Классный час «О правах играя»
методическая разработка (1 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_office_word_6.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «О правах играя»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ОНН о правах ребёнка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Введение в тему беседы.

-В какой стране мы живём?

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.

Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. А тема эта звучит так: «Я человек! И у меня есть права!»

- Как вы думаете, о чем я буду вам сегодня рассказывать?

- Мы с вами познакомимся с «Конвенцией о правах ребенка» и с другими документами, отражающими права и обязанности детей. Затем научимся применять правовые знания на практике, с помощью просмотра различным ситуаций из известных мультфильмов и сказок

2. Я гражданин!

- Вам еще совсем немного лет, но вы уже граждане государства Россия, прекрасной страны, где вы родились. Вы — россияне, часть народа нашей страны. Будучи гражданами России, вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства. В Конституции России — самом главном законе страны написано, что защита человека и гражданина — обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить всё намеченное.

         3. Документы о правах человека

- Ребята, а какие вам известны документы о правах человека?

- Существует ряд документов по правам человека. Высшим нормативно-правовым актом Российской Федерации является Конституция РФ, которая была принята народом 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, а также права и свободы человека и гражданина. Ребята, а вам известно, что такое ОНН? Это Организация Объединенный Наций, которая была создана в 1945 году. Главная цель данной организации – поддержать мир во всем мире! В 1948 году был принят важный документ – Всеобщая декларация прав человека. В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку просто потому, что он человек. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в которой призвала все страны мира проявить особую заботу о детях, признавать и защищать их права. В ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Потребовалось многолет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира.

- Ребята, как вы думаете, почему для создании «Конвенции о правах» ребенка понадобилось много времени?

4. Права человека

-  Давайте подробно разберем права ребенка и в общем любого человека. Для этого мы просмотрим несколько сюжетов из знакомых вам мультфильмов и сказок.

1)Сюжет из мультфильма «Мешок яблок»

- Какое право злой волк хотел нарушить? (Право на жизнь.)

- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 6. Конвенция о правах ребенка) Покушение на жизнь ребёнка — тяжкое преступление, за которое государство сурово наказывает виновных. Никто не имеет права ни при каких обстоятельствах лишить вас жизни!

 2) Сюжет из мультфильма «Котёнок Гав» 

- О каком права идет речь в данном сюжете? (Право на имя.)

 Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство (принцип 3. Декларация прав ребенка) В Конвенции о правах ребёнка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Давайте подумаем, чем важны эти права. Имя человека, а точнее, его имя, отчество и фамилия — отличительный знак человека, один из признаков его индивидуальности, то есть только ему присущих свойств, отличающих его от других людей.

3) Сюжет из мультфильма «Гадкий утёнок» 

- О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право на достоинство)

 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1. Всеобщая декларация прав человека)

4) Сюжет из мультфильма «Маша и медведь»

-  О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право на образование)

- В Конвенции о правах ребёнка признаётся «право ребёнка на образование» (статья 28). Это значит, что в стране, подписавшей Конвенцию, должны быть созданы все условия, чтобы дети могли учиться. Школа должна помочь вам развить свои способности, таланты, дать много знаний, которые помогут вам подготовиться к самостоятельной жизни. Никто не должен в школе вас бить, даже если вы провинились. Никто не должен унижать вас! Так записано в Конвенции.

5) Сюжет из мультфильма «Двенадцать месяцев»

- Какое право нарушено в данном сюжете?( Право на защиту от непосильного труда.)

- Многие дети не только учатся и отдыхают, но и участвуют в труде взрослых: помогают им вести домашнее хозяйство, заботятся о младших братьях и сёстрах, ухаживают за стариками, летом работают на огороде и в поле. Это правильно и хорошо: ведь взрослые трудятся для того, чтобы вам жилось счастливо, почему бы и вам не помочь им? Есть, к сожалению, в жизни такие случаи, когда взрослые заставляют детей работать, лишая их возможности учиться и отдыхать. Поэтому Конвенция обязывает государства, подписавшие её, защищать ребёнка от подневольного труда, мешающего его учёбе и отдыху и наносящего вред его здоровью и развитию. 6) Сюжет из мультфильма «Волк и семеро козлят»

-  О каком праве идет речь в данном сюжете?( Право не разлучаться со своими родителями и жить в семье.)

-  Конвенции о правах ребёнка предусмотрены обязанности государств обеспечивать детям эти «незаметные» права, охранять их жизнь, здоровье, создавать условия для жизни детей в семье.

7) Сюжет из мультфильма «Лесная история» 

- Каким право воспользовался медведь в данном мультфильме?( Право на медицинскую помощь)

-  Для того, чтобы обеспечить право ребёнка на жизнь, не только родители, но и государство, в котором он живёт, должны делать всё возможное для его выживания и здорового развития (Конвенция, статья 6). Очень важно, чтобы за здоровьем ребёнка наблюдали врачи, регулярно проводя осмотры детей, делая им прививки от болезней, а если они заболеют, — хорошо их лечили. Для того чтобы медицинская помощь была доступна каждому ребёнку, она должна быть бесплатной.

8) Сюжет из мультфильма «Лесная хроника» 

- Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (статья 40. конституция РФ) 9. Сюжет из мультфильма «Малыш и Карлсон» Как вы думаете, какова главная мысль данного сюжета?

Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

Мать с ребенком разлучает.

Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это –…. (разрешается).

Если трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это….. (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго…. (запрещается).

5. Подведение итогов:

- Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

6. Рефлексия.

- Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

-  Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать побольше друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои права"Внеклассное мероприятие по защите прав ребенка.

Материал можно использовать как для проведения классного часа, так и для открытого внеклассного мероприятия для 4 класса....

Игра-соревнование " О правах играя".

В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Прид...

Классный час: «Имею право на права»

Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...

Классный час "Имею право на права"

Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...

Классный час: «Имею право на права»

Классный час: «Имею право на права»Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с...

классный час "Изучаем права играя"

Классный час посвящен изучению прав ребенка....

Классный час на тему: Игра – викторина «Правила личной гигиены»

Метапредметные: обучающиеся проявляют личностные УУД (жизненное и личностное самоопределение), регулятивные УУД (контроль, оценка деятельности на классном часе, волевая саморегуляция в процессе физмин...