Методическая разработка. Тема "Путешествие по сказкам"
методическая разработка

Добролюбова Татьяна Васильевна

Цель: создание условий для развития познавательной , интеллектуальной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx45.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №425 Кронштадтского района  г. Санкт- Петербурга

Методическая разработка

Тема: «Путешествие по сказкам!»

                                       

                                                                 Разработала:        

                                                        воспитатель в ГПД

                                                              Т.В.Добролюбова

2019 г.

Цель: создание условий для развития познавательной , интеллектуальной активности учащихся.

Задачи :

Обучающие

  1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

Развивающие

  1. Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;
  2. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей;

Воспитательные

  1. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
  2. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в индивидуальных, парных,  групповых, коллективных   конкурсах развивающего характера. 

Планируемы результаты:

Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

    Метапредметные: 

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу планируют свои действия по решению учебной задачи выстраивают последовательность необходимых операций, оценивают результаты деятельности.

познавательные – умеют составлять несложные монологические высказывания о героях.

коммуникативные – взаимодействуют с окружающими, оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Предметные: научиться читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения, сравнивать и выделять читать по ролям, получать возможности научиться сравнивать тексты сказок.

Материал и оборудование:

  1. Жетоны, карта (оформление доски), клубочек, разрезные картинки с сюжетами русских народных сказок, карточки с заданиями, книги со сказками, клей, готовый материал для аппликации.
  2. Компьютер, аудио записи песен из сказок, интерактивная доска, компьютерная презентация.

Предварительная работа

  1. Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
  2. Оформление тематической выставки книг;
  3. Просмотр советских мультфильмов
  4. Инсценировка любимых сказок

Форма работы: групповая

Ход занятия

1. Организационный момент .

 Воспитатель:

-Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а волшебное.

Актуализация знаний

 Ребята посмотрите на слайд, и скажите кто это? (Слайд 1)

(на слайде герои разных сказок)

Кто из вас помнит авторов этих сказок? О чем пойдет речь на занятии?

- Обратите внимание на предметы, изображённые на слайде. (Слайд 2)

«Волшебный предмет».

- Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.

«…Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела…»

(Царица из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»)

 Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой

Он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки?

(Оле-Лукойе из сказки Г.Андерсена «Оле-Лукойе)

 Героине этой сказки подарили колечко. Волшебная сила, заключённая в нём, приводилась в действие при помощи слов:

«…Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени, в теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

Кто и кому подарил это колечко? Назовите сказку.

(Месяц Апрель подарил Падчерице в сказке «12 месяцев»)

 Герой этой зарубежной сказки имел небольшой рост, кроме того, у него был горб, но при помощи этих волшебных предметов он хорошо бегал, в последствие стал лучшим скороходом королевства. Назовите волшебные предметы, героя и сказку.

( туфли-скороходы, Карлик Нос, автор Гауф)

 Этот волшебный предмет присутствует во многих русских сказках. Функцию этого предмета в наши дни выполняет вертолёт и…

( ковёр-самолёт)

-назовите их? (ответы детей)

-откуда они вам известны? (ответ детей)

- Кто мне скажет,  что такое сказка? (Слайд3)

Сказка – это один из жанров фольклора либо литературы.

Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

-  Сегодня на занятии  мы  отправимся в путешествие по сказкам.

(Слайд 4)

 Воспитатель:

- Ребята,  чтобы  мы не заблудились у меня есть карта, сказочного леса (оформленная доска), которая поможет нам добраться до страны сказок. (Слайд5)

В нее не так легко попасть, надо правила нам знать. (Слайд 6)

Правила

1. ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ЗАДАНИЯ.

2.ОТВЕЧАТЬ, ПОДНИМАЯ РУКУ.

3. ПЕРВЫЙ ВЕРНО  ОТВЕТИВШИЙ  ПОЛУЧАЕТ ЖЕТОН.

4. ЗА КАЖДЫЙ ПРОЙДЕННЫЙ  ЭТАП  ГРУППА ПОЛУЧАЕТ КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ МУДРОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

2. Основная часть
Воспитатель: (слайд 7)
- Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? – Тогда в путь!

Первая  станция (слайд 8)

“Блиц”

В течение  минуты вы должны ответить  на вопросы.

1.Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

2.Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)

3.Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)

4. После, каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)

5.На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

6. Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)

7. Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)

8. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

9.Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)

10.Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)

11.Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку. (Хрусталь)

12.Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Ол-Лукойе)

13.Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей)

14.Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)

15.Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена “Дикие лебеди”? (Крапива)

16.Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)

17.Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Стари Хоттабыч)

18.Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)

19.То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)

Воспитатель:

- Замечательно, прощёл первый конкурс. И все вместе вы зарабатываете первую часть ключа для входа в Страну сказок.

