«Любовь к Родине начинается с семьи»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Методическая разработка «Единственная красота» посвящена проблеме патриотического воспитания учащихся начальной школы. Раскрывает способы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания любви и уважения к Родине, человеку труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrab_mbu_shkola_91_ilina_e.g._lyubov_k_rodine_nachinaetsya_s_semi.docx | 636.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 91»
Номинация: «Любовь к Родине начинается с семьи»
Тема методической разработки: «Единственная красота».
Возрастная категория: для учащихся 1-4 классов.
Автор: Ильина Елена Григорьевна, учитель начальных классов.
Аннотация.
Методическая разработка «Единственная красота» посвящена проблеме патриотического воспитания учащихся начальной школы. Раскрывает способы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания любви и уважения к Родине, человеку труда. Методическая разработка может быть полезна учителям начальной школы.
Введение.
«Давно называют свет бурным океаном:
но счастлив тот, кто плывёт с компасом!
А это дело воспитания».
Н.М.Карамзин
Что означает выражение «любить Родину» и можно ли этому научить? Основа прочного фундамента любви к Родине закладывается в семье, с ранних лет жизни ребёнка. Первоначальные знания о своём городе, селе, стране маленький человек получает от родителей, а затем уже от воспитателей и учителей. Тот опыт жизни в социуме, который получит ребёнок в семье, повлияет на отношение к стране и обществу в дальнейшем. Если такой опыт окажется негативным, то в будущем проявится в таких проблемах, как неуважение к людям, истории страны, осквернение памятников. Положительный опыт, напротив, позволит ребёнку с уважением относиться к обществу, природе, истории страны, научит гордиться своим народом и своей принадлежностью к нему.
Неоценимую помощь семье в патриотическом воспитании должна оказать школа. Необходимо выработать согласованные действия образовательного учреждения и семьи по воспитанию достойного гражданина страны. Нужна разработанная система мероприятий патриотической направленности в каждом классе.
Мною разработана и апробирована подобная система для учащихся 2 класса. В течение всего учебного года проводятся мероприятия по изучению родословной своей семьи, её традиций; ознакомлению с достопримечательностями родного края; знакомству с трудовой деятельностью родителей; обычаями и укладом жизни как своего народа, так и рядом живущих народов. В конце учебного года проводится итоговое родительское собрание – практикум совместно с учащимися класса.
Цель мероприятия: формирование патриотизма как важной социальной и духовно – нравственной ценности.
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения к членам своей семьи.
- Прививать чувство прекрасного во время изучения достопримечательностей родного края, особенностей уклада жизни народов, в нём проживающих.
- Знакомить учащихся с профессиональной деятельностью родителей, воспитывать уважение к человеку труда.
- Развивать творческие способности учащихся.
Материально – техническое обеспечение:
- Компьютер, проектор, колонки.
- Видеофильм, презентации, фотографии.
- Плакат «Городок».
- Костюмы марийского народа.
- Верёвки для мастер – класса папы – альпиниста.
Сценарий.
Собрание – практикум «Единственная красота».
- Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые мамы и папы! Посмотрите на тему нашего собрания. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(Дети и родители высказывают своё мнение)
- Актуализация темы и цели собрания.
Нашу встречу позвольте начать с притчи мудрого человека, Учителя с большой буквы – Ш.А. Амонашвили, которая так и называется - «Единственная красота».
Единственная красота
Мальчик размечтался перед сном.
«Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».
И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям.
«Построю великолепный Храм».
Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много.
Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню!»
Но опять замешкался: песен тоже много.
«Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!»
И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.
И он загрустил.
Так и заснул с этой мыслью.
И увидел сон.
Пришел к нему Мудрец.
«Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он.
«Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик.
«Так подари, чего медлишь?»
«Но что? Все уже сотворено!»
И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…»
Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты… »
Мальчик продолжил: «Хотел сочинить Песню, но их тоже много…»
Мудрец опять прервал его: «Людям не хватает одной единственной Песни, и ее можешь сочинить только ты и спеть ее в Храме том…»
«Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?»
«Да, – сказал Мудрец, – не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять ее только ты и украсить Храм твой».
Мальчик удивился: «Ведь все уже сделано!»
«Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты», – сказал Мудрец.
«И что это за Красота, которая выпала на мою долю?»
И произнес Мудрец волшебным шепотом: «Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получат планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую еще не познал никто».
Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
Теперь вы поняли, о чём мы сегодня будем говорить? Какой подарок миру приготовили вы?
- Основная часть.
