Особенности формирования ценностей детей младшего школьного возраста.
статья
Статья, рассматривающая теоретические основы формирования детских ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_tsennostey_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования ценностей детей младшего школьного возраста
Категория «ценность» относится к числу общенаучных, данное понятие входит в категориальный аппарат философии, социологии, психологии, ее значение велико и для педагогики.
Философский словарь под общей редакцией В.Е. Кемерова характеризует «ценность» как сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемую людьми форму их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое.
Ценности включают в себя культурные ценности, семейные традиции и ценностные ориентации. Культурные ценности – это нравственность и культура поведения. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома. Сюда входят: распорядок дня, уклад жизни, обычаи и привычки членов семьи. «Ценностные ориентации – понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности. Они выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка» (Психологический словарь, 1983, С.400). Ценностные ориентации – это индивидуальное отражение ценностей в сознании человека. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации – индивиду. Они представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением. Ценностные ориентации формируются в процессе приобретения социального опыта и находят отражение в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
В младшем школьном возрасте формируются такие семейные ценности, как любовь, доверие, доброта, уважение, взаимопонимание, прощение, семейные традиции. Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту. Любовь к родителям естественна для ребёнка. Это, пожалуй, самая большая радость и для детей, и для родителей. Доверие – открытые, положительные взаимоотношения между людьми, которые содержат уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека. Первоочередная задача родителей – не потерять доверие детей к их подростковому периоду. Доброта – это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Индивиду, не приемлющему такой ценности, как доброта, трудно жить среди людей. Он одинок и несчастен. Уважение – это признание прав, достоинств, личных особенностей человека. Уважение к себе и к другим начинается в семье, от этого зависит гармоничное развитие личности. Взаимопонимание – способ отношений между людьми, при котором на практике учитываются позиции и интересы общающихся сторон. Без взаимопонимания нет нормального общения. Нужно стремиться воспитывать в детях умение поставить себя на место другого человека. Прощение – отказ от возмездия за обиду или нанесённый ущерб. Злопамятный человек не может в должной мере радоваться жизни. Семейные традиции дают ощущение стабильности, сплачивают и объединяют родных, воспитывают в детях уважение к старшим, прививают им тягу к труду и порядку.
В младшем школьном возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей – совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего, самих родителей как субъектов воспитания. Весьма важен эмоциональный тон семейных взаимоотношений. Ведь младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Одним из главных условий воспитания ребёнка в семье является и авторитет родителей. Авторитетом является влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Однако любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета могут не совпадать. Без авторитета нельзя воспитать ребёнка, сформировать в нём качества хорошего человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...
Особенности мышления у детей младшего школьного возраста
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, э...
Родительское собрание "Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста"
материал к родительскому собранию...
Методики для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР
Представлены методики: "Корректурная проба", тест Пьерона-Рузера, "Запомни и раставь точки", "Расстановка чисел"...
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...
Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста.
Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста....
Особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Учебная деятельность требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции в...