Анализ воспитательной работы 3-в класса за 2018-2019 уч.г.
статья (3 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

В статье дается примерный анализ воспитательной работы с классом с учетом поставленных целей,задач и направлений воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vospitatelnoy_raboty_3_v_klassa_2018-19_uch.g.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы с коллективом 3 «В» класса за 2018-2019 уч.г.

       Приоритетными воспитательными задачами прошедшего учебного года были: воспитание чувства коллективизма, умение нести ответственность за свои поступки, приходить на помощь оказавшимся в беде, создание условий для оптимального развития учащихся, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств, воспитание патриотов своей Родины.

      Цель: воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой, духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению на основе ФГОС.

      Главная задача:

Создать условия для развития духовно-нравственной, интеллектуальной, самостоятельной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению.

      Для достижения этой цели нужно было решить следующие задачи:

  Социальные - защитить ребенка, помочь ему по всем направлениям, включить в систему социальных связей, взаимодействовать с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий для развития личности, реализации ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы.

1. Стимулировать инициативу, творчество, помочь самовыражению коллектива и самого ученика.

2. Воспитывать общительность, свою общность с классным коллективом, дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

  Диагностические – изучать личностные качества учащихся, особенности характера с целью правильной организации системы воспитания.

  Воспитательные -  

1. Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, деятельности.

2. Воспитывать гражданско-патриотические качества через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий.

3. Совершенствовать систему индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода.

4. Развивать ученическое управление в школе через формирование гражданской активности личности.

5. Развивать познавательный интерес, повышать интеллектуальный уровень.

6. Оказывать помощь ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.

     Я думаю, что поставленные задачи соответствуют актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде:

  • сформировать у детей гражданско-патриотическое сознание;
  • сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
  • воспитать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;
  • привить навыки здорового образа жизни;
  • воспитать бережное отношение к природе;
  • воспитать уважительное отношение ко взрослым, пожилым людям.

       Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии. Эффективными были средства педагогического влияния, такие как беседа, классные часы разной тематики, игры, общешкольные мероприятия.

 Анализ развития коллектива класса

       Одним из направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Уровень воспитанности учащихся достаточно высокий, хотя есть ученики, которые могут создать нерабочую атмосферу на уроке из-за своего недостатка в воспитании и низкой мотивации к обучению. Это Ларионов Д., Матюшкин А., Граков Е. Чаще всего эти дети плохо ведут себя и на переменах. С данными детьми и их родителями проводились неоднократно беседы, разъяснения, убеждения. Работа над умением правильно себя вести будет продолжена и в следующем году.

        В классе уже есть лидеры – это Прокопчик В., Попова У., Абраамян Л., Сова М. На них равняются, к их мнению прислушиваются, с ними стараются дружить.  

        На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Иногда им приходилось отстаивать честь своих одноклассников, заступаться за них. Это, безусловно, положительно сказывалось на формирование классного коллектива. Были проведены такие мероприятия:

  • Классный час «Правила поведения в школе».
  • Классный час «Учение и труд все перетрут» (устный журнал).
  • Классный час - презентация «Правила этикета».
  • Беседа «Права и обязанности учащихся школы».
  • Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны».
  • Викторина для мальчиков к 23 февраля.
  • Конкурс «А ну-ка, девочки!».
  • Классный час «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».
  • Классный час «Вместе весело шагать», посвящённый окончанию 3 класса.

       С первого класса появилась одна замечательная традиция: поздравление именинников в виде добрых пожеланий. Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях.

       Хочется отметить теплое отношение между девочками и мальчиками. Приятно наблюдать за тем, как некоторые мальчики ждут девочек после уроков, чтобы уйти из школы вместе, вызываются навестить больных одноклассников. Девочки и мальчики относятся с уважением друг к другу и к учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные результаты.

       В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики, не смотря на свой возраст, не бояться высказывать и отстаивать свое мнение. Драки в классе – это большая редкость, т.к. ребята стараются решать возникающие проблемы путем диалога.

      Развитие ученического самоуправления пока только на начальном этапе, поэтому главным было продолжение работы над самоуправлением, начатой с 1 класса. Распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность.

      Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.

Духовно-нравственная, гражданско-патриотическое работа

      Это направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие нравственных начал в ребёнке играет важную роль в становлении личности. В своей работе уделяю большое внимание формированию уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Проводимые мероприятия, беседы в рамках духовно- нравственного направления формируют, развивают и распространяют идеи добра, сострадания в детской среде. Учу своих учеников уважать чувства других людей, всегда думать о том, как их поступки скажутся на окружающих, не быть равнодушными к тому, что люди испытывают, поступать так, чтобы доставить другим и себе радость.

      Воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, способствовало проведение следующих бесед, классных часов, мероприятий:

  • Единый классный час «Терроризм-угроза обществу».
  • Единый всероссийский урок России.
  • Классный час-презентация «Конституция России».
  • Классный час о правах и обязанностях ребенка «Лучше знать, чем догадываться».
  • Классный час о толерантности «Мы такие разные, но мы вместе».
  • Комментированные громкие чтения по рассказу М.Гаврилова «Юный разведчик».
  • Классный час по теме «Холокост – память поколений».
  • Классный час «День юного героя-антифашиста».
  • День воссоединения Крыма с Россией. Презентация «Путь домой».
  • Урок - памяти «15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов». Презентация.
  • Классный час – презентация «Есть такая профессия – Родину защищать».
  • Всероссийский урок – презентация «Космос-это мы!».
  • Классный час с презентацией «Никто не забыт, ничто не забыто».

       Из анализа результатов работы наблюдается, что у учащихся формируется любовь к Родине, родному краю и интерес к историческому прошлому своего народа. Этому способствовали мероприятия, проводимые ко Дню Победы, а также уроки окружающего мира.

       В связи с этим работа по формированию духовно – нравственного воспитания будет продолжена в 4 классе при проведении внеклассных мероприятий, бесед на занятиях внеурочной деятельности, конкурсно-развлекательных программ, операций «Помоги тому, кому требуется помощь!»

Спортивно – оздоровительная деятельность

       Одной из задач воспитательного процесса является здоровье-сберегающее образование. С этой целью проводились различные физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах.      Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни. Много бесед было проведено о ПДД, ПБ, проводились инструктажи по ТБ:

  • Инструктаж по ПДД. Акция «Маршрут безопасности».
  • Акция «Куда можно обратиться, если у тебя беда».  
  • Классный час «Уважайте каждый знак».
  • Игра «Грамотный пешеход».
  •  Классный час «Чтобы компьютер был другом».
  • Беседа «Дорога в школу и обратно».
  • Классный час «Я прививок не боюсь!».
  • Беседа-инструкция «Безопасное поведение на железной дороге и объектах железнодорожного транспорта». 
  • День памяти жертв ДТП. Игра-конкурс «Свет зелёный всем мигает – в путь дорогу приглашает».
  • Тематическая беседа-викторина на тему «Как уберечься от гриппа».
  • Классный час по ЗОЖ «Кожа человека и её здоровье».
  • Классный час «Здоровый образ жизни. Урок безопасности в школе и дома».
  • Классный час-инструктаж «Как вести себя на водоёмах в зимний период». Презентация.
  • Классный час-презентация по ПДД «Здоровье – твое богатство».
  • Классный час по ЗОЖ. «ПДД. Обязанности пассажиров на всех видах транспортных средств».
  • Профилактическая беседа. «У светофора каникул нет».
  • Игровой конкурс «Светофорный ринг».
  • Тематический урок «Чтоб не ссориться с огнем».

 Художественно – эстетическая деятельность

       В этом направлении была проведена большая работа во внеурочное время. Ребята активно участвовали в школьных концертах, в конкурсах рисунков, плакатов, поделок.

  • Классный час с презентацией «150 лет Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского».
  • Презентация «Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича».  
  • Открытое мероприятие «Осень – славная пора».
  • Конкурс рисунков «Природа – твой дом».
  •  «135 лет К.И.Чуковскому». Конкурс инсценировок.
  • Международный день семьи. Рисунки на тему «Фотография на память».
  • Игра-викторина «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А.С.Пушкина.
  • Конкурс рисунков «Дорожная азбука».

Экологическое воспитание

       Воспитание общественно активной личности, понимающей связь человека с природой, умеющей беречь природные богатства очень актуально в наше время.  В связи с этим были запланированы и проведены следующие мероприятия:

  • Акции «Кормушка».
  • Классный час-презентация «В мире животных».
  • Экологическая беседа «Экология-это наука о том, как сберечь общий дом».
  • Классный час с презентацией «Путешествие по экологической тропе».
  • День Земли. Викторина «Родная природа».

Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы

      Ребята класса активно участвуют в общественной жизни школы и класса. Дети посещают кружки (хореографический, кружок пения, театральный кружок), школу искусств (музыкальное отделение, хореографическое, художественное), посещают спортивные секции (футбол, плавание, самбо). Хочется отметить предъявление единых требований к учащимся всеми преподавателями, что дисциплинирует детей, организовывает, воспитывает в нужном ключе.

      За 2018-2019 уч. год учащиеся принимали участие в общешкольных и районных конкурсах и мероприятиях:

  • Единый День Здоровья.
  • Конкурс   поделок «Осенний калейдоскоп».
  • Конкурс чтецов «Очей очарованье».  
  • Конкурс поделок «Зимняя сказка».
  • Конкурс рисунков и плакатов «Космос – это мы!».
  • Конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир, посмотри».
  • Конкурс рисунков «Безопасная дорога глазами детей».
  • Творческий конкурс поделок «Дружба планет».
  • Московский областной фестиваль «День ГТО».
  • Акция «Дружно соберём макулатуру!».
  • Конкурс рисунков и плакатов к 75-летию снятия блокады Ленинграда.
  • Акция «Каждой птичке – по домику!»
  • Акция «Разберем мусор-сбережем планету!».

