сценарий мероприятия "Детям войны посвящается..."
классный час (3 класс)

Дмитриева Ирина Евгеньевна

        Эта литературно- музыкальная композиция  посвящена детям, на чей 10-15 летний возраст совпал с 1941-1945 годами. Великая Отечественная война перевернула судьбы всех граждан СССР. Подвигом нашего народа, проявленного в годы ВОВ мы гордимся. 

      Я готовила этот проект со своими учениками 3 класса, которым на май месяц 2019 года (в большинстве своем) уже исполнилось 10 лет.  Весь процесс подготовки этого проекта оказался настоящим проникновением в тему ВОВ, искреннего сопереживания и осознания ценности детства и детства без войны.

      Мои ученики с большим желанием участвовали в каждой репетиции, выучили песни и все тексты в течение 2-3 недель.  Мероприятие проходило в актовом зале нашей школы. Приглашены были все родители. Учитывая, что в моем классе обучается 35 учеников, а пришли не только мамы и папы, но и бабушки, братья, сестры  и другие родственники, в зрительном зале было занято 70-80 мест.

         По продолжительности эта литературно- музыкальная композиция заняла  40 минут. Задействован был каждый ученик моего класса.

         Каждому участнику была сшита сумка, которая надевалась через плечо и предназначалась для  атрибутов, которые использовались в ходе мероприятия.

         Результат потрясающий: глаза детей, комок в горле и слезы на глазах зрителей. Такие мероприятия нам необходимы. Они объединяют нас, заставляют ценить то, что мы имеем в нашей современной жизни.  Мирная жизнь  - это счастье, его надо беречь.

Использованы материалы с сайта http://www.world-war.ru/russkie-otverzhency/  -«Непридуманные истории о войне», стихи и песни советских, российских композиторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Эта литературно- музыкальная композиция  посвящена детям, на чей 10-15 летний возраст совпал с 1941-1945 годами. Великая Отечественная война перевернула судьбы всех граждан СССР. Подвигом нашего народа, проявленного в годы ВОВ мы гордимся.  

      Я готовила этот проект со своими учениками 3 класса, которым на май месяц 2019 года (в большинстве своем) уже исполнилось 10 лет.  Весь процесс подготовки этого проекта оказался настоящим проникновением в тему ВОВ, искреннего сопереживания и осознания ценности детства и детства без войны.

      Мои ученики с большим желанием участвовали в каждой репетиции, выучили песни и все тексты в течение 2-3 недель.  Мероприятие проходило в актовом зале нашей школы. Приглашены были все родители. Учитывая, что в моем классе обучается 35 учеников, а пришли не только мамы и папы, но и бабушки, братья, сестры  и другие родственники, в зрительном зале было занято 70-80 мест.

         По продолжительности эта литературно- музыкальная композиция заняла  40 минут. Задействован был каждый ученик моего класса.

         Каждому участнику была сшита сумка, которая надевалась через плечо и предназначалась для  атрибутов, которые использовались в ходе мероприятия.

         Результат потрясающий: глаза детей, комок в горле и слезы на глазах зрителей. Такие мероприятия нам необходимы. Они объединяют нас, заставляют ценить то, что мы имеем в нашей современной жизни.  Мирная жизнь  - это счастье, его надо беречь.

Использованы материалы с сайта http://www.world-war.ru/russkie-otverzhency/  -«Непридуманные истории о войне», стихи и песни советских, российских композиторов.

Солнечный круг. Все выходят и выстраиваются на сцене.

В руках флажки.

1 участник.  Привет, Всем, кто в зале и на сцене. Знаете, о чем я подумала, когда 9 мая смотрела парад, посвященный   74-ой годовщине со дня  Победы нашего народа в Великой Отечественной войне нал фашисткой Германией?                                                                                                                      

          В этом году, дорогие мои друзья-одноклассники, большинству из нас исполнилось 10 лет. На дворе май 2019 года. Мы с Вами  уже вот- вот …и четвероклассники…      У нас есть все для того, чтобы быть счастливыми: наши любящие родителя, друзья, возможность учиться и отдыхать! О чем мы мечтаем? К чему стремимся?  О чем беспокоимся?                                                                                

       И вдруг я представила себе, ребята, а как бы я чувствовала и вела себя, если бы родился не в 2009 году, а в 1932 году? Что, если бы нас с Вами, десятилетних застала Великая Отечественная война?