Вторая станция (слайд 9)

«Путаница»
Каждой группе обучающихся предлагается карточка с перепутанной сказкой. Ваша задача дать правильное название сказки, перечислить главных героев.

(Слайд 10)

  1. Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».

Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

  1. Сказка «Гном и лев»

Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»
Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
- Давай опять вместе сеять.
- Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
- Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.

  1. Сказка  «Лена и тигр»

Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Воспитатель:

- Очень хорошо, вторая часть ключа у нас в копилке.

Третья станция (Слайд 11)

“Найди автора сказки”

Каждой паре даётся карточка с заданием, в которой необходимо подчеркнуть фамилию автора предложенного литературного произведения. Чья пара быстрее справится, получает жетон.

 (Слайд 12)

http://festival.1september.ru/articles/527638/img1.jpg

Воспитатель:

-Итак, проверим какие ответы получились.

-Ответы детей.

(слайд13)

-Молодцы, вы справились с заданием. И получаете ещё  одну часть ключа.

Четвёртая станция (слайд13)

"Музыкальный конкурс"

Звучит мелодия песен из сказок, ваша задача отгадать из какой сказки эта песня.

1.колыбельная медведицы из сказки «Умка»

2.песня Пьеро из сказки «Золотой ключик»

3.песня принца и Золушки из сказки «Золушка»

4.песня Ивана и Жар-птицы из сказки «Конек горбунок»

5.песенка Красной шапочки из сказки «Красная шапочка»

6.песенка кота Базилио и лисы Алисы, из сказки про Буратино «Золотой ключик)

Воспитатель:

- Вы успешно справились с заданием, и наша копилка пополняется.  

 
Пятая станция (слайд15)

«Собери пазл»

Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке, назвать автора.

Воспитатель:

- Итак, дети, прокомментируйте свои ответы.

(Ответы детей)

-За этот конкурс получаете  ключ к отгадке.  

Шестая станция (слайд16)

«Книжная ярмарка»


Ребятам предлагается набор книг (5-6): из них все книги, кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор. (Слайд17)

Воспитатель:

-Ну что могу сказать, что книги вы читаете.

-Быстро смогли найти лишнюю книгу.

-Копилка пополняется.

Седьмая станция (слайд18)

“Юный художник”

Воспитатель:

 -Сказки вы знаете. А умеете ли вы делать аппликации героев ваших любимых сказок? Предлагаю  одному ряду и второму ряду собрать героев.

-Но собирать  будете всей командой. Первый приклеивает голову , 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик и т.д.

-Работа детей

-Предлагаю ваши работы поместить к нам на доску.

- из вас получились отличные художники по аппликации

-  Итак, последняя часть ключа собрана.  

3.Заключительная часть (слайд19)

Воспитатель:

- Вот мы с  вами и добрались до сказочного леса, но вход в него закрыт,  что бы в него попасть, необходимо  собрать  высказывание.

- Предлагаю вам коллективно взять все слова и постараться все вместе построить высказывание и прочитать его.

- Ну что готовы? (ответы детей, чтение высказывания) (слайд20)

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

(Алексей Николаевич Толстой)

Воспитатель:- Молодцы, вы справились с заданием.

- Как вы понимаете это высказывание? ( Ответы детей)

Рефлексия :

Понравилось занятие? Что нового узнали, чему научились?

- А теперь подведём итоги, каждый из вас получил жетоны, посчитайте их. (слайд 21)

- Награждение обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка по инсценированию сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В данной разработке педагог может найти сценарий "Сказки о рыбаке и золотой рыбке"....

Методическая разработка презентации - теста " Сказки А.С. Пушкина"

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 3-4 класса после изучения всех сказок А.С. Пушкина. Рекомендовано к использованию во внеклассной работе, в работе по литературному чтению, во внеу...

Учебно-методическая разработка. Путешествие в сказку «Репка» на русском и французском языке.Цикл уроков

Занятие театральной студии на французском языке, 1год обучения в театральной студии и первый год обучения фр.языку.Тема: Знакомство со сказкой «Репка» на русском и французском языке....

Методическая разработка "Путешествие по сказкам"

Данная методическая разработка "Путешествие по сказкам" направлена на закрепление знаний детей русских народных и авторских сказок...

Методическая разработка к занятию "Сказки Пушкина".

Презентация, в которой представлены краткое описание основных фактов биографии А.С.Пушкина и вопросы по наиболее известным сказкам....