Разговор с учащимися 4 класса на тему: «Россия – Родина моя»
классный час (4 класс)
Главной воспитательной задачей современной школы является воспитание высоко нравственного гражданина и патриота государства со сформированной активной жизненной позицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_s_uchashchimisya_4_klassa_na_temu.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор с учащимися 4 класса на тему:
«Россия – Родина моя»
Бронникова Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов,
высшей категории
Актуальность занятия: главной воспитательной задачей современной школы является воспитание высоко нравственного гражданина и патриота государства со сформированной активной жизненной позицией.
Цель занятия:
- Расширить понятия Родина, патриотизм, традиции. Формирование активной жизненной позиции учащихся.
- Развивать умение рассуждать, вести диалог на заданную тему.
- Воспитывать патриота и гражданина России в широком смысле этого слова. Воспитание чувства товарищества, коллективизма.
Форма занятия: беседа с элементами игры. Считаю, что такая форма проведения и само содержания занятия соответствует возрасту учащихся 4 класса, которые уже имеют навыки логического рассуждения на заданную тему и её обобщения.
Форма деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
При комплексном подходе к этому мероприятию учитывалась нравственно-политическая наполняемость содержания, разнообразие видов деятельности учащихся: познавательная, художественная, игровая, в которую вовлекались все учащиеся в процессе проведения занятия.
Оборудование:
• Изображение флага и герба России. Детские работы на тему «Россия – Родина моя».
• Шаблоны флага для раскрашивания на каждого ученика.
• Монета с изображением герба, текст и музыка гимна России.
• Презентация ( проект ученика 4 класса Лагунова Сергея)
- Карта России.
- Лепестки ромашки
Ход занятия
Звучит запись песни в исполнении певца Марка Бернеса «С чего начинается Родина»
1. Вступительное слово учителя. Формулирование темы классного часа.
Учитель:
-Ребята, вы послушали замечательную песню в исполнении известного певца Марка Бернеса. Я думаю вам совсем не трудно ответить мне, о чём пойдёт сегодня разговор?
-Совершенно верно, речь пойдёт о нашей любимой Родине, которую мы называем Россия.
- А что значит для всех нас слово Родина? Говоря строкой из песни «С чего начинается Родина?»
Учащиеся: Мама, друзья, берёза, дорога,…
Учитель: Почему когда мы говорим о родине, то всегда вспоминаем о матери? О берёзе? О друзьях?
Учитель: Правильно! Молодцы! Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства, с Конституцией РФ. О Родине сложено много стихотворений.
2. Чтение стихотворение «Родина»
Ученик 1: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.
Ученик 2: У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Ученик 3: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.
Ученик 4: Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Беседа.
Учитель: В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. А если я спрошу, любите ли вы свою Родину, вы скажите…Да! Те люди, которые трудятся, приносят пользу своей стране, таких людей называют – патриотами. Историю своей страны и своего рода должен знать каждый гражданин России, испытывать гордость за тех людей, которые прославили нашу страну.
- Ребята расскажите немного о своём посёлке (городе), о своих традициях… (Ответы детей)
Ученик читает наизусть стихотворение.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
4. Беседа с элементами игры.
Учитель. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
- А как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)
Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100 национальностей и народностей. Население страны составляет более 150 миллионов человек. (Вывешивается плакат с изображением людей разных национальностей.)
Наше государство называется Российской Федерацией.
«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей.
Главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной.
- Как зовут президента нашей страны?
Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Наша страна очень красива и богата. А какие прекрасные города есть в нашей стране.
- Назовите, какие города вы знаете.
5. Викторина «Что я знаю о своей России»
Учитель: Проведём небольшую викторину «Что я знаю о своей России» (выходят самые смелые из команд и выбирают один предмет)
- Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
- Нужно объяснить, что значит для России этот предмет…( герб, флаг, матрёшка, ромашка, берёза, блин, Тобольск, Тюмень…)
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
Рассказ ученика 1: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.
Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он повержен героем.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг.
Рассказ ученика 2:
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.
Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Матрёшка – деревянная игрушка символ России, которая напоминает нам заботливую маму.
Ромашка и берёза – символы русской природы.
Блин – нам подсказывает, что скоро масленица-традиция русского народа, встречать весну.
Тюменская область - это наша малая родина, которая богата нефтью, газом, рыбой, полями, т.е самый богатый регион.
Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
- Скажите, в каких ситуациях исполняется гимн страны?
(В особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.)
Ученик 3:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
- При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.
- Теперь прослушаем (обязательно стоя) в записи гимн России.
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?
Учитель. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ-основным документа государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции- является государственным праздником. В нашей стране он отмечается 12 декабря. Конституция состоит из 9 глав.
6. Игра «Собери пословицу».
Учитель:- Ребята, какую пользу приносят ваши родители Тюменской области, Тобольскому району? (учащиеся перечисляют профессии своих родителей).
- Богата наша Россия водителями, продавцами, врачами, учителями и т.д
- А вы что полезное делаете для своей Родины? ( ответ учащихся: учимся, трудимся).
- А в будущем, через несколько лет вы пойдёте по дороге – жизни. Обретёте свою профессию и принесёте пользу России, станете настоящими патриотами своей России.
- Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и
поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Жить – Родине служить.
- За Родину – мать не страшно умирать.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Родной куст и зайцу дорог.
- С родной земли – умри, не сходи.
- Своя земля и в горсти мила.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).
7. Итог.
- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
- Кто является Президентом Российской Федерации?
8. Рефлексия.
Учитель:
- У вас на партах лежат лепестки ромашки, напишите ярко фломастерами – какую пользу вы мечтаете принести своей России в будущем (учащиеся прилепляют лепестки на доску).
- У нас получилась красивая, белая ромашка, а в середине жёлтый, яркий круг, который напоминает солнце, символ мира.
- Я думаю, что все желания, которые вы написали – исполнятся! Мне было очень приятно с вами общаться. Вы настоящие патриоты России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия на тему «Россия –Родина моя"! Для учащихся 2 класса
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в школьном возрасте. Невозмо...
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Россия - Родина моя!"
урок построен по принципу путешествия по климатической карте: начинаем с Севера и дальше на юг....
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Россия - Родина моя"
Разработка урока о символах Российского государства...
Сценарий классного часа во 2 классе на тему "Россия - Родина моя" на 1 сентября
О трагедии в Беслане необходимо говорить с детьми так же, как необходимо говорить о событиях Второй мировой войны....
Классный час в 3 классе на тему "Россия - Родина моя".
Классный час в форме игры....
Классный час во 2 классе на тему: «Россия – Родина моя»
Цели:Формировать представление о России и её символахВоспитывать чувство гордости, патриотизма, любви и преданности к родной странеУчить рассуждать, анализировать, развивать кругозор учащихся и обогащ...
Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Разговоры о важном" на тему: "Россия-Родина моя"
Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Разговоры о важном" на тему: "Россия-Родина моя"...