2.  участник.  Война -это тяжелое  испытание для всех, кого она коснулась.  Но особый след война оставила   поколению тех, у кого она совпала с детством. Дети потеряли свое мирное детство: прогулки с родителями в парке, мамину колыбельную песенку перед сном, бабушкину сказку. Многие дети лишились даже полноценного питания, мечтали просто поесть досыта. Конфетка –уже праздник, мандаринка или яблоко – значит дожили до очередного Нового года.

3. участник. Детство особая пора - период получения знаний, формирования личности. Те, кому выпало пройти эту школу в годы войны, были лишены привычных  для нас радостей детства.  Отцы, деды, старшие братья   ушли на фронт. Мамы, бабушки и старшие сестры если и оставались в тылу,  то большую часть времени  работали. Все взрослое поколение нашей страны объединено было  одной мыслью, одной целью: победить фашизм, освободить нашу землю.

4. участник.  И дети, наши ровесники перестали быть беззаботными детьми. Вся жизнь  их наполнилась огромной ответственностью.  А  еще … страхом, горем, болью и огромным желанием помочь своим родителям, всей стране и обязательно победить.  

5. участник.  В  условиях войны те школьники, которым находились в тылу и , которым повезло  ходить в школу,  учились с твердой убежденностью, что это помогает приблизить Победу над врагом.  Но учиться пришлось не всем:   у одних не было одежды и обуви, что бы ходить в школу, другим надо было помогать семье, зарабатывать трудодни, что бы прокормить братьев и сестер.

6. участник.: Отдавая дань памяти всем, кто пережил эти годы и тем, кто отдал свою жизнь за наше мирное будущее, давайте вспомним сегодня  наших ровесников, чьи детские годы совпали с годами войны.

Все смотрят на  экран. Слушают начло войны

1. Начало ВОВ. Вставай страна огромная. (youtob)

7. участник.  Дети войны. (Илья Резник)

Дети войны.    Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны.    Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны.    Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны.    Ленинградский трубит метроном.
Дети войны.    Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили  игрушки  убитые.
Крошки хлеба на белом снегу…
Крошки хлеба на белом снегу….
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
С детством  нас разлучила война.

8. участник. 17 июня 1941 года мне исполнилось 10 лет, а через 5 дней началась война. Утром 22 июня я играл в соседнем дворе со своими друзьями, как вдруг прибежал какой-то мальчик с криком "Война! Началась война!". На него зацыкали: "Ты что, с ума сошёл? Разве можно такое говорить?".  Однако, это оказалось правдой… Вскоре началась эвакуация  из Москвы…

9. участник. В яслях меня застало объявление о войне, я была в старшей группе. Женщины-воспитатели и няни разбежались по домам, оставив меня с пятнадцатью ребятишками. Домой я вернулась поздним вечером, когда родители разобрали детей. Дома я застала плачущую мать и младшего брата. Отца мобилизовали в армию, а сестру — на оборонные работы.

10. участник.  На Киевском вокзале тогда было столпотворение и паника. Мама оставалась в городе на заводе, а мы ехали к бабушке со старшей сестрой Матреной, ей в 1941 году исполнилось 17 лет. Мама нам надавала в дорогу вещи для продажи – шуба, шёлковые отрезы, она не хотела, чтобы мы голодали. Мы ехали к бабушке в большую семью в телячьем вагоне.

11. участник. С первых дней войны вглубь страны началась эвакуация жителей из прифронтовых территорий. Уже осенью 41-го Чернушинский район принял более 8 тыс. жителей из Ленинграда и Москвы, Украины и Белоруссии, Карелии, Смоленской и Калининской областей. В спешном порядке было создано 22 дома-интерната, где обрели приют более 2 тыс. эвакуированных детей.

