Методическая разработка " Методика проведения мастер - класса"
методическая разработка (2 класс)
Введение
Эпиграфом к своей работе я бы взял народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи.
Педагог-художник — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Ему есть что сказать и хорошо, если он умеет ещё и показать, доступно объяснить различной аудитории преподаваемый материал и свой опыт художественного творчества.
Сегодня на первый план выдвигается индивидуализация профессиональной деятельности учителя. Ещё во время обучения в университете, наиболее сильное впечатление произвели на меня уроки мастерства по живописи педагога Г. Кравченко. Его мастер - классы в аудитории при решении учебных задач (портрет, обнажённая натура и д.р.) поражали мастерством владения кистью и материалом, вдохновляли! Большую роль в становлении меня, как художника сыграли и индивидуальные мастер-классы архангельского живописца Котова Ивана Семёновича.
Работая в художественной школе, мне хочется передать свои знания и профессиональные навыки в изобразительном искусстве моим ученикам и коллегам. Я считаю, что наиболее эффективно, это можно сделать через живой показ, систему мастер - классов.
Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов. Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога. Такой результат возможен в следствии успешного повышения своей квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте педагога-практика.
Сегодня мастер-класс – является обязательной составляющей конкурсов педагогического мастерства « Учитель года» и «Сердце отдаю детям». Мастер-класс это не шоу, а «особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи»[1].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_master.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения мастер-класса
Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора.
Методика проведения мастер - классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя.
Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Участникам мастер - класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя. Мастер-класс – чаще всего процесс двусторонний, и отношения выстраиваются «преподаватель - слушатель». Успешное освоение темы мастер - класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Темы и направления мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей, например:
- обзор актуальных проблем в системе обучения предмету (рисунок, живопись, методика обучения учащихся определённого возраста и т.п.);
- различные приемы, тонкости и нюансы использования художественных материалов ;
- отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
- инновационные моменты деятельности;
- авторские программы, методы и их применение на практике.
В ходе мастер – класса для преподавателей, участники :
- изучают разработки по теме мастер – класса ;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
К особенностям проведения мастер - классов при обучении в ДХШ и художественном отделении ДШИ можно отнести:
- привлечение для занятий опытных художников-педагогов;
- участие учащихся и преподавателя одновременно в мастер - классах;
- специальная организация учебно-образовательного пространства для более эффективного проведения мастер - классов.
Мастер-классы в системе обучения изобразительной деятельности возможно классифицировать следующим образом:
1. по степени присутствия:
- дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, телевизионная трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты);
- с личным присутствием художника-педагога.
2. по составу аудитории:
- для педагогов;
- для учащихся;
- смешанная группа (педагог и учащийся).
3. по месту проведения:
- аудитория (класс);
- в мастерской художника, в музее, на выставке;
- на пленере.
4. по охвату аудитории:
- индивидуальные;
- групповые (одновозрастные, разновозрастные)
Разберём на примерах:
Пример 1.
Групповой мастер-класс для преподавателей и учащихся ДХШ. Данный мастер-класс проводился по теме «Архитектурный пейзаж». Преподаватель во время проведения мастер-класс показывал поэтапное выполнение работы акварелью. Учащиеся выполнили этюд совместно с ведущим мастер-класс.
Пример 2.
Мастер- класс по металопластике в аудитории и являлся групповым. Данный мастер-класс был проведён в ноябре 2005 года, для учащихся средней школы в Австралии. Учащиеся знакомились с новым конструкционным материалом -- мягкой металлической проволокой и по окончании мастер-класса, выполнили творческую работу. Работы выполнялись каждым участником индивидуально, под руководством ведущего.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое. Но в тоже время планирование и проведение мастер - класса подчиняется логическому построению :
1. Классическая схема организации мастер класса:
- Теоретическая часть
- Практическая часть (отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых практических навыков)
- Рефлексия (рекомендации для практической деятельности, ответы на вопросы).
2. Мастер-класс по знакомству с художественным материалом, новыми техниками и приёмами работы.
- объявление темы, целей и задач;
- организация рабочего места;
- рассказ о материале и технике выполнения задания;
- показ образцов работ выполненных ранее;
- поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы;
- подведение итогов
3. Мастер класс для педагогов-коллег, знакомство с новой программой, методикой преподавания.
- объявление темы, целей и задач;
- организация рабочего места;
- рассказ о программе и новой методике преподавания;
- показ работ, по теме мастер - класса , выполненных ранее учениками при апробации программы и методики;
- ответы на вопросы слушателей (по просьбе слушателей возможен поэтапный показ выполнения некоторых заданий для учащихся с комментариями).
Заключение
Данная работа обобщает мой личный 25-летний педагогический опыт и опыт работы с учащимися преподавателей Детской художественной школы №1 города Архангельска. Я регулярно провожу мастер - классы, для учащихся своего класса, педагогов школы, наблюдаю за аналогичными мероприятиями коллег.
Я провёл большое количество мастер-классов по работе с традиционными живописными и графическими материалами, а так же по лёдовой, снежной, огненной и песчаной скульптуре, металлопластике для различных слушателей в разных городах России и за рубежом (Швеция, Германия, Австралия, Норвегия) на английском языке.
Мастер-класс все шире используется в образовательном процессе, как оригинальный метод обучения. Большим плюсом при проведении мастер -класса будут, представленные педагогом письменно оформленные программы, методические разработки, иллюстративные материалы. Наличие этих материалов позволит участникам мастер - класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.
Принимая во внимание историческое наследие в методике обучения изобразительному искусству, мастер-класс всегда будет актуален и востребован.
Список литературы
1. Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.
2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-ов. – 2-е изд., доп. перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с., ил.
3. Ростовцев Н.Н.Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. – 288 с., 193 ил.
4. Русских Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3 .
5. Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? - «Народное образование», 1998, № 7-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Подвижная игрушка "Неваляшка" для учащихся 1 класса".
Поделка выполнена из картона и цветной бумаги, способ соединения деталей - скручивание проволоки по спирали. Первоклассникам нравится и сам процесс изготовления игрушки, и то, что потом её можно...
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Мозаика из ткани "Петушок" для учащихся 1 класса".
Работа развивает мелкую моторику, вырабатывает усидчивость....
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Украшение на холодильник "Новогодний шар" из картона, пластилина, пайеток и бисера" для учащихся 1 класса".
Работа выполняется вырезыванием из картона по шаблону, размазыванием пластилина, вдавливанием мелких элементов (пайеток, бисера). Доступна для детей 6 - 8 лет. Дети обожают данный вид работы....
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Изготовление игольницы "Сердечки" из вискозных салфеток вырезанием и пришиванием для учащихся 2 класса".
Учащиеся самостоятельно рисуют шаблоны из картона (5 линий симметрично на одинаковом расстоянии), вырезают шаблоны последовательно, накладывают их на салфетки и обводят, вырезают из салфеток, накладыв...
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Создание узора на кувшине с использованием цветных камешков для учащихся 1 класса".
Дети осваивают секреты симметричного рисования, а далее вырезания, учатся приёму размазывания пластилина, созданию узора из камешков....
Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов
Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов включают в себя: презентацию по проектноу деятельности, раздаточный материал для проведения мастер-класса....
Методические рекомендации по проведению мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-классаАлгоритм мастер-класса...