      В третьем классе увеличилось количество конкурсов, в которых приняли участие дети. Охват детей, желающие принять участие тоже увеличился. Самое большое количество участий в конкурсах приняли Абраамян Л., Граков Е., Белов Б., Попова У., Сова М., Старкова Е. Они заняли призовые места и были награждены грамотами за активное участие в жизни школы и класса. Хорошие результаты показали Карпова В., Макарова А., Минаева В., Панкова Н., Прокопчик В.    

Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе

      Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные результаты. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников.   Девиз нашего класса можно выразить фразой «Не ошибается только тот, кто ничего не делает!», поэтому ребята не боялись выглядеть как-то не так, потому что знали, что над ними не будут смеяться. И это очень хорошо.  

      В середине года прибыла Камалян Ч., которая с трудом разговаривала на русском языке. Она была прекрасно принята учениками класса, чувствовала себя достаточно комфортно, что еще раз доказало должный уровень воспитанности учащихся и умение общаться со сверстниками.

      Почти все мероприятия у детей вызывали интерес и активное участие. Конечно, чтобы дети могли быть свободными в своих проявлениях, им нужна свобода, но граничащая с обязанностями. Не бывает свободы и прав без определенных ограничений и обязанностей. Свобода каждого заканчивается там, где начинается несвобода другого. Это нужно разъяснять детям постоянно, пока не выработается толерантность в отношениях между людьми. Конечно, это работа не одного года, а нескольких лет, главное – не останавливаться на достигнутом уровне.

Анализ педагогического взаимодействия с семьей

      В течение учебного года осуществлялась работа с родителями. Проводились индивидуальные беседы и тематические консультации, родительские собрания по темам:   1.«Организация учебно-воспитательного процесса в 2018-19 уч.г. Особенности обучения в 3 классе. Занятость детей во внеурочное время».                                                  2.«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. Родителям о правах ребенка. Права, обязанности и ответственность родителей. Итоги 1 п/г».                        3.«Профилактика правонарушений и предупреждение гибели, травматизма, суицидов несовершеннолетних. Безопасное поведение на автотранспорте, ж/д объектах. Правила поведения и меры безопасности на водоемах в весенне-зимний период».                                 4.»Воспитательный климат в семье. Союз любви и разума. Итоги учебного года. Правила безопасности учащихся на период летних каникул».                                    

        С родителями поддерживаю постоянную связь. Они приходят в школу, интересуются успехами и неудачами своих детей. Я стараюсь убедить родителей в том, что только они совместно с учителем смогут помочь своему ребёнку.

      В следующем учебном году необходимо продолжить вовлечение родителей в жизнь класса и школы, чтобы они активнее принимали участие во внеклассных мероприятиях.

       Некоторые родители интересуются делами класса, оказывают посильную помощь.

Работа с родителями:

1. Усилить внимание школы и родителей на воспитание детей в семье.                                                                                                2.  В течение года посетить семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.                                                                                                                                           3.  Систематически проводить родительские собрания.                                                                                                                      

4.  Провести тестирование по теме «Классный руководитель/учитель глазами детей и родителей».

      Хочется отметить высокую активность посещения родителями классных собраний, что показывает значимость данных мероприятий, родительскую заинтересованность в своих детях, в изучении успехов или неудач своих детей и принятие соответствующих мер. Результаты анкетирования показали достаточный уровень удовлетворенности моей работой в качестве учителя и классного руководителя, как учащимися 3 «В» класса, так и их родителями. Это очень важно для меня. Буду стараться и в следующем году оправдать их ожидания.    

Общие выводы

       В целом, воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности.  Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива

     Перспективными задачами воспитательной работы в классе на 2019-20 год являются:

1.Развитие познавательных интересов и мотивации к учебной деятельности у учащихся, повышение успеваемости.

2. Продолжение работы по развитию самоуправления в классе.

3. Развитие лидерских качеств учащихся.

4. Совершенствование навыков культурного поведения и культуры общения.

5. Воспитание чувства патриотизма.

6. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

7. Продолжение тесного сотрудничества с родителями в деле воспитания и развития учащихся будущего 4-В класса.

   

   Классный руководитель: Сушенцова Е.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 1 классе на 2018 – 2019 учебный год

Согласованно:Заместитель директорапо воспитательной работе_________  Хренова Т.С«______» сентября 2018 г....

План воспитательной работы в 1г классе на 2018-2019 учебный год

План содержитЦель воспитательной работы, задачи, психолого-педагогическую характеристику классного коллектива и сетку мероприятий по 6 направлениям...

Система воспитательной работы 4-а класса за 2018-2019 уч.год

Обоснование актуальности проблемы          Каждый ребенок - это растущая личность, маленький зарождающийся источник, ручеек, ищущий путь к большому океану....

План воспитательной работы в 4 классе на 2018 – 2019 учебный год

В помощь учителям - план  воспитательной работы в 4 классе на 2018 – 2019 учебный год....

Анализ воспитательной работы в 4 классе за 2018-2019 учебный год

Анализ воспитательной работы показывает многоплановость и разносторонность проведенных мероприятий, которые способствовали формированию сплоченного коллектива класса, интеллектуальному, нрав...

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год...