12 участник.  Мы выехали из Москвы вовремя. Все наши знакомые и соседи, которые припозднились, ехали в эвакуацию в теплушках, без возможности умыться, без уборных,  ехали месяц,  а то и дольше. В середине октября, когда Москва была на осадном положении, люди шли из Москвы пешком, не хватало ни теплушек, ни даже вагонов метрополитена (их тоже приходилось использовать).

13. участник. Но вскоре жизнь вокруг стала меняться. Прежде всего, конечно, начался призыв в армию всех мужчин от 18 до 45 лет. А на женские плечи сразу ложился мужской труд, особенно все полевые работы: сенозаготовки, уход за посевами и прочее. А вот уже женский труд, домашний, был перенесен на плечи детей, которые могли ухаживать за домашней скотиной.

14. участник.  В начале 1942-го года к нам в школу пришла делегация: один мужчина, три женщины. Они говорят: «Дети, надо помочь взрослым!». Мальчишек направили на Первую Образцовую типографию. Меня привели на Фабрику полевого снаряжения на Большой Татарской. Поступив работать, я даже не умела иголку-то держать по-настоящему. Научили держать и иголку и наперсток  и грузить  и перетаскивать тюки ткани.

15. участник. Наверно, тем, кто оказался в эвакуации, можно сказать повезло. Женщины много работали, дети учились и помогали взрослым.  Они были в тылу, далеко от бомбежки, стрельбы, линии фронта, раненых и убитых…

А закаты алые- песня (клип-мульфилм) (youtob)

16. участник.   Дети войны (Дарилович)
В сороковых лихих годах
Крутой случился поворот,
На неокрепших на плечах
Держались тысячи забот.
Они стояли у станков,
В окопах взрослым помогали,
В разведке брали "языков",
И в партизанах воевали.
Немало их, детей военных,
В сырой земле у нас лежит,
И часть Победы, несомненно,
По праву им принадлежит.

 17. участник.    Самые смелые и отчаянные, возможно, что в школе они были самые, что ни есть шалуны  непоседы, умудрялись  убежать из дома. Они добирались до линии фронта и становились бойцами регулярной Советской армии. А кто-то оказывался в партизанских отрядах. И так же самоотверженно сражался с немецкими захватчиками. 

Самые молодые Герои России и СССР (youtob)

Сын полка

http://www.world-war.ru/uploads/kolesnikov1.jpg

www.visualrian.ru. Александр Колесников

18. участник.  (Воспоминания Александра Колесникова)В марте 1943 года мы с другом сбежали со школьных уроков и отправились на фронт. Нам удалось забраться в товарный поезд в вагон с прессованным сеном. Но на одной из станций нас обнаружили и отправили обратно в Москву.

     На обратном пути я снова удрал на фронт — к отцу, служившему заместителем командира механизированного корпуса. Но выяснилось, что батюшка получил от мамы известие о моем «героическом» поступке и пообещал устроить мне при встрече отменную «лупку».

      Тогда я пристроился к танкистам, которые направлялись на переформирование в тыл. Рассказал им, что отец у меня тоже танкист, что маму потерял во время эвакуации, что остался совсем один… Мне поверили, приняли в часть сыном полка — в 50-й полк 11-го танкового корпуса. Так в 12 лет я стал солдатом.

      Дважды ходил на разведку во вражеский тыл. Правда, в первый раз чуть не выдал нашего радиста, которому нес новый комплект электрических батарей для рации. Встреча была назначена на кладбище. Позывной — утиное кряканье. Получилось так, что на кладбище я добрался ночью. Картина ужасающая: все могилы разворочены снарядами… Вероятно, больше от страха, чем исходя из реальной ситуации, начал крякать. Раскрякался так усердно, что не заметил, как сзади подполз наш радист и, зажав мне рот ладонью, прошептал: «Сдурел, парень? Где же это видано, чтобы утки ночью крякали?! Спят они по ночам!» После удачных походов по вражеским тылам меня с уважением называли не иначе, как Сан Санычем.