У каждого народа – своя история. У нашего класса тоже есть своя история. В начале учебного года мы приняли совместно с родителями решение назвать этот учебный год –годом Семьи. Наш классный поезд, на котором мы отправились в путешествие -не совсем обычный. Машинистом является учитель, проводниками – родители, пассажирами стали ученики. Тщательно был разработан маршрут:
октябрь- станция « Семейный альбом",
ноябрь – станция « Дружба народов»,
декабрь – станция «Секрет на миллион: мы вместе!»,
февраль – станция « Защитники Родины в моей семье»,
март – станция « Моя малая родина»,
апрель – станция «Моя профессия – моя любовь и гордость!»,
май – станция «Единственная красота».
Сегодня мы уже доехали до последней станции. Я предлагаю вам вспомнить весь наш такой длинный, но очень интересный путь. На протяжении всего пути мы делали фотографии, снимали видеофильмы, поэтому наши воспоминания будут лёгкими и приятными.
Станция «Семейный альбом».
Учитель. В течение месяца родители знакомили своих детей с историей семьи, её родословной. Изучали родственные линии отца и матери. Рассматривали фотографии в семейных альбомах. Изучали традиции в семьях бабушек и дедушек, прабабушек и прадедов, сравнивали их с традициями своей семьи. Делали выводы: что утрачено за многие годы, а что соблюдается до сих пор. Задумались: а можно ли вернуть утраченное? По итогам этой плодотворной работы проведён конкурс на самую длинную родословную. Семья победителей представит нам сейчас своё исследование. (Выступление семьи победителей).
Станция « Дружба народов».
На этой станции нас встречает дружественный народ- марийцы. Встречайте наших гостей.
Марийский народный танец. (Дети в марийских народных костюмах исполняют народный танец).
Ученик. Эта станция у нас была самая весёлая. Мы познакомились с такой народностью, как марийцы. Узнали много интересного про этих людей. Мамы и бабушки сшили нам марийские костюмы. Станция оказалась ещё и самой вкусной. Мы научились печь национальные лепёшки эгерче на манке. Очень вкусные! Изучили мы и марийские народные игры. Одну из таких игр мы хотим вам показать. Приглашаем поиграть родителей.
Марийская народная игра «Колечко». Эта игра известна всем поволжским народам. Но у марийцев она с музыкальными элементами.
Все участники встают в круг. Ладони прячут за спиной и незаметно передают кольцо друг другу. Ведущий должен угадать, у кого кольцо. Не угадал- платит выкуп (поёт или пляшет).
Родители, в ответ, предлагают сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота». Выбираются двое игроков. Они встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой, друг за другом, берутся за руки и проходят под «воротами». Игроки-«ворота» поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах «ворота» опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные игроки образуют новые «ворота».Игра считается законченной, когда всех игроков поймают.
Учитель. Мы много нового узнали о людях, живущих недалеко от нас. Мы принадлежим к разным народностям, но у нас много общего: доброе отношение к жизни и окружающим, вкусные национальные блюда, заводные танцы, весёлые игры.
Станция «Секрет на миллион: мы вместе!».
Ученик. На этой станции мы организовали семейные весёлые старты. Сражались 2 команды: родителей и детей. Победили с небольшим перевесом родители. А нам есть к чему стремиться! Весёлые соревнования сподвигли наши семьи продолжить традицию. Многие этой зимой выбирались в лес покататься на лыжах и санках.
(Просмотр фрагментов видеофильма «Секрет на миллион: мы вместе!»
Станция « Защитники Родины в моей семье».
Демонстрация презентации семьи ученика, в которой прадед был участником великой Отечественной войны, а отец служит в ОМОН.
Станция « Моя малая родина».
Ученик. В марте мы посетили Национальный парк «Самарская Лука». Побывали в «Доме – музее Лисы», в «Доме Айболита»
Ученица. Мы прошли по экологической тропе. Познакомились с волком, кабаном, лисой, филином. Узнали, что все животные приюта в своё время оказались в беде. Сотрудники приюта выходили их. Но в дикой природе теперь эти животные жить самостоятельно не могут. Они остались жить здесь. Животные нам очень понравились. Позитивные, поднимающие настроение. Спасибо сотрудникам за тёплый приём и заботу о братьях наших меньших.
(Показ фотографий экскурсии). Ученики поют песню «Не поётся птицам без небес» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского).
Станция «Моя профессия – моя любовь и гордость!».
Учитель. На этой станции наши родители рассказывали ребятам о своих профессиях. Дети должны знать о профессиях мам и пап, понимать, какую пользу обществу приносит труд родителей. Мы посмотрели мастер- классы мамы-кондитера, папы – альпиниста, мамы- писательницы, папы –полицейского.
Выступление папы – альпиниста. Мастер-класс по завязыванию узлов «Заяц» и «Обезьяна».
