1 | Презентация, беседа | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | |
11 - 12 | 20.11 – 27.11 | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» | 2 | Беседа | Опыт. Определяем время затраченное на выполнение домашнего задания. Групповой проект. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
13 - 14 | 04.12 – 11.12 | Проект «Движение – жизнь» | 2 | Проведение микроисследований в рамках проекта | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности. | |
15 | 18.12 | «Как выглядит орбита планет» | 1 | Занятие – практикум. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. | |
16 | 25.12 | Изучаем трёхмерные предметы | 1 | Беседа | Моделирование. Работа в группе. | Умение работать в группе. |
17 | 15.01 | «Что такое хорошая школа?» | 1 | Презентация | Микроисследование | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. |
18 | 22.01 | «Моя родословная» | 1 | Беседа | Индивидуальные проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности. |
19 - 20 | 29.01 – 05.02 | «Куклы | 2 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности. |
21 | 12.02 | «Кругосветные путешествия» | 1 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности. |
22 - 23 | 19.02 – 26.02 | «Гнездо мыши - малютки» | 2 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности. |
24 – 25 | 05.03 – 12.03 | «Движение – жизнь» | 2 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности |
26 - 27 | 19.03 - 02.04 | « Трудный путь картошки» | 2 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности |
28 - 29 | 09.04 – 16.04 | «Парк трёхмерных игрушек» | 2 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности |
30 -31 | 23.04 – 07.05 | «Вредные звуки» | 2 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности |
32 - 33 | 14.05 – 21.05 | Игрушки своими руками | 2 | Презентация | Индивидуальные и групповые проекты | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности |
34 | 28.05 | «Умники и умницы!» | 1 | Урок – концерт. | Умение презентовать свою работу. Подведение итогов, оценка результатов, самоанализ. |
3. Содержание программы.
3 класс:
«Миллион наблюдений» 1ч. Игры на внимание
Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1ч.
Как сотрудничать со взрослыми? 1ч. Диалог с учителем
« Самый – самый!» 1ч. Психологическая игротека. Работа в парах.
Искусство выдумывания историй. 1ч. Речевой тренинг
Рисование в масштабе. 1ч. Географический тренинг
Упражнение «Пословицы» 1ч. Выполнение упражнения в парах
Что такое «копилка сведений проекта»? 1ч. Обсуждение проблемных вопросов
Анкетирование как метод исследования. 1ч. Беседа Подготовка анкет. Работа в парах.
Компьютер – друг и помощник. 1ч.
«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» 2ч Опыт. Определяем время затраченное на выполнение домашнего задания. Групповой проект.
Проект «Движение – жизнь» 2ч Проведение микроисследований в рамках проекта
«Как выглядит орбита планет» 1ч. Занятие – практикум.
Изучаем трёхмерные предметы 1ч. Моделирование. Работа в группе.
«Что такое хорошая школа?» 1ч. Микроисследование
«Моя родословная» 1ч. Индивидуальные проекты
«Куклы 2ч. Индивидуальные и групповые проекты
«Кругосветные путешествия» 1ч. Индивидуальные и групповые проекты
«Гнездо мыши - малютки» 2ч. Индивидуальные и групповые проекты
«Движение – жизнь» 2 ч Индивидуальные и групповые проекты
« Трудный путь картошки» 2ч Индивидуальные и групповые проекты
«Парк трёхмерных игрушек» 2ч Индивидуальные и групповые проекты
«Вредные звуки» 2ч Индивидуальные и групповые проекты
Игрушки своими руками 2ч Индивидуальные и групповые проекты
«Умники и умницы!» 1ч Урок – концерт.
4.Ожидаемые результаты
Результаты изучения курса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- метод исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
- способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
5. Используемая литература
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2012 г.;
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2013 г.;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2012 г.;
- Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.;
- Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
- Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. pedsovet.org8.
- Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастер-класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...