     В июне 1944 года 1-й Белорусский фронт начал подготовку к наступлению. Меня вызвали в разведотдел корпуса. Задача — в течение трех дней найти секретную железнодорожную ветку и обозначить место ее расположения, развесив на деревьях старое постельное белье. Но сделать это вовсе не просто. Парашютисты разведчики с задания не вернулись. Авиационная разведка также не может засечь эту ветку: маскировка выполнена безукоризненно.

         Меня переодели во все гражданское, дали тюк постельного белья. Получился подросток-беспризорник, меняющий белье на продукты. Линию фронта перешел ночью с группой разведчиков. У них было свое задание, и вскоре мы расстались.              

         Пробирался лесом вдоль основной железной дороги. Каждые 300-400 метров парные фашистские патрули. Изрядно вымотавшись, днем задремал и чуть не попался. Очнулся от сильного пинка. Два полицая обыскали меня, перетрясли весь тюк белья. Обнаруженные несколько картошин, кусок хлеба и сало тут же отобрали. Захватили и пару наволочек и полотенец с белорусской вышивкой. На прощанье «благословили»:

— Убирайся, пока не пристрелили!

… На третий день я наткнулся на тела парашютистов, о которых говорил летчик-подполковник. Герои-разведчики погибли в явно неравном бою.      

        Вскоре путь мне преградила колючая проволока. Началась запретная зона! Несколько километров пробирался вдоль проволоки, пока не вышел к основной железнодорожной магистрали. Повезло: военный эшелон, загруженный танками, медленно свернул с основного пути и скрылся между деревьями. Вот она, загадочная ветка!

Гитлеровцы замаскировали ее отменно. Эшелон двигался «хвостом» вперед! Паровоз был расположен позади состава.

          Ночью я забрался на верхушку дерева, растущего у стыка железнодорожной ветки с основной магистралью и развесил там первую простыню. К рассвету вывесил постельное белье еще в трех местах. Последнюю точку обозначил собственной рубашкой, привязав ее за рукава. Теперь она развевалась на ветру, как флаг.

         На дереве просидел до утра. «Лавочкин-5» появился в срок. Фашисты его не трогали, чтобы не выдать себя. Самолет долго кружил поодаль, затем прошел надо мной, развернулся в сторону фронта и помахал крылышками. Это был условный сигнал: «Ветка засечена, уходи — будем бомбить!».

         На обратном пути пришлось плыть через реку, так как мост был разрушен от взрыва.

       Как я ни старался отплыть подальше, меня настиг и подобрал катер фашистской охраны. К тому моменту, когда он причалил к берегу невдалеке от сторожки, я уже потерял сознание от побоев. Озверевшие гитлеровцы меня распяли: руки и ноги прибили гвоздями к стене у входа.

      Спасли меня наши разведчики. Они увидели, что я уцелел от взрыва, но попал в руки охраны. Внезапно атаковав сторожку, красноармейцы отбили меня у немцев.                

      Очнулся под печкой сожженного белорусского села. Узнал, что разведчики сняли меня со стены, завернули в плащ-палатку и понесли на руках к линии фронта. По пути наткнулись на вражескую засаду. Многие погибли в скоротечной схватке. Раненый сержант подхватил меня и вынес из этого пекла. Спрятал меня и, оставив мне свой автомат, пошел за водой, чтобы обработать мои раны. Вернуться ему было не суждено…    Долог был мой боевой путь… Я уцелел.

        В Москву вернулся летом 1945 года. Долго не решался войти в свой дом на Беговой улице… Я не писал маме более двух лет, опасаясь, что она заберет меня с фронта. Ничего так не боялся, как этой встречи с ней. Понимал, сколько горя принес я ей!.. Вошел бесшумно, как научили меня ходить в разведке. Но материнская интуиция оказалась тоньше — она резко обернулась, вскинула голову и долго-долго, не отрываясь, смотрела на меня, на мою гимнастерку, награды…

19. участник. Страшно, очень страшно было на фронте. Страшно было и мужчине и мальчишке… Но там в руках у бойцов было оружие. А что происходило на территории, которую фашистам удалось захватить. Как выживали наши люди в оккупации.

