Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников
статья
Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_priemy_sredstva_patrioticheskogo_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников.
Эффективность патриотической работы с учащимися во многом зависит от разнообразия методов, приемов, средств обучения и воспитания.
Специальные исследования показали, что начинать патриотическое воспитания надо с интересного и близкого каждому ребенку. Эффективно применять моделирование, например, составить вместе с родителями историю семьи – родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Важное место в учебном процессе могут занять ролевые игры, нацеленные на владение определенными знаниями о Родине. Игру-обучение мы начинаем с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для ребенка Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой родиной — тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.
Важно организовать работу в группах при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге - патриотизма.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к учителю кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями.
Все наблюдения в природе сопровождались упражнениями детей в описании ярких моментов жизни природы, сочинением сказок, рассказов. Тем самым дети учились слышать и чувствовать тонкие нюансы, смысловые и эмоциональные оттенки слова.
Воспитание любви к родному слову немыслимо без хороших книг, без чтения. Поэтому с первых дней пребывания в школе, необходимо постоянно обращаться к книге, побуждать детей к чтению. Для этого мы используем собственное выразительное чтение, обсуждение прочитанных книг.
Обратимся к прекрасной мысли В. А. Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».
Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является составным элементом воспитывающей среды. Смена времен года, наблюдения за природными объектами и явлениями, размышления над причинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений - все это пробуждает мысль детей. Для закрепления знаний используются дидактические игры: «Что на дереве растет?», «Кто, где живет?» или « Кто прилетел к кормушке?».
Беседа – метод убеждения. Формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей.
Экскурсии, как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.
Уроки мужества – форма проведения занятия, призванная познакомить с основными историческими, военными событиями страны. Проводятся в рамках «Календаря знаменательных дат» и «Дней воинской славы России»:
- «900 дней и ночей»,
- «Ленинград! Я ещё не хочу умирать…»
- «Сталинградская битва»
- «Поклонимся великим тем годам…»
- «Тот весёлый и счастливый, ясный май…»
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание имеет особое значение, т.к. патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...
Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"
Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....
Краеведение – как средство патриотического воспитания младших школьников
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма игражданственности, так как основы жизнеспособности любо...
Педагогические условия и средства патриотического воспитания младших школьников
В патриотическом воспитании в начальной школе используются разнообразные средства и методы, которые способствуют как расширению кругозора, так и воспитанию познавательных интересов, развитию творчески...
Уроки в начальной школе как средство патриотического воспитания младших школьников
Уроки в начальной школе как средство патриотического воспитания младших школьников...
Народные игрушки как средство патриотического воспитания младших школьников
Дети – наше будущее и их нужно воспитывать на национальных традициях, в духе уважения и любви к семье, своему дому и Родине....
Презентация на тему "Художественные фильмы, как средство патриотического воспитания младших школьников"
В презентации рассказывается, что фильмы влияют на воспитание детей. И их можно использовать при обучении....