Памятка для родителей "У нас тревожный ребёнок"
статья
Тревожный ребёнок, как ему помочь учиться лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnyy_rebyonok_pamyatka_dlya_roditeley.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка родителям тревожных детей.
Наблюдая за первоклассниками, которые пришли в этом году в мой класс, я обратила внимание на появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных учеников. Думаю, что это связано с нестабильностью в современном мире: террористические акты, военные конфликты, катастрофы и даже неблагоприятная экономическая ситуация становятся для детей травмирующей ситуацией.
Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, детям передается общая тревога.
Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и учителей. Вот с ними чаще всего и приходится иметь дело.
Что такое тревожность? Это повышенная склонность испытывать опасения и беспокойство, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности. Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.
Откуда берется повышенная тревожность?
- Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.
- Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.
- Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное - чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел - не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.
Типы тревожных детей:
1. Невротики. Дети с соматическими проявлениями (нервные тики, заикания, энурез, и т. д.) Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребёнка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
2. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчёркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учёбе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны родителей и близких. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы, надо давать выход их активности.
3. Застенчивые. Обычно это тихие дети, безынициативны, очень старательны в учёбе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам.
4. Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Ведут себя так, как будто от всех ждут подвоха. Важно найти в таких детях область, которая им интересна (динозавры, компьютер, и т. д.) и через обсуждение, общение на эту тему налаживать общение.
Характерные черты тревожных детей
1. После нескольких недель болезни ребёнок не хочет идти в школу.
2. Ребёнок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
3. Ребёнок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определённой последовательности.
4. Ребёнок легковозбудимый и эмоциональный, он может «заразиться»
тревожностью от близких людей.
5. Ребёнок сильно нервничает во время контрольных работ, постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
6. Быстро устаёт, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
7. Если не удаётся сразу выполнить задание, такой ребёнок отказывается от
дальнейшего выполнения.
8. Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
Портрет тревожного ребенка
Неуверенный, зажатый, напряженный, замкнутый, необщительный, уходит в себя, легко расстраивается, много переживает, боится сделать что-то не так, неправильно, старается держать свои проблемы при себе, испытывает чрезмерное беспокойство, чувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры , приступать к новым видам деятельности, имеет низкий уровень самооценки, ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено, ставьте«+», если это проявление встречается периодически, ставьте 0, если отсутствует, ставьте «—».
Тест выполняют родители детей 4—10 лет.
Ваш ребенок:
1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
2. Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или «уходит» в себя.
14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
15. Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.
Возможные варианты ответов:
Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.
от 20 до 30 баллов — невроз;
от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время;
от 10 до 15 баллов — нервное расстройство, но не обязательно
достигающее стадии заболевания;
от 5 до 9 баллов — необходимо внимание к этому ребенку;
менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.
Как вести себя родителям тревожных детей
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими. Успехи ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
7. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
8. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин, то, что Вы разрешали раньше.
9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказания лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
11. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
12. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка-буклет "Советы взрослым от ребёнка"
Всегда ли родители правильно строят отношения со своим ребёнком? Может эти советы от имени ребёнка помогут пересмотреть взаимоотношения взрослых и детей?...
Родительское собрание по теме "Застенчивый и тревожный ребёнок"
Родительское собрание по теме: "Застенчивый и тревожный ребёнок"...
Тревожный ребёнок. Рекомендации родителям.
Рекомендации для родителей о том, как вести себя с ребёнком, если он проявляет тревожность....
Тревожный ребёнок. Рекомендации для родителей.
В статье содержится анкета для определения степени тревожности ребёнка, рекомендации по профилактике тревожности....
Памятка «Как общаться с тревожным ребенком»
Памятка «Как общаться с тревожным ребенком»...
Диагностика выявления тревожности ребёнка
План занятия:Приветствие учащихся.Игра с уч-ся « Если весело живется – делай так».Игра с уч-ся « Чего я боюсь».Диагностика уровня развития коллектива.Интерпретация ...
Тревожный ребёнок
О детской тревожности: причины, симптомы и рекомендации...