20. участник. Оккупация началась с того, что собрали всех жителей на главной площади и объявили: вводится «Новый порядок» проживания в условиях войны. Нельзя в темное время суток зажигать огонь и любые приборы для освещения, Нельзя собираться группами более двух человек, Нельзя громко кричать, петь, выходить за пределы деревни…. и многое другое. 

21. участник.  Часто устраивались и проверки на наличие в домах партизан. Немцы тщательно обыскивали дома и дворовые постройки. Потом выгоняли всех жителей в поле, строили по росту в шеренгу; впереди ставили самых маленьких детей, за ними — подростков; замыкали шеренгу старики и матери. Переводчик переводил угрозы коменданта, перечисляя наказания за помощь партизанам, а солдаты наводили на людей пулемёты и кричали: «Где партизаны?» В рядах говорили: «Мы не знаем». Далее они пугали: наставляли пулемёты на детей и матерей и стреляли возле ног, затем в воздух. Эта акция у них называлась: устрашение. Наигравшись, отпускали сельчан по домам, до следующего раза. 

22. участник. Мальчик из села Поповки  
С. Я. Маршак

2Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Немного  прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Звук сирены С-40

  ЛУЧИ ПО ЗАЛУ ФОНАРИКИ

23. участник.  Блокада  (Надежда Радченко)

Чёрное дуло блокадной ночи.
Холодно, холодно, холодно очень.
Вставлена вместо стекла картонка.
Вместо соседнего дома - воронка.
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то.
Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется. 
Страшно. Темно.
Умер братишка мой. Утром. Давно.
Вышла вода. 
Не дойти до реки.
Очень устал.
Сил уже никаких. 
Ниточка жизни натянута тонко.
А на столе -на отца похоронка.

Хроника Блокады  (YOUTOB)  

24. участник.  В августе мы получили письмо из деревни от деда. Он писал, что уже совсем близко немцы и они с бабушкой остаются, потому что жалко бросать дом, да и умереть лучше дома, чем где-то на дороге. В сентябре появилось новое слово – «БЛОКАДА» — тогда еще никто не представлял последствий этого. Появились карточки на хлеб и продукты, а это – преддверие голода. Потеря карточек, особенно на хлеб, уже в октябре для большинства людей означала, практически, смерть.

               Первого умершего от голода и холода во Всеволожске я увидел в начале октября. Помню, мы с ребятами пришли к открытию магазина за хлебом и увидели лежащего на ступеньках скорчившегося мертвого человека. Постепенно стали привыкать к трупам, лежащим на улицах. Сначала их убирали в тот же или на другой день, а потом трупы до марта месяца никто и не убирал. Их постепенно заносило снегом, так они и лежали до весны.

С конца октября прекратилась учеба в школе. Часть ребят уехали в эвакуацию (в основном те, у кого на Большой Земле родственники), остальные сидели по домам, коротая голодные дни и ночи. У нас с сестрой одна задача: ежедневно ходить в магазин и с боем, среди таких же голодных и чуть живых людей, пробиться к продавцу и получить свои граммы хлеба. Обычно около прилавка толпилась достаточно большая группа людей (дети, женщины, старики, или, точнее, то, что от них осталось), и если, получив от продавца хлеб, не успеешь спрятать его, то он будет вырван из твоих рук кем-нибудь: это я видел не один раз. Человек, вырвавший хлеб, не убегал. Он наклонялся, и, пока его били, старался засунуть его в рот и проглотить. На побои не обращал внимания и не сопротивлялся. Что значат любые побои по сравнению с безумием голода…

Домой родители приходили один-два раза в неделю, и утром уходили опять на завод. Отец побыл последнее время дома в ноябре, и после этого мы с сестрой уже его не видели. Он

К январю в доме были съедены: горчица, кофе, столярный клей, олифа и вообще все, что имело вид съедобного.

Однажды пришла мысль спуститься в подпол и посмотреть – нет ли чего там. К нашей радости были обнаружены несколько кустов корней георгинов, выкопанных с осени, положенных на зиму в подпол, чтобы не замерзли. Корни георгинов имели форму клубней до 10 сантиметров и диаметром до трех сантиметров. Не помню, за сколько времени, но георгины были съедены. По вкусу корни георгина напоминали свеклу с приторно сладким вкусом.

Шестого марта 1942 года мама пришла рано вечером и сообщила, что вчера (5 марта) отец умер, а сегодня, с утра, его свезли в братскую могилу на Охтинское кладбище. В связи со смертью отца ее отпустили с работы, чтобы его похоронить (свезти на кладбище) и побывать дома. Поминать было нечем. Посидели, поплакали, и утром мама ушла на завод.

Мы давно уж перестали обижаться на когда-то появившееся обидное слово «дистрофик», значение которого сначала не понимали, а потом привыкли и не реагировали на него. Люди умирали, и никого это уже не удивляло. Человек шел, падал, и если у него не было сил подняться, то он так и умирал здесь же, на снегу. Редко находился «кто-то», который пытался помочь упавшему…

После смерти отца, в какой-то из мартовских дней, я пошел с мамой на завод попытаться устроиться на работу. Пришли, как я помню, в отдел кадров. Как работник, выглядел я, безусловно, комично. Мне было неполных 12 лет, росточком был маленький, шапка на голове больше, чем сама голова. Измученный дорогой, худющий, жалобно смотрящий из-под нависшей на глаза шапки, я, сколько было «металла» в голосе, заявил, что пришел заменить умершего отца (я верил в это и говорил вполне сознательно). Как и следовало ожидать, на работу меня не приняли, и пришлось проделать трудный путь обратно домой.

Наступил апрель: таял снег, с дорог и канав убирали трупы, появились первые зеленые травинки, которые тут же съедались, светило солнце и все понимали: самое страшное позади…

25. участник. Ой, Мишка, как же страшно мне!             Л. Тасси

Оборванного мишку утешала.
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

 Дневник Тани Савичевой (Youtob)

27. участник.

«28 декабря 1941 года.

Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

ЗВУК МЕТРОНОМА

Первый канал. Минута молчания 9 мая 2014 года

Рома со свечой. Остальные понимают свет фонаря вверх.

Военное лагерное детство

28. участник. В  нашем вокзале  нас втиснули в товарные вагоны, привезли в Латвию. В моей метрике появился штамп: «Военнопленный из оккупированных областей СССР. Огра, 23 ноября 1943 года». Здесь нас раздали богатым латышам в качестве работников. Мы попали на хутор Мисдалат, где уже было несколько работников. Хозяйка оказалась доброй, подарила маме красивое платье… Но мы теперь толи слуги, то ли рабы…Русские отверженцы

29. участник.   Имени нет, нет фамилии. Только   номер на руке 25795.                    На груди у меня нашивка с латинскими буквами  OST. Нашивки 87*80 мм должны была крепиться на груди у рабочей силы из оккупированных районов России. Сине-белая нашивка. Нашивку выдавали, как правило, в распределительном лагере — сразу по прибытии в Германию. Нашивка воспринималась как способ унизить человека, показать его неполноценность. 

Знак OST из архива Мемориала

1/2

Знак OST из архива Мемориала

30. участник.  Единственным способом общения остарбайтеров (так называли рабочую силу из России),  близкими была переписка. Согласно почтовой инструкции, специально изданной для остарбайтеров, письма можно было отправлять два раза в месяц. 

31. участник.   Содержание писем и их отправка жестко контролировались. Перед отправкой письма проходили цензуру, поэтому в них не допускалось описание тяжелых условий быта, унижений, побоев и бесконечного труда.

32. участник.  Поэтому в Россию родственникам приходили в основном   поздравительные открытки.  

34. участник.   В этих открытках сообщалось только о погоде и о достопримечательностях немецких земель. Но и такие открытки были важны. Каждая открытка была доказательством тому, что там в плену, родные и близкие еще живы.

В концлагере Кретинга

35 участник.  Осенью 1943 года весь барак срочно вывезли в Германию, в концентрационный лагерь. Снова — голод, расстрелы. Даже самые маленькие дети не смели шуметь, смеяться, просить есть.