Ученик. Мы с ребятами поняли главное: чтобы достичь совершенства в профессии, нужно много и упорно учиться. Берём пример с наших родителей. Они всегда для нас – образец для подражания. Сейчас вы в этом убедитесь. Приглашаем вас поиграть в игру «Тень».
Всем нужно разбиться на пары родитель – ребёнок. Родитель- «путник», ребёнок –его «тень». «Путник» идёт через поле, «тень» следует за ним, отставая на 2-3 шага, и старается повторить все движения «путника».
Учитель. Вот так и в жизни дети копируют часто поступки и размышления своих родителей. Нам, родителям, надо быть очень внимательными и осторожными в принятии жизненных решений. На нас смотрят дети!
Вот и заканчивается наша экскурсия в прошлое. Мы вернулись на станцию «Единственная красота»! Как много тропинок мы прошли за этот учебный год! Как много узнали и поняли! А теперь, дорогие ребята и взрослые, сможете ответить на вопрос: что же это такое- «единственная красота»? Что мы с вами смогли подарить миру? (Высказывания детей и родителей).
Мы славно с вами потрудились и заслужили аплодисменты.
Игра «Аплодисменты».
Дети и родители становятся в общий круг. Учитель выбирает одного ребёнка или взрослого, смотрит на него и одаривает аплодисментами. Потом они вдвоём выбирают следующего участника и дарят ему аплодисменты. Тот, кому аплодируют, выбирает следующего человека . Игра продолжается, аплодисменты становятся всё громче и громче.
- Заключительная часть.
Исполнение детьми и взрослыми песни «Родина – Россия» ( слова и музыка М.Гребенщикова).
- Рефлексия.
На нашей последней станции «Единственная красота» построены необычные дома. ( На ватмане нарисованы дома, на крыше которых написано: «Грусть», «Радость», «Разочарование», «Счастье», «Просветление», «Тревога»). Уважаемые родители и дети, возьмите фигурки человечков и поселите их в тот дом, который отражает ваше эмоциональное состояние в конце родительского собрания.
Заключение.
Собрание – практикум «Единственная красота» - результат совместной работы семьи и школы в течение учебного года. Сценарий разработан для учащихся 2 класса, но может быть использован для 3и 4 классов. Следует отметить роль учителя в подготовке собрания – практикума. Классный руководитель – главный организатор и вдохновитель идей, мотивирующий ребят и их родителей на плодотворную творческую работу в течение всего учебного года. Только в этом случае итоговое собрание пройдёт на высоком уровне.
Научить детей «летать» - вот главная задача учителя, по словам Ш.А. Амонашвили. Каждый учитель должен найти способ, как это сделать. Вот как об этом пишет Шалва Александрович в своей педагогической притче «Крылья».
Крылья.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился прохожий.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.
…Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ…
Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– А меня больше радуют твои перышки…
Очень важно, чтобы у каждого из нас были такие «пёрышки». И, может быть, тогда «Клятва учителя», написанная Ш.А. Амонашвили, станет гимном работы каждого из нас в работе с детьми. Я принимаю для себя эту клятву и хочу произнести её перед своими учениками и их родителями.
«Я, ………………….., добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь: любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях. Обязуюсь постоянно и усердно заботиться: о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого Ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком. Клянусь: не вредить детям, не вредить Ребёнку».
Я приложу все свои усилия для того, чтобы мои ученики научились «летать». Они обязательно будут любить свою семью и Родину, станут достойными гражданами страны! А родители наших детей непременно в этом помогут!
Список использованных источников.
- Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. – М.: Амрига.2014. – с.26
- Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/26/shalva amonashvili.doc
Приложение.
Изучаем народные традиции.
Укрепляем физическую силу и дух!
Изучаем родной край.
Знакомимся с профессиями родителями.
Мастер-класс папы –альпиниста по завязыванию узлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовь к Родине начинается с любви к матери
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню матери. Можно и использовать при проведении праздника 8 марта....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
Любовь к Родине начинается с семьи
Игоровое интегрированное заняие для учеников 2класса. Тема занятия " Любовь к Родине начинается с семьи"....
Любовь к Родине начинается с семьи.
Данная статья поясняет идею создания проекта "Лестница Памяти"...
Статья «Растим патриотов России. Любовь к родине начинается с семьи»
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д.С. ЛихачевВ данной...
"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"
АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...
Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию "Любовь к Родине начинается с семьи"
Моральные основы подрастающего поколения позволяют им успешно усваивать не только жизненные ценности, но и принципы гражданского права. Одним из важных вопросов для педагога является вопрос: кем в буд...