      В лагере не было крематория, но был «ревир», откуда уже не возвращались. Французам и бельгийцам присылали посылки и почти все съедобное из них ночью, тайно перебрасывалось через проволоку детям, которые и здесь были донорами. Врачи из «ревира» помимо того на маленьких узниках испытывали лекарства, которые были заделаны в шоколадные конфеты. Малыши знала, что такое боль в животе после таких конфет. Многие дети погибли в результате проведенных над ними опытов. Если ребенок заболевал — его отправляли в «ревир», откуда он уже не возвращался. И дети это знали.

      Так шли дни за днями — матери от зари до зари на тяжелых работах, дети — под окрики и подзатыльники «гуляли» по плацу в любую погоду в деревянных башмаках и рваной одежонке. Когда начинали совсем замерзать, надзирательница «жалела», заставляя топать больными ножонками по слякотному снегу.

      Молча шли к баракам, когда разрешалось идти. Дети не знали ни игрушек, ни игр.. У детей была полностью расшатана нервная система. Им приходилось присутствовать и на публичных казнях. Однажды женщины осенью 1944 года нашли в поле, в канаве молоденького раненого русского радиста, почти мальчика. Ухитрились в толпе пленных провести его в лагерь, оказали посильную помощь. Но кто-то выдал паренька и его наутро уволокли в комендатуру. На следующий день на плацу выстроили помост, согнали всех, даже детей. Окровавленного парнишку выволокли из карцера и четвертовали на глазах у узников. Юный радист не кричал, не стонал, только успел выкрикнуть: «Женщины! Крепитесь! Наши скоро будут здесь!» И все… У малышей  волосенки на голове встали дыбом. Здесь даже от страха нельзя было кричать…

37. участник.  

За колючей проволокой лай собак

Режет луч прожектора в темноте барак

Не тела, а тени выстроены в ряд

На руке есть номер…

Здесь утроен ад…

Дети от родителей здесь отделены

Голод, холод, муки-  может злые сны?

Офицер немецкий дал рукой сигнал

Сколько жить осталось?        

Разве кто-то знал…

Крошечные узники – лики- образа

«Мама, мама, мамочка» - молятся глаза.

Выжить невозможно, Господи спаси!

Ангелом на небо душу отнеси!

Словно свечи звезды светят в ночной мгле….

Мы хотели очень остаться на земле…

Евгений Кунгуров - Бухенвальдский набат. В. Мурадели, А. Соболев (Youtob)

38 участник.  О детях войны .         Валентина САЛИЙ

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны  перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб
скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял
.

39 участник.

Слава защитникам маленьким нашим,
Слава героям за Родину павшим!
С личиком детским, но с подвигом дерзким,
Слава мальчишкам, девчонкам Советским!
Детское сердце явилось огромным,
Смело сражалось с врагом вероломным.
Дети - герои идя на войну,
Насмерть стояли спасая страну!
Слава защитникам маленьким нашим,
Слава героям за Родину павшим!
С личиком детским, но с подвигом дерзким,
Слава мальчишкам, девчонкам Советским!

Олег Газманов - Бессмертный полк премьера клипа, 2018

(Youtob)

40 участник

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Идет кино. (Youtob)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памяти юных героев войны посвящается...

Мероприятие знакомит учащихся с юными героями ВОвойны, развивает интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма. Проводится в летнее время в лагере. на площадке....

Внеклассное мероприятие "Детям войны посвящается"

Урок, посвященный детям,пережившим войну в Ленинграде....

Сценарий праздника "Войне 1812 года посвящается..."

Сценарий праздника "Войне 1812 года посвящается..." Праздник для учеников 2-4 классов. В действии участвует весь коллектив класса....

Павшим в Великой Отечественной войне посвящается.

 - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;- воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению...

классный час "Окончанию Второй мировой войны посвящается..."

Возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей, способствующих соблюдению национальных интересов страны – главная цель патриотического в...

Памяти павшим в Великой Отечественной войне посвящается

• На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны. Около двух миллионов советских солдат попало